Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:27, реферат

Описание работы

Марксизм утверждал, что человек – природное существо, но природа его социальна, и поэтому рассматривал телесные, земные основы человеческого бытия как продукт общественно-исторического развития. Разрыв между природным и культурным привел в учениях о человеке к концепции двух психологий, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.
Для естественнонаучной психологии сознание и его функции причастны тому же порядку вещей, что и телесные действия организма. Поэтому они открыты для строго объективного исследования и столь же строго причинного (детерминистского) объяснения.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
§1 Теория высших психических функций______________________________4
§2 Становление понятия деятельности в истории научной школы
Л.С. Выготского___________________________________________________9
Заключение______________________________________________________12
Список использованной литературы_________________________________14

Файлы: 1 файл

левый реферат.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

Федеральное негосударственное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«…….»

 

 

Институт психологии и педагогики

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу « Психология развития и возрастная психология»

 

Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы пк-201

Кошкина У.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2013


Оглавление

 

 

Введение_________________________________________________________3

§1 Теория высших психических  функций______________________________4

§2 Становление понятия деятельности в истории научной школы

Л.С. Выготского___________________________________________________9

Заключение______________________________________________________12

Список использованной литературы_________________________________14

 

 

Введение

 

Лев Семенович Выготский  – один из выдающихся русских психологов и философов. Считая первоначально, что новая психология призвана интегрироваться  с рефлексологией в единую науку, Выготский осуждал рефлексологию  за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного  механизма поведения. В статье "Сознание как проблема поведения" он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных  регуляторов поведения, которое  у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием, Выготский  доказывает, что благодаря труду  происходит "удвоение опыта" и  человек приобретает способность  "строить дважды:  сперва в мыслях, потом на деле".

Марксизм утверждал, что  человек – природное существо, но природа его социальна, и поэтому  рассматривал телесные, земные основы человеческого бытия как продукт  общественно-исторического развития. Разрыв между природным и культурным привел в учениях о человеке к концепции двух психологий, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.

Для естественнонаучной психологии сознание и его функции причастны  тому же порядку вещей, что и телесные действия организма. Поэтому они  открыты для строго объективного исследования и столь же строго причинного (детерминистского) объяснения.

Для другой психологии предметом  является духовная жизнь человека в  виде особых переживаний, которые возникают  у него благодаря приобщенности к ценностям культуры, а методом – понимание, истолкование этих переживаний.

 

 

§1 Теория высших психических  функций

 

Все помыслы Выготского были сосредоточены на том, чтобы покончить  с версией о "двух психологиях", которая расщепляла человека. Понимая  слово как действие (во-первых, речевой  комплекс, затем-речевую реакцию), Выготский  усматривает в нем особого  социокультурного посредника между  индивидом и миром. Он придает  особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу Выготского.

В центре интересов этой школы было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми Выготский  большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки дефектологии, в разработке которой отстаивал гуманистические  ценности.

Первый вариант своих  теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики  в онтогенезе, Выготский изложил  в работе "Развитие высших психических  функций", написанной в 1931 году.

Принципиальное нововведение, сразу же отграничившее его теоретический  поиск от традиционной функциональной психологии, заключалось в том, что  в структуру функции вводились  особые регуляторы, а именно - знаки, которые создаются культурой.

Знак (слово) – "психологическое  орудие", посредством которого строится сознание. Это понятие было своего рода метафорой. Оно привносило в психологию восходящее к Марксу объяснение специфики человеческого общения с миром. Специфика заключается в том, что общение опосредовано орудиями труда. Они изменяют внешнюю природу и в силу этого – самого человека. Речевой знак, согласно Выготскому, это также своего рода орудие. Но особое орудие. Оно направлено не на внешний мир, а на внутренний мир человека и преобразует его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется «доречевое» психическое содержание. Этому "материалу", полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое строение. И тогда возникают высшие психические функции, а с ними вступают в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем "натуральное", природное развитие психики (какое наблюдается, например, у животных).

Понятие о функции, выработанное функциональным направлением, радикально изменялось. Ведь это направление, усвоив биологический стиль мышления, представляло функцию сознания по типу функций  организма. Выготский сделал решающий шаг из мира биологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он приступил  к экспериментальной работе по изучению изменений, которые производит знак в традиционных психологических  объектах: внимании, памяти, мышлении. Опыты, которые проводились на детях  – как нормальных, так и аномальных, побудили под новым углом зрения интерпретировать проблему развития психики.

Новшества Выготского не ограничились идеей о том, что высшая функция  организуется посредством психологического орудия. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие о психической  системе. Ее компонентами являются взаимосвязанные  функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная  система функций. При этом в различные  возрастные периоды соотношение  функций меняется. (Например, у дошкольника  ведущей функцией среди других является память, у школьника – мышление.)

Развитие высших функций  совершается в общении. Учтя уроки  Жане, Выготский трактует процесс  развития сознания как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала между людьми, а затем становится "частной собственностью" ребенка. В связи в этим Выготский вступил в дискуссию с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи. Выготский экспериментально показал, что эта речь, вопреки Пиаже, не сводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Она исполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти "мысли вслух" в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях.

