Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:21, реферат
На сегодняшний день в нашем мире очень много различных по своему виду проблем: государственных, личных, национальных, политических и других. Но одной из самых важных, запутанных проблем является то,что мы, люди, не знаем о себе много или не хотим знать.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
МОЁ ПОНИМАНИЕ СЛОВА И ТЕРМИНА «ЛИЧНОСТЬ»…………… 3-4
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………… 4-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14
ЛИТЕРАТУРА…………………………
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
МОЁ ПОНИМАНИЕ СЛОВА И ТЕРМИНА «ЛИЧНОСТЬ»…………… 3-4
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………… 4-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в нашем мире очень много различных по своему виду проблем: государственных, личных, национальных, политических и других. Но одной из самых важных, запутанных проблем является то,что мы, люди, не знаем о себе много или не хотим знать. На протяжении многих лет такие течения в науке как астрология, теология, философия занимаются тем, что предпринимают попытки понять как всю сложность поведения людей, так и саму сущность человека. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, рассуждает о природе человека в концепциях, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагаясь на интуицию. Например, вместо того, чтобы предполагать почему некоторые из людей - алкоголики, наркоманы исследователи должны сформулировать свое представление о способах лечения и профилактики таких психических заболеваний в то время, как мы, обычные люди, можем ссылаться на то, что этот человек начал чрезмерно употреблять алкоголь потому, что у него большие проблемы в личной жизни - мы просто предполагаем.Другая цель психологии личности заключается в том, чтобы помогать получать людям удовлетворение от жизни. Сегодня – это различные обучающие программы, формы психотерапии.
МОЁ ПОНИМАНИЕ СЛОВА И ТЕРМИНА «ЛИЧНОСТЬ»
Для понимания поставленного вопроса, нужно разобраться в самой основе – что такое личность?
Существует несколько определений личности, но каждый человек это слово, термин «личность» будет понимать по-своему. В английском языке слово личность происходит от латинского «persona».Первоначально это слово означало маски ,которые надевали актеры в театре. Некоторые рассматривали личность как сочетание характеристик индивида – «общительная личность», «необыкновенная личность», «неорганизованная личность» и др. Некоторые рассматривали личность как поле для исследования. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, силой воли, высокой уверенностью в себе и т.д. У некоторых эти качества выражены больше, у других - меньше.
Безусловно, все эти определения личности имеют место быть. Прочитав, проанализировав все эти определения, я могу сказать, что личность я понимаю как систему характеристик, которые определяют устойчивость поведения человека в различных ситуациях.
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
В настоящее время существуют различные направления (психодинамическое, диспозициональное, научающе-бихевиоральное, социально-когнитивное, гуманистическое, феноменологическое), подходы, которые помогают изучению личности и для объяснения поведения человека. Каждый подход имеет свою теорию ,представления о личности. На сегодняшний день нам известны:
Далее нужно задаться вопросом: для чего нужны теории личности?Если бы поведение человека было совершенно понятным , то не было бы необходимости в создании теорий личности. Теории личности — это гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Так как все люди разные, то и существуют теории, которые помогают объяснить и предсказать поведение человека. Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность выявить, объяснить личностные характеристики и способ их взаимодействия, понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Например, некоторые теоретики убеждены в том , что корни поступков людей, источники мотивации захоронены в отдаленном прошлом .Другие полагают, что люди в значительной степени осознают свои мотивы, а их поведение является результатом обстоятельств.
Например, Абрахам Маслоу был убежден в том, что большинство наших поступков является следствием сознательного и свободного выбора. Таким образом, можно сказать ,что его теория основана на том, кем человек мог бы стать. В соответствии с этим исходным положением и построена его теория личности.
Зигмунд Фрейд в своей теории утверждал, что поведение человека в значительной степени обусловлено неосознаваемыми факторами. Его представление о том, что деятельность человека изначально предопределена, получило развитие в теории, которая особо подчеркивала контроль над всеми формами поведения со стороны бессознательного.
По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, в каждом проявлении личности. В этой теории выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.Адлер утверждал,что поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности. Поскольку люди могут выбирать, они способны осознавать события, оценивать их и делать соответствующие выводы. Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, дают понимание того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.
Таким образом, согласно Адлеру, практически все, что делают люди - преодоление ощущения своей неполноценности.
Юнг выделил структуру души и утверждал, что она состоит из трех компонентов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем и воспринимаем себя людьми.
Личное бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Карл Юнг обратил свое внимание на то, что личное бессознательное содержит в себе систему мыслей, чувств и воспоминаний людей, вынесенных ими из его прошлого личного опыта. Согласно этому Юнг утверждал, что все эти эмоции, переживания могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение человека.
Карл Юнг выделял коллективное бессознательное как наиболее глубокий слой в структуре личности. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».
Таким образом, можно сказать, что содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и оно является аналогичным для всего человечества, так как в себе содержит даже следы памяти наших человекообразных предков.
С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. В своей теории Фромм обратил внимание на то, что на формирование и развитие личности влияют социологические, политические, экономические и религиозные факторы. Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Этот вид он назвал - позитивная свобода.
Таким образом, эта теория показывает нам, что различные факторы жизни взаимодействуют с человеческими потребностями, тем самым способствуя процессу формирования самой личности. Также, по утверждению Фромма, результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.
Эрик Эриксон выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я».Он утверждал, что существуют психологические стадии развития «Я», в ходе которого человек устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. По его мнению, становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.
Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится более компетентным. Также Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями , в котором существует семья. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие личности неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных ценностей. В своей теории он охватывает не какую-то определенную стадию развития(детство или зрелость),а все жизненное пространство человека.
Таким образом, теория Эриксона основана на достоинствах человека, раскрывающихся в различные периоды его развития.
Карен Хорни утверждала, что отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности ребенка. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют к нему любовь и тепло , тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. А значит, будет формироваться здоровая личность. Значит, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, то возможно нездоровое развитие личности. Этому могут способствовать такие действия в поведении родителей : насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание более сильного внимания его братьям и сестрам . Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей ,по мнению Хорни, является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Это происходит тогда, когда ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды .Исходя из этого, можно сказать ,что базальная тревога — ощущение беспомощности во враждебном мире — является основой невроза. Прочитав эту теорию, видно, что Хорни, исследовав все потребности и объединив их, описала потребности, которые люди используют с целью борьбы с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. Затем Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: