Теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:21, реферат

Описание работы

На сегодняшний день в нашем мире очень много различных по своему виду проблем: государственных, личных, национальных, политических и других. Но одной из самых важных, запутанных проблем является то,что мы, люди, не знаем о себе много или не хотим знать.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
МОЁ ПОНИМАНИЕ СЛОВА И ТЕРМИНА «ЛИЧНОСТЬ»…………… 3-4
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………… 4-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..14
ЛИТЕРАТУРА…………………………

Файлы: 1 файл

реферат теория.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

Гордон Олпорт — полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Помимо черт Олпорт выделял у человека особую структуру — проприум. Понятие «проприум» близко к понятию «Я» гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека. Проприум представляет  собой такое понятие, которое человек принимает, как «мое».В развитии проприума основную роль Олпорт отводил обществу, хотя и считал, что черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума. Человека, имеющего развитый проприум, Оллпорт называл зрелой личностью.

Можно сказать,что в своей теории Олпорт хотел показать то, что черты личности никогда не выражаются абсолютно  одинаково у любых двух людей. Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности.

  • Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности.

Для Кеттела личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт, его главная концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт.По его мнению, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать на то или иное явление определенным образом в разных ситуациях и в разное время.Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.

Также Рэймонд Кеттел считает, что для предсказания поведения можно выводить уравнения, основываясь на точных измерениях тех личностных особенностей, которые  уместны в данной ситуации.

Согласно Кеттелу, можно сказать, что помимо непосредственного воздействия ситуационных факторов, на поведение людей в большой мере влияют те группы, к которым они принадлежат (семья, церковь, группы сверстников, коллеги, школа, национальность). Посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но также и социальные группы, членами которых они являются.

  • Г анс Айзенк: теория типов личности.

 Для Айзенка в личности чрезвычайно важны два основных параметра: интроверсия — экстраверсия и стабильность—нейротизм.Еще он выделяет третий параметр, который также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности. называемый психотизм—сила суперэго.

Английский исследователь Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия-экстраверсия» (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структуры мозга — ретикулярной формации. У интровертов ретикулярная формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром. Экстраверты, наоборот, тянутся к  людям, острой пище и т. д. потому, что у них пониженный тонус коры, — их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.

Таким образом, можно сказать, основным блоком личности в рамках диспозиционального подхода является темперамент. Айзенк, даже сравнивает темперамент с личностью. Определенные соотношения свойств темперамента составляют типы темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик). Теория типов личности Айзенка также основывается на факторном анализе. Его модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Айзенк подчеркивает в своей теории то, что типы личности не являются конечными .

  • Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения.

Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение — значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой — либо свободной воли или любого другого «сознательного» явления. Скиннер, однако, выступал за использование видов, стоящих на более низких ступенях эволюции, в качестве экспериментальных объектов (опыт с лошадью и каплей никотина). От других исследователей Скиннера также отличало и то, что он придавал особое значение анализу поведения единичных организмов. Он полагал, что их изучение необходимо, так как все организмы развиваются по одним и тем же законам. Таким образом, поведение отдельных крыс, голубей или людей может быть различным, а основные принципы поведения не меняются. Скиннер полагал, что, изучая одну крысу, одного голубя, одного человека, можно обнаружить и обобщить основные закономерности, присущие всем организмам.

Анализируя Скиннера, можно подумать, что в своей теории он совсем забыл о личности, но это не так.  Он делал упор на анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в окружении во времени.

  • Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности.

Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях.

  • Джулиан Роттер: теория социального научения.

Роттер обратил свое внимание на роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и Бандура, он полагает, что люди — активные участники событий, влияющих на их жизнь. Роттер, сосредоточил внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте, кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть. По его утверждению, предсказывая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы должны принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности.

  • Д жордж Келли: когнитивная теория личности.

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Главным понятием в этом направлении является «конструкт». Конструкт — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного научного подхода. Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

 

Социальное изучение личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Исследовав различные теории личности, можно сделать следующие выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности. Любая из теорий рассматривает общие вопросы: развитие личности, наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли. Отличием всех теорий является то, что каждый отмечает различные законы развития личности. Некоторые считают, что развитие зависит от роли общества, от социальной группы, в которой находится человек. Некоторые считают, что личность развивается во взаимодействии с этапами жизни. Если досконально изучить все теории, то человек получить огромную возможность в изучении и понимании людей.

 В завершении хотелось  бы отметить то, что общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 В. Н. Дружинин – Учебник  для гуманитарных вузов (Санкт-Петербург,2001г.)

Ларри А.Хьелл,Дэниел Дж.Зиглер – «Теории личности».( 3th ed., 1992)

 

 

 


Информация о работе Теория личности