Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:40, контрольная работа
Целью и задачами данной работы является: изучение теории личностных конструктов Дж. Келли и его техники репертуарных решеток. Для изучения системы конструктов личности Дж. Келли разработал новый психодиагностический метод – «технику репертуарных решеток». Келли рассматривал теорию личных конструктов и технику репертуарных решеток в неразрывном единстве. В настоящее время репертуарные методики имеют широкую область применения. При трудностях в общении методики позволяют выявить неблагополучные зоны общения, а также те особенности индивидуального сознания и самосознания личности, которые эти трудности и конфликты в общении порождают.
Введение…………………………………………………………………..3
Теория личностных конструктов Дж. А. Келли……………………..6
Техника репертуарных решеток……………………………………..12
Заключение………………………………………………………………20
Литература………………………………………………………………...22
В теории личности Дж. Келли
большое внимание уделяется тому,
каким образом можно через
систему конструктов можно
Дж. Келли рассматривал теорию
личных конструктов и технику
репертуарных решеток в неразрывном
единстве. Такой линии придерживались
и его ближайшие последователи.
Считалось, что правильно применять
репертуарные методики может лишь тот
психолог, который досконально разобрался
в теории личных конструктов и
стал ее приверженцем. Однако со временем
связь между теорией личности
и методом репертуарного
Существует точка зрения,
что технику репертуарных решеток
целесообразно рассматривать в
категориях экспериментальной
Однако практика показывает, что изучение теории личных конструктов способствует более глубокому освоению техники репертуарных решеток. Более понятной становится терминология метода и теоретический контекст, в котором она возникла. Богатый психотерапевтический опыт Дж. Келли учит тому, как правильно сочетать диагностическую и консультативную деятельность.
Техника репертуарных решеток
(ТРР) берет свое начало от теста
Дж. Келли (1954). Репертуарные решетки
относятся к разряду
ТРР находит свое применение
как в научных исследованиях,
так и на практике, медицинскими
и социальными психологами при
диагностике и психотерапии больных,
в семейных консультациях, при подготовке
руководителей, в группах социально-
Опыт использования ТРР свидетельствует о следующем:
Техника сочетает в себе
достоинства
В ТРР хорошо совмещается
психодиагностика и психологическая
коррекция, направленная на повышение
адекватности восприятия личностью
окружающих и самой себя. Испытуемый
легко включается в обследование,
в основе которого лежит диалог с
экспериментатором о реальных людях
и ситуациях. Высказывая конструкты,
испытуемый проявляет себя, самовыражается,
что создает положительный
В то же время, нужно отметить, что техника репертуарных решеток пока недостаточно популярна среди психологов и нередко считается сложной для практического использования. Такая ситуация сложилась вероятно потому, что интерпретация результатов обследования по репертуарной методике, как и по другим проективным тестам, не является полностью формализованной и требует индивидуального подхода. Кроме того, при использовании репертуарных тестов требует важно, чтобы психолог не только владел методом беседы и был знаком с математической статистикой, но также имел в своем распоряжении компьютер с соответствующим программным обеспечением. Последнее обстоятельство чаще и является сдерживающим фактором, со временем вполне преодолимым.
Процедура репертуарного тестирования. Традиционная процедура репертуарного обследования состоит из трех этапов.
1) Выявление персонажей.
Обследуемому в соответствии
с перечнем методики
2) Выявление конструктов.
Для каждого персонажа нужно
назвать наиболее
3) Оценивание персонажей
по конструктам. Все персонажи
оцениваются по всем
Интерпретации подлежат конструкты
и описания (или портреты) персонажей
по конструктам. По конструктам можно
судить о неординарности, эгоцентричности
суждений личности в отношении других
людей. В психологических портретах
проявляются конфликтные
Материалом для интерпретации
также служат количественные показатели
репертуарной решетки, которые выявляются
методами корреляционного, факторного
и кластерного анализа. Данные статистические
методы позволяют оценить структурные
особенности социально-
Как отмечал Дж. Келли, техника репертуарных решеток - это не жесткий алгоритм и не набор раз и навсегда заданных репертуарных тестов, а психодиагностический метод. Поэтому психолог должен уметь применять именно метод и разрабатывать конкретную репертуарную методику с учетом предмета диагностики и специфики обследуемого контингента. Процедура репертуарного тестирования может варьироваться довольно широко. Различия между методиками проявляются в перечнях персонажей, способах выявления конструктов и шкалах, которые применяются при оценивании персонажей по конструктам, т. е. на всех трех этапах репертуарного тестирования.
Отдавая предпочтение той или иной разновидности процедуры, рекомендуется принимать во внимание следующее.
1) Перечень персонажей
следует тщательно продумать.
Желательно, чтобы число персонажей
не выходило за пределы 12-30.
Если число персонажей
При изучении личности в общения персонажи должны затрагивать различные сферы общения (круг близких, неформальную и формальную сферу общения, «Я образы» или компоненты Я-концепции). Например, перечень персонажей для взрослого обследуемого может быть такой: мать; отец; брат/сестра; жена/муж (близкие); друг; подруга; знакомый и знакомая, которые обследуемому не нравятся (неформальная сфера); руководитель и подчиненный, которых он ценит; руководитель и подчиненный, которых он не ценит (формальная сфера); «Я сейчас»; «Я подросток»; «Я в идеале» (Я-образы).
Хорошо, если персонажи количественно сбалансированы по модальности (число «положительных» персонажей примерно равно числу «отрицательных»), возрасту, а также по степени авторитетности, или референтности, для обследуемого.
2) Конструкты могут выявляться несколькими способами.
– Метод свободной характеристики персонажа. Если испытуемый не настроился на внимательную работу с конструктами, он склонен называть первые пришедшие в голову ассоциации, а не существенные различия между людьми. Дж. Келли полагает, что уменьшить поверхность суждений обследуемого можно, если попросить его сравнивать персонажи между собой.
– Парное сравнение персонажей.
– Сравнение персонажа
с двумя другими. Этот и предыдущий
способы сходны. Но последний считается
психометрически более
Принимая во внимание достоинства последних двух способов выявления конструктов, их не всегда удобно применить в отношении детей. В самом деле, сравнение персонажа с двумя другими, требует достаточно развитого рефлексивного мышления. Ребенка уместнее попросить просто рассказать о персонаже, т.е. применить метод свободной характеристики.
Выявление конструктов наиболее трудный этап репертуарного тестирования. Испытуемому бывает трудно самому назвать конструкт, особенно в начале обследования, он нуждается в дополнительных пояснениях и помощи психолога. И наоборот, испытуемый называет сразу несколько конструктов и не знает на каком из них остановиться. В подобных ситуациях полезно ориентироваться на следующее.
Конструкт назван самим обследуемым.
Ему при затруднениях можно помочь,
но навязывать свои конструкты психолог
не должен. Помогать испытуемому нужно,
оживляя его ассоциации, снижая настороженность,
перефразируя его вопросы, делая
процедурные уточнения. Обследуемому
следует объяснить, что от него не
ждут логически совершенных, безукоризненных
по своей психологической
Важно, чтобы психолог записал не первый названный конструкт, а наиболее примечательный для обследуемого. При этом понятен индивидуальный личностный смысл, который обследуемый вкладывает в конструкт. В конструкте испытуемый органично узнаваем, как бы живет в нем. Не следует торопиться записывать конструкт, который выражен слишком общими словами (например, «глупый – умный»). Ведь данное словосочетание разными людьми может трактоваться по-разному, причем важна именно трактовка. При выявлении конструкта психолог, таким образом, должен стремиться к единству формы и содержания в конструкте.
Иногда обследуемый
3) Для оценивания персонажей
по конструктам чаще
При обследовании детей вполне приемлемы шкалы с меньшим числом градаций, например, трехбалльная или номинальная.
Психодиагностические
Количественные показатели
репертуарной решетки выявляются методами
корреляционного, факторного и кластерного
анализа. Данные статистические методы
позволяют оценить структурные
особенности социально-
С обзором количественных
показателей можно ознакомиться
по работе Ф. Франселлы и Д. Баннистер
«Новый метод исследования личности».
Показатели распределены авторами на
группы когнитивной