Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
- Теория развития личности Э.Эриксона………………………….....4
- Восемь стадий развития личности
по Э.Эриксону………….……..7
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………...16
Введение
Как объект исследования личность
уникальна по своей сложности. Сложность эта
заключена, прежде всего, в том, что в личности
объединены различные плоскости бытия
конкретного человека – от его телесного
бытия до духовного – как живого тела,
как сознательного и активного субъекта,
как члена общества.
Само слово личность (personality)
в английском языке происходит от латинского
«persona». Персона – это маска, которую надевают
актеры в древнегреческом театре. Таким
образом, личность – это личина, социальный
образ, который индивидуальность принимает,
когда играет определенные жизненные
роли.
Каждое из определений личности,
имеющихся в научной литературе, подкреплено
экспериментальными исследованиями и
теоретическими обоснованиями и поэтому
заслуживает того, чтобы его учесть при
рассмотрении понятия «личность». Чаще
всего под личностью понимают человека
в совокупности его социальных и жизненно
важных качеств, приобретенных им в процессе
социального развития. К числу личностных
качеств также не принято относить качества
человека, характеризующие особенности
развития его познавательных психических
процессов или индивидуальный стиль деятельности,
за исключением тех, которые проявляются
в отношениях к людям и обществу в целом.
Чаще всего в содержание понятия «личность»
включают устойчивые свойства человека,
которые определяют значимые в отношении
других людей поступки.
Таким образом, личность - это
конкретный человек, взятый в системе
его устойчивых социально обусловленных
психологических характеристик, которые
проявляются в общественных связях и отношениях,
определяют его нравственные поступки
и имеют существенное значение для него
самого и окружающих.
- Теория развития
личности Эрика Эриксона
Теоретические формулировки Эриксона
касаются исключительно развития Я (эго).
Хотя он неизменно настаивал на том, что
его идеи не более, чем дальнейшее систематическое
развитие концепции Фрейда о психосексуальном
развитии в свете новых открытий в социальных
и биологических науках, Эриксон решительно
отошел от классического психоанализа
по четырем важным пунктам. Во-первых,
в его работе отчетливо виден решительный
сдвиг акцента от Оно к Я, что сам Фрейд
лишь частично признавал в последние годы
своей деятельности. С позиции Эриксона,
скорее именно Я составляет основу поведения
и функционирования человека. Он рассматривал
Я как самостоятельную структуру личности,
основным направлением развития которой
является социальная адаптация; параллельно
идет развитие Оно и инстинктов. Подобный
взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического
мышления тем, что эго-психология описывает
людей как более рациональных и поэтому
принимающих осознанные решения и сознательно
решающих жизненные проблемы. В то время
как Фрейд считал, что Я борется, пытаясь
разрешить конфликт между инстинктивными
побуждениями и моральными ограничениями,
Эриксон доказывал, что Я – это автономная
система, взаимодействующая с реальностью
при помощи восприятия, мышления, внимания
и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным
функциям Я, Эриксон считал, что человек,
взаимодействуя с окружением в процессе
своего развития, становится все более
и более компетентным.[1]
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд
относительно индивидуального взаимоотношения
с родителями и культурным контекстом,
в котором существует семья. Если Фрейда
интересовало влияние родителей на становление
личности ребенка, то Эриксон подчеркивает
исторические условия, в которых формируется
Я у ребенка. Он основывается на результатах
наблюдений за людьми, принадлежащими
к различным культурам, чтобы показать:
развитие Я неизбежно и тесно связано
с меняющимися особенностями социальных
предписаний и системой ценностей.[1]
В-третьих, теория развития Я охватывает
все жизненное пространство индивидуума
(то есть от младенчества до зрелости и
старости). Фрейд, напротив, ограничился
влиянием ранних детских переживаний
и не уделял внимания вопросам развития
за пределами генитальной стадии.
И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона
различные взгляды на природу и разрешение
психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда
было раскрытие сущности и особенностей
влияния на личность неосознаваемой психической
жизни, а также объяснение того, как ранняя
травма может привести к психопатологии
в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою
задачу в том, чтобы привлечь внимание
к способности человека преодолевать
жизненные трудности психосоциального
характера. Его теория ставит во главу
угла качества Я, то есть его достоинства, раскрывающиеся
в различные периоды развития. Возможно,
это последнее различие является ключевым
для понимания концепции Эриксона об организации
и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому
предупреждению о том, что люди обречены
на социальное угасание, если отдадутся
своим инстинктивным стремлениям, противостоит
оптимистическое положение о том, что
каждый личный и социальный кризис представляет
собой своего рода вызов, приводящий индивидуума
к личностному росту и преодолению жизненных
препятствий. Знание того, как человек
справлялся с каждой из значимых жизненных
проблем или как неадекватное разрешение
ранних проблем лишило его возможности
справляться с дальнейшими проблемами,
составляет, по мнению Эриксона, единственный
ключ к пониманию его жизни.[1]
Пока мы касались только основных теоретических
расхождений между Эриксоном и Фрейдом.
Однако стоит отметить, что существуют
и вопросы, по которым между ними существует
согласие. Например, оба теоретика сходятся
в том, что стадии развития личности предопределены,
и порядок их прохождения является неизменным.
Эриксон также признает биологические
и половые основы всех более поздних мотивационных
и личностных диспозиций, а также принимает
фрейдовскую структурную модель личности
(Оно, Я, Сверх-Я). Однако, несмотря на наличие
сходных положений, многие персонологи
считают, что теоретические посылки Эриксона
отличаются от таковых в классическом
психоанализе.[1]
- Восемь стадий развития
личности по Э.Эриксону
Стадия 1. Младенчество. Доверие или недоверие. (1-ый
год жизни). Первая стадия развития человека соответствует
оральной фазе классического психоанализа
и обычно охватывает первый год жизни.
В этот период, считает Эриксон, развивается
параметр социального взаимодействия,
положительным полюсом которого служит
доверие, а отрицательным —недоверие.
Степень доверия, которым ребенок
проникается к окружающему миру, к другим
людям и к самому себе, в значительной
степени зависит от проявляемой к нему заботы.
Младенец, который получает все, что хочет,
потребности которого быстро удовлетворяются,
который никогда долго не испытывает недомогания,
которого баюкают и ласкают, с которым
играют и разговаривают, чувствует, что
мир, в общем, место уютное, а люди—существа
отзывчивые и услужливые. Если же ребенок
не получает должного ухода, не встречает
любовной заботы, то в нем вырабатывается
недоверие - боязливость и подозрительность
по отношению к миру вообще, к людям в частности,
и недоверие это он несет с собой в другие
стадии его развития.[2]
Необходимо подчеркнуть, однако,
что вопрос о том, какое начало одержит
верх, не решается раз и навсегда в первый
год жизни, но возникает заново на каждой
последующей стадии развития. Это и несет
надежду и таит угрозу. Ребенок, который
приходит в школу с чувством настороженности,
может постепенно проникнуться доверием
к какой-нибудь учительнице, не допускающей
несправедливости по отношению к детям.
При этом он может преодолеть первоначальную
недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший
в младенчестве доверчивый подход к жизни,
может проникнуться к ней недоверием на
последующих стадиях развития, если, скажем,
в случае развода родителей в семье создается
обстановка, переполненная взаимными
обвинениями и скандалами.
Стадия 2. Достижение
равновесия
Самостоятельность и нерешительность
Вторая стадия охватывает второй
и третий год жизни, совпадая с анальной
фазой фрейдизма. В этот период, считает
Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на
основе развития его моторных и психических
способностей. На этой стадии ребенок
осваивает различные движения, учится
не только ходить, но и лазать, открывать
и закрывать, толкать и тянуть, держать,
отпускать и бросать. Малыши наслаждаются
и гордятся своими новыми способностями
и стремятся все делать сами: разворачивать
леденцы, доставать витамины из пузырька,
спускать в туалете воду и т.д. Если родители
предоставляют ребенку делать то, на что
он способен, а не торопят его, у ребенка
вырабатывается ощущение, что он владеет
своими мышцами, своими побуждениями,
самим собой и в значительной мере своей
средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение
и спешат сделать за ребенка то, на что
он и сам способен, у него развивается стыдливость
и нерешительность. Конечно, не бывает
родителей, которые ни при каких условиях
не торопят ребенка, но не так уж неустойчива
детская психика, чтобы реагировать на
редкие события. Только в том случае, если
в стремлении оградить ребенка от усилий
родители проявляют постоянное усердие,
неразумно и неустанно браня его за «несчастные
случаи», будь то мокрая постель, запачканные
штанишки, разбитая чашка или пролитое
молоко, у ребенка закрепляется чувство
стыда перед другими людьми и неуверенность
в своих способностях управлять собой
и окружением.[2]
Если из этой стадии ребенок
выйдет с большой долей неуверенности,
то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем
на самостоятельности и подростка, и взрослого
человека. И наоборот, ребенок, вынесший
из этой стадии гораздо больше самостоятельности,
чем стыда и нерешительности, окажется
хорошо подготовлен к развитию самостоятельности
в дальнейшем. И опять-таки соотношение
между самостоятельностью, с одной стороны
и стыдливостью и неуверенностью - с другой,
установившееся на этой стадии, может
быть изменено в ту или другую сторону
последующими событиями.
Стадия 3. Предприимчивость
и чувство вины
Третья стадия обычно приходится
на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник
уже приобрел множество физических навыков,
он умеет и на трехколесном велосипеде
ездить, и бегать, и резать ножом, и камни
швырять. Он начинает сам придумывать
себе занятия, а не просто отвечать на
действия других детей или подражать им.
Изобретательность его проявляет себя
и в речи, и в способности фантазировать. Социальный
параметр этой стадии, говорит Эриксон,
развивается между предприимчивостью на
одном полюсе ичувством вины на другом.
От того, как в этой стадии реагируют родители
на затеи ребенка, во многом зависит, какое
из этих качеств перевесит в его характере.
Дети, которым предоставлена инициатива
в выборе моторной деятельности, которые
по своему желанию бегают, борются, возятся,
катаются на велосипеде, на санках, на
коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость.
Закрепляет ее и готовность родителей
отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная
предприимчивость) и не мешать ему фантазировать
и затевать игры. Но если родители показывают
ребенку, что его моторная деятельность
вредна и нежелательна, что вопросы его
назойливы, а игры бестолковы, он начинает
чувствовать себя виноватым и уносит это
чувство вины в дальнейшие стадии жизни.[2]
Стадия 4. Умелость и неполноценность
Четвертая стадия — возраст
от шести до одиннадцати лет, годы начальной
школы. Классический психоанализ называет
их латентной фазой. В этот период любовь
сына к матери и ревность к отцу (у девочек
наоборот) еще находится в скрытом состоянии.
В этот период у ребенка развивается способность
к дедукции, к организованным играм и регламентированным
занятиям. Только теперь дети учатся играть
в камешки и другие игры, где надо соблюдать
очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный
параметр этой стадии характеризуется умелостью с
одной стороны и чувством неполноценности -
с другой.
В этот период у ребенка обостряется
интерес к тому, как вещи устроены, как
их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.
Этому возрасту понятен и близок Робинзон
Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся
интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм,
с которым Робинзон описывает во всех
подробностях свои занятия. Когда детей
поощряют мастерить что угодно, строить
шалаши и авиамодели, варить, готовить
и рукодельничать, когда им разрешают
довести начатое дело до конца, хвалят
и награждают за результаты, тогда у ребенка
вырабатывается умелость и способности
к техническому творчеству. Напротив,
родители, которые видят в трудовой деятельности
детей одно «баловство» и «пачкотню»,
способствуют развитию у них чувства неполноценности.[2]
В этом возрасте, однако, окружение
ребенка уже не ограничивается домом.
Наряду с семьей важную роль в его возрастных
кризисах начинают играть и другие общественные
институты. Здесь Эриксон снова расширяет
рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего
лишь влияние родителей на развитие ребенка.
Пребывание ребенка в школе и отношение,
которое он там встречает, оказывает большое
влияние на уравновешенность его психики.
Ребенок, не отличающийся сметливостью,
в особенности может быть травмирован
школой, даже если его усердие и поощряется
дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу
для умственно отсталых детей, но он усваивает
учебный материал медленнее, чем сверстники,
и не может с ними соревноваться. Непрерывное
отставание в классе несоразмерно развивает
у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого
мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных
насмешек дома, может оживить ее в школе
благодаря советам и помощи чуткого и
опытного учителя. Таким образом, развитие
этого параметра зависит не только от
родителей, но и от отношения других взрослых.[2]
Стадия 5. Кризис подросткового возраста
Идентификация личности и путаница
ролей
При переходе в пятую стадию (12-18
лет) ребенок сталкивается, как утверждает
классический психоанализ, с пробуждением
«любви и ревности» к родителям. Успешное
решение этой проблемы зависит от того,
найдет ли он предмет любви в собственном
поколении. Эриксон не отрицает возникновения
этой проблемы у подростков, но указывает,
что существуют и другие. Подросток созревает
физиологически и психически, и в добавление
к новым ощущениям и желаниям, которые
появляются в результате этого созревания,
у него развиваются и новые взгляды на
веши, новый подход к жизни. Важное место
в новых особенностях психики подростка
занимает его интерес к мыслям других
людей, к тому, что они сами о себе думают.
Подростки могут создавать себе мысленный
идеал семьи, религии, общества, по сравнению
с которым весьма проигрывают далеко несовершенные,
но реально существующие семьи, религии
и общества. Подросток способен вырабатывать
или перенимать теории и мировоззрения,
которые сулят примирить все противоречия
и создать гармоническое целое. Короче
говоря, подросток - это нетерпеливый идеалист,
полагающий, что создать идеал на практике
не труднее, чем вообразить его в теории.
Эриксон считает, что возникающий в этот
период параметр связи с окружающим колеблется
между положительным полюсомидентификации
«Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей.
Иначе говоря, перед подростком, обретшим
способность к обобщениям, встает задача
объединить все, что он знает о себе самом
как о школьнике, сыне, спортсмене, друге,
бойскауте, газетчике и так далее. Все
эти роли он должен собрать в единое целое,
осмыслить его, связать с прошлым и проецировать
в будущее. Если молодой человек успешно
справится с этой задачей — психосоциальной
идентификацией, то у него появится ощущение
того, кто он есть, где находится и куда
идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители
оказывали более или менее прямое воздействие
на исход кризисов развития, влияние их
теперь оказывается косвенным. Если благодаря
родителям подросток уже выработал доверие,
самостоятельность, предприимчивость
и умелость, то шансы его на идентификацию,
то есть на опознание собственной индивидуальности,
значительно увеличиваются.
Противоположное - справедливо для подростка
недоверчивого, стыдливого, неуверенного,
исполненного чувства вины и сознания
своей неполноценности. Поэтому подготовка
к всесторонней психосоциальной идентификации
в подростковом возрасте должна начинаться,
по сути, с момента рождения.[2]
Если из-за неудачного детства или тяжелого
быта подросток не может решить задачу
идентификации и определить свое «Я»,
то он начинает проявлять симптомы путаницы
ролей и неуверенность в понимании того,
кто он такой и к какой среде принадлежит.
Такая путаница нередко наблюдается у
малолетних преступников. Девочки, проявляющие
в подростковом возрасте распущенность,
очень часто обладают фрагментарным представлением
о своей личности и свои беспорядочные
половые связи не соотносят ни со своим
интеллектуальным уровнем, ни с системой
ценностей. В некоторых случаях молодежь
стремится к «негативной идентификации»,
то есть отождествляет свое «Я» с образом,
противоположным тому, который хотели
бы видеть родители и друзья.