Теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:21, реферат

Описание работы

На сегодняшний день в нашем мире очень много различных по своему виду проблем: государственных, личных, национальных, политических и других. Но одной из самых важных, запутанных проблем является то,что мы, люди, не знаем о себе много или не хотим знать.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
МОЁ ПОНИМАНИЕ СЛОВА И ТЕРМИНА «ЛИЧНОСТЬ»…………… 3-4
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………… 4-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14
ЛИТЕРАТУРА…………………………

Файлы: 1 файл

реферат теория.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

МОЁ ПОНИМАНИЕ СЛОВА И ТЕРМИНА «ЛИЧНОСТЬ»…………… 3-4

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………… 4-13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в нашем мире очень много различных по своему виду проблем: государственных, личных, национальных, политических и других. Но одной из самых важных, запутанных проблем является то,что мы, люди, не знаем о себе много или не хотим знать. На протяжении многих лет такие течения в науке как астрология, теология, философия занимаются тем, что предпринимают попытки понять как всю сложность поведения людей, так и саму сущность человека. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, рассуждает о природе человека в концепциях, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагаясь на интуицию. Например, вместо того, чтобы предполагать почему некоторые из людей - алкоголики, наркоманы исследователи должны сформулировать свое представление о способах лечения и профилактики таких психических заболеваний в то время, как мы, обычные люди, можем ссылаться на то, что этот человек начал чрезмерно употреблять алкоголь потому, что у него большие проблемы в личной жизни - мы просто предполагаем.Другая цель психологии личности заключается в том, чтобы помогать получать людям удовлетворение от жизни. Сегодня – это различные обучающие программы, формы психотерапии.

 

МОЁ ПОНИМАНИЕ СЛОВА И ТЕРМИНА «ЛИЧНОСТЬ»

Для понимания поставленного вопроса, нужно разобраться в самой основе – что такое личность?

Существует несколько определений личности, но каждый человек это слово, термин «личность» будет понимать по-своему. В английском языке слово личность происходит от латинского «persona».Первоначально это слово означало маски ,которые надевали актеры в театре. Некоторые рассматривали личность как сочетание характеристик индивида – «общительная личность», «необыкновенная личность», «неорганизованная личность» и др. Некоторые рассматривали личность как поле для исследования. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, силой воли, высокой уверенностью в себе и т.д. У некоторых эти качества выражены больше, у других - меньше.

Безусловно, все эти определения личности имеют место быть. Прочитав, проанализировав все эти определения, я могу сказать, что личность я понимаю как  систему характеристик, которые определяют устойчивость поведения человека в различных ситуациях.

 

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

В настоящее время существуют различные направления (психодинамическое, диспозициональное, научающе-бихевиоральное, социально-когнитивное, гуманистическое, феноменологическое), подходы, которые помогают изучению личности и для объяснения поведения человека. Каждый подход имеет свою теорию ,представления о личности. На сегодняшний день нам известны:

  • Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности.
  • Альфред Адлер: индивидуальная теория личности.
  • Карл Гюстав Юнг: аналитическая теория личности.
  • Эрих Фромм: гуманистическая теория личности.
  • Эрик Эриксон: эго – теория личности.
  • Карен Хорни: социокультурная теория личности.
  • Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности.
  • Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности.
  • Г анс Айзенк: теория типов личности.
  • Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения.
  • Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности.
  • Джулиан Роттер: теория социального научения.
  • Д жордж Келли: когнитивная теория личности.
  • А брахам Маслоу: гуманистическая теория личности.
  • Карл Роджерс: феноменологическая теория личности.

 

Далее нужно задаться вопросом: для чего нужны теории личности?Если бы поведение человека было совершенно понятным , то не было бы необходимости в создании теорий личности. Теории личности — это гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Так как  все люди разные, то и существуют теории, которые помогают объяснить и предсказать поведение человека. Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность выявить, объяснить личностные характеристики и способ их взаимодействия, понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Например, некоторые теоретики убеждены в том , что корни поступков людей, источники мотивации захоронены в отдаленном прошлом .Другие полагают, что люди в значительной степени осознают свои мотивы, а их поведение является  результатом обстоятельств.

Например, Абрахам Маслоу был убежден в том, что большинство наших поступков является следствием сознательного и свободного выбора. Таким образом, можно сказать ,что его теория основана на том, кем человек мог бы стать. В соответствии с этим исходным положением и построена его теория личности.

  • Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности.

Зигмунд Фрейд в своей теории утверждал, что поведение человека в значительной степени обусловлено неосознаваемыми факторами. Его представление о том, что деятельность человека изначально предопределена, получило развитие в теории, которая особо подчеркивала контроль над всеми формами поведения со стороны бессознательного.

  • Альфред Адлер: индивидуальная теория личности.

По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, в каждом проявлении личности. В этой теории  выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.Адлер утверждал,что поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности. Поскольку люди могут выбирать, они способны осознавать события, оценивать их и делать соответствующие выводы. Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, дают понимание того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

Таким образом, согласно Адлеру, практически все, что делают люди - преодоление ощущения своей неполноценности.

  • Карл Гюстав Юнг: аналитическая теория личности.

Юнг выделил структуру души и утверждал, что она состоит из трех компонентов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

  • сознание - Эго; 

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем и воспринимаем себя людьми.

  • личное бессознательное ;

Личное бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Карл Юнг обратил свое внимание на то, что личное бессознательное содержит в себе систему мыслей, чувств и воспоминаний людей, вынесенных ими из его прошлого личного опыта. Согласно этому Юнг утверждал, что все эти эмоции, переживания могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение человека.

  • Коллективное бессознательное;

Карл Юнг выделял коллективное бессознательное как наиболее глубокий слой в структуре личности. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».

Таким образом, можно сказать, что содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и оно является аналогичным  для всего человечества, так как в себе содержит даже следы памяти наших человекообразных предков.

  • Эрих Фромм: гуманистическая теория личности.

С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. В своей теории  Фромм обратил внимание на то, что на формирование и развитие личности влияют социологические, политические, экономические и религиозные факторы. Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Этот вид он назвал - позитивная свобода.

Таким образом, эта теория показывает нам, что различные факторы жизни взаимодействуют с человеческими потребностями, тем самым способствуя процессу формирования самой личности. Также, по утверждению Фромма, результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

  • Эрик Эриксон: эго – теория личности.

Эрик Эриксон выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я».Он утверждал, что существуют психологические стадии развития «Я», в ходе которого человек устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. По его мнению, становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

 Эриксон считал, что  человек, взаимодействуя с окружением  в процессе своего развития, становится  более компетентным. Также  Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями , в котором существует семья. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие личности неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных  ценностей. В своей теории он охватывает не какую-то определенную стадию развития(детство или зрелость),а все жизненное пространство человека.

Таким образом, теория Эриксона основана на достоинствах человека, раскрывающихся в различные периоды его развития.

  • Карен Хорни: социокультурная теория личности.

Карен Хорни утверждала, что отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности ребенка. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют к нему  любовь и тепло , тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. А значит, будет формироваться здоровая личность. Значит, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, то  возможно нездоровое  развитие личности. Этому могут способствовать такие действия в поведении родителей : насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание более сильного внимания  его братьям и сестрам . Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей ,по мнению Хорни, является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Это происходит тогда, когда ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды .Исходя из этого, можно сказать ,что базальная тревога — ощущение беспомощности во враждебном мире — является основой невроза. Прочитав эту теорию, видно, что Хорни, исследовав все потребности и объединив их, описала  потребности, которые люди используют с целью борьбы с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. Затем Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения:

  • ориентация «от людей» - обособленный тип. Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе.
  • ориентация  «против людей» - враждебный тип. Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь — это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь — деньгах, престиже, контактах или идеях.
  • ориентация «к людям» - уступчивый тип. Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности.
  • Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности.

Информация о работе Теория личности