«Мышление и речь» (1934) –  главная, обобщающая книга Выготского. В ней он, опираясь на обширный экспериментальный  материал, проследил развитие понятий  у детей. Теперь на передний плац выступило  значение слова. История языка свидетельствует, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе. Выготским же было открыто развитие значений слов в  онтогенезе, изменение их структуры  при переходе от одной стадии умственного  развития ребенка к другой. Когда  взрослые общаются с детьми, они  могут не подозревать, что слова, ими употребляемые, имеют для  них совершенно другое значение, чем  для ребенка, поскольку детская  мысль находится на другой стадии развития и потому строит содержание слов по особым психологическим законам.

Важность открытия этих законов  для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. Выготский обосновал  идею, согласно которой "только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию". В связи с  этим он ввел понятие о "зоне ближайшего развития". Под ней имелось  в виду расхождение между уровнем  задач, которые ребенок может  решить самостоятельно или под руководством взрослого. Обучение, создавая подобную "зону", и ведет за собой развитие.

В данном процессе внутренне  сомкнуты не только мысль и слово, но и мысль и движущий ею мотив (по терминологии Выготского – аффект). Их интегралом является переживание как особая целостность, которую Выготский в конце своего рано оборвавшегося творческого пути назвал важнейшей "единицей" развития личности. Он трактовал это развитие как драму, в которой имеется несколько "актов" – возрастных эпох.

Особое значение в развитии ребенка Выготский придавал кризисам, которые тот испытывает при переходе от одной возрастной ступени к  другой.

Умственное развитие трактовалось Выготским как нераздельно сопряженное  с мотивационным (по его терминологии – аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принцип единства "аффекта и интеллекта". Однако реализовать программу исследований, анализирующих этот принцип развития, ему помешала ранняя смерть. Сохранились лишь подготовительные материалы в виде большой рукописи "Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование". Основное содержание исследования составляет анализ "Страстей души" Декарта – работы, которая согласно Выготскому определяет идейный облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. Выготский полагал, что перспектива преодоления дуализма заложена в "Этике" Спинозы, однако каким образом удастся перестроить психологию, опираясь на философию Спинозы, он не показал.

Труды Выготского отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических  проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией. Наиболее ярко это сказалось как в работах  о мышлении, речи, эмоциях, так и  при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале XX века. Выготский полагал, что кризис имеет исторический смысл. Его рукопись, которая была впервые опубликована только в 1982 году (хотя написана в 1927 году), так и называлась – "Исторический смысл психологического кризиса". Этот смысл, как считал Выготский, заключался в том, что распад психологии на отдельные  направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требует создания особой дисциплины "общей психологии" как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство. В таких целях философские принципы психологии должны быть перестроены и эта наука должна быть избавлена от спиритуалистических влияний, от версии, согласно которой главным методом в ней должно стать интуитивное понимание духовных ценностей, а не объективный анализ природы личности и ее переживаний.

Далее нужно отметить следующее. В культурно-исторической теории психического развития человека, созданной Л.С. Выготским  в конце 20-х - начале 30-х гг., им широко использовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой вполне естественно подразумевало и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал коллектив детей, соответствовала группа, состоящая из детей и взрослых). Согласно Л.С. Выготскому, индивидуальная деятельность производна от коллективной деятельности. Переход от одного типа деятельности к другому является процессом интериоризации. Так, он писал о том, что психические функции,  во-первых, складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности. Свой общий генетический закон психического развития он формулировал следующим образом: "Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельность коллективная, социальная ...второй раз как деятельность индивидуальная...". Понятие зоны ближайшего развития, введенное в психологию Л.С. Выготским, в определенной мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности из коллективной.

 

 

§2 Становление понятия деятельности в истории научной школы Л.С. Выготского

 

1. Прежде всего, следует  иметь в виду, что Л.С. Выготского  отличало четкое марксистское  историко-социологическое понимание  деятельности и ее роли в  общественно-историческом развитии  человека. Это понимание сложилось  у него еще до разработки  культурно-исторической теории и  выразилось, в частности, в его  подходе к социогенезу психических функций.

2. Для Л.С. Выготского  как психолога возникновение  в истории человеческого общества  трудовой, орудийной (т.е. практической) деятельности и общения людей  означало вместе с тем и  возникновение у них особой  структуры психических процессов.  Существенные компоненты этой  структуры это орудия-средства  в форме внешних знаков и  словесных значений, опосредствующих  и определяющих протекание этих  процессов, которые тем самым  стали человеческим сознанием.  Это было первым шагом Л.С. Выготского и его сотрудников в использовании историко-социологического понятия деятельности в целях разработки соответствующего психологического понятия.

3. Далее Л.С. Выготский  приступил к решению сложной  проблемы связи знаков и словесных  значений (т.е. связи сознания) с  практическими действиями, он раскрыл  генетические корни «оречевления» этих действий и корни возникновения у речи, включаемой в практические действия, предметной отнесенности. Это был второй важный шаг Л.С. Выготского в конкретизации и развитии уже психологического понятия деятельности именно понятия, поскольку соответствующий термин им и его сотрудниками еще не применялся (этот шаг был сделан в начальный период создания культурно-исторической теории).

Информация о работе Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского