Теория личностных конструктов Г.Келли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Целью и задачами данной работы является: изучение теории личностных конструктов Дж. Келли и его техники репертуарных решеток. Для изучения системы конструктов личности Дж. Келли разработал новый психодиагностический метод – «технику репертуарных решеток». Келли рассматривал теорию личных конструктов и технику репертуарных решеток в неразрывном единстве. В настоящее время репертуарные методики имеют широкую область применения. При трудностях в общении методики позволяют выявить неблагополучные зоны общения, а также те особенности индивидуального сознания и самосознания личности, которые эти трудности и конфликты в общении порождают.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Теория личностных конструктов Дж. А. Келли……………………..6
Техника репертуарных решеток……………………………………..12
Заключение………………………………………………………………20
Литература………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

теория личностных конструктов Г. Келли.docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Теория личностных конструктов Дж. А. Келли……………………..6
  2. Техника репертуарных решеток……………………………………..12

Заключение………………………………………………………………20

Литература………………………………………………………………...22

 

Введение.

Название теории личности, предложенной Дж. Келли («personal construct theory»  с английского языка на русский  переводят двумя способами: «теория  личных конструктов» и «теория личностных конструктов». В первом переводе акцент делается на том, что конструкты принадлежат  конкретному человеку, ему лично. Во втором переводе подразумевается, что  конструкт сформирован человеком  как системное личностное свойство. Лучше использовать первый перевод («теория личных конструктов»), так  как он выглядит более ясным и  однозначным.

Теория личностных конструктов  является подходом к пониманию людей, основанном на попытке войти в  их внутренний мир и представить  себе, как этот мир мог бы выглядеть  для них с наиболее выгодной позиции. Так, если вы, расходитесь во мнениях  с другим человеком, Джордж Келли мог бы предложить вам на минуту прекратить спор и сообщить вашему оппоненту, что вы готовы изложить спорный вопрос с его точки зрения и в его пользу, если он согласится сделать то же самое по отношению к вам. Это позволит установить глубоко субъективные и личные отношения с другим человеком и предоставит вам обоим возможность понять друг друга на более глубинном уровне, даже если вы не достигнете быстрого разрешения спора или не найдете базиса для соглашения. Термины, которые вы используете для понимания друг друга или для описания себя и своей позиции, получили название личностных конструктов или личностных конструкций; эти конструкты формируются на основе ваших собственных личных смыслов, а также смыслов, усвоенных вами в результате взаимодействия с вашим социальным окружением.

Вместо того чтобы перечислять  совокупность базовых потребностей или определять конкретное содержание, составляющее нашу личность, теория личностных конструктов дает возможность каждому  человеку самому представить конкретное содержание своей жизни и полагается на теоретические положения лишь затем, чтобы описать различные способы понимания того, каким образом это конкретное содержание обретает форму.

Для изучения системы конструктов  личности Дж. Келли разработал новый  психодиагностический метод – «технику репертуарных решеток». Келли рассматривал теорию личных конструктов и технику репертуарных решеток в неразрывном единстве. В настоящее время репертуарные методики имеют широкую область применения. При трудностях в общении методики позволяют выявить неблагополучные зоны общения, а также те особенности индивидуального сознания и самосознания личности, которые эти трудности и конфликты в общении порождают. Подобные диагностические задачи решают медицинские психологи и психотерапевты, оказывая помощь пациентам с нервозами и психопатиями.

Важным приложением техники  репертуарных решеток является политические технологии и маркетинг. Особенно на начальном этапе исследования, когда  исследователь еще четко не представляет установки обследуемых в отношении  интересующей его реальности. Например если неясно, какие суждения имеют  избиратели в отношении того или  иного политического лидера. Репертуарный тест как раз и позволяет установить индивидуальные, уникальные конструкты, с помощью которых человек  отражает окружающую его действительность.

К сожалению репертуарные методики пока не получили широкого распространения. Во-первых, при расчете количественных показателей по репертуарной решетке используются сложные математические процедуры, слишком трудоемкие для ручного использования. Поэтому удобно применять лишь тот репертуарный тест, который имеет компьютерную версию. Во-вторых, интерпретация математических процедур (корреляционный, факторный анализ и др.) требует от психолога определенных знаний. Это часто отпугивает психологов от применения репертуарных тестов.

Исходя из актуальности, объектом исследования данной работы является теория личностных конструктов Дж. А. Келли.

Предмет исследования контрольной  работы - техника репертуарных решеток, как психодиагностический метод для изучения системы конструктов личности.

Целью и задачами данной работы является: изучение теории личностных конструктов Дж. Келли и его техники репертуарных решеток.

  1. Теория личностных конструктов Дж. А. Келли.

 

Теория личностных конструктов  – когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX в. американским персонологом Келли. Цель теории личностных конструктов состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие  события, управляет переживаемыми  событиями.

Основным понятием в теории личности Дж. Келли является понятие  «конструкт». Вот что пишет о  конструктах Дж. Келли: «Человек смотрит  на мир через прозрачные трафареты  или шаблоны, которые он сам создает, а затем пытается подогнать к  тем реалиям, из которых состоит  мир. Подгонка не всегда оказывается  хорошей. Однако без таких шаблонов мир предстает перед ним в  виде настолько неразличимой однородности, что он не в состоянии извлечь  из него никакого смысла. Для любого человека даже плохая подгонка своих  шаблонов к реальности полезнее их полного отсутствия. Будем называть эти шаблоны, применяемые опытным  путем к истинному положению  вещей, конструктами. Конструкты суть, способы истолкования мира. Это они  дают возможность человеку, да и  более низкоорганизованным животным тоже, выстраивать лично поведения  – будь она точно сформулированной или обязательно отыгрываемой выраженной словесно или совершенно безмолвной, согласующейся или расходящейся с другими мнениями поведения, разумно  аргументированной или прочувствованной нутром» [Келли Дж.,2000, с. 18].

Таким образом "конструкт личностный" – это абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Человек проявляет себя в конструкте как целостное существо, но через конструкт может проявляться и второстепенный фрагмент ума или души человека. Личность в Теории личностных конструктов представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. Конструкт не обязательно отражает психологическое свойство, это может быть физический признак («мало весит – много весит»), а также высказывание относительно объектов, не наделенных психикой, например, товаров из магазина. Чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Валидность конструкта проверяется личностью с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".

Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший - плохой). С их помощью человек упорядочивает окружающую его действительность, познает ее, выражает к ней отношение, планирует действия и проверяет их успешность. Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы, по крайней мере, три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух. Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же конструкта. Выбор полюса конструкта называется в Теории личностных конструктов сложным выбором.

Конструкты могут иметь  вербальный, словесный, или невербальный вид, могут осознаваться в большой  или меньшей степени. Каждый человек  обладает собственной уникальной системой конструктов. Эта индивидуальная система  конструктов, отличаясь стабильностью, в то же время находится в постоянном движении, она как бы живет, дышит.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Теории личностных конструктов  выделяются специфические типы личностных конструктов:

  • упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы;
  • констелляторный, который может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным в своей области;
  • предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личности быть открытой для нового опыта.

Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования:

1) диапазон применимости, включающий в себя все события,  при которых конструкт релевантен  или применим (все конструкты  имеют ограниченный диапазон  применимости, хотя от конструкта  к конструкту границы диапазона  могут меняться);

2) фокус применимости  конструкта, специфичный для применяющего  его человека;

3) степень проницаемости  конструкта, по которой конструкты  могут различаться.

 Проницаемый конструкт  допускает в свой диапазон  применимости элементы, еще не  истолкованные в пределах его  границ. Непроницаемый конструкт,  охватывая явления, которые составляют  его первоначальную основу, остается  закрытым для интерпретации нового  опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости.

В зависимости от особенностей применимости выделяются основные и  периферические конструкты. Основные конструкты регулируют основную деятельность человека, периферические же конструкты могут меняться, не изменяя значительно основную структуру. По степени устойчивости и неизменности различаются также основные и ситуативные личностные конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личностных конструктов представляет собой  систему, важнейшей характеристикой которой является ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. Система формируемых личностью конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный- нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически фригидна.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов  могут использоваться жесты, выражения  лица и пантомимические паттерны). В качестве конструктов могут  использоваться рисунки, цвета –  все, что представляет интерес для  экспериментатора.

В Теории личностных конструктов  активно используется понятие «кроль», подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личностью мыслей и поступков других людей, деятельностно связанных с ней. Принятие роли требует, чтобы, по крайней мере, один из взаимодействующих индивидов осознавал, каким образом другой индивид интерпретирует явления или события. Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личности не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения. В теории личности Дж. Келли рассматриваются системы конструктов людей, изучаются общие и уникальные свойства этих систем, их структурные динамические и другие особенности для нормативной категории людей и при различных психических отклонениях. Для изучения системы конструктов личности Дж. Келли разработал новый психодиагностический метод – «технику репертуарных решеток». Как подчеркивал автор техника репертуарных решеток – это не столько перечень методик, сколько именно диагностический метод. В соответствии с ним психолог использует уже имеющиеся методики, или разрабатывает и применяет новые. Методики, выполненные в технике репертуарных решеток, называются по-разному: репертуарные тесты, репертуарные методики, тесты ролевых конструктов и т.д. Чаще перечисленные названия используются как синонимы.

Применение Теории личностных конструктов эффективно в понимании эмоциональных состояний личности, психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтической практике.

Исследования, проведенные  Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной  сложностью системы конструктов  личности и способностью личности к  анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность  эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных  в Теории личностных конструктов, как  перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста. В целом Теории личностных конструктов – оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

 

2. Техника репертуарных решеток.

Информация о работе Теория личностных конструктов Г.Келли