Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:27, реферат
Марксизм утверждал, что человек – природное существо, но природа его социальна, и поэтому рассматривал телесные, земные основы человеческого бытия как продукт общественно-исторического развития. Разрыв между природным и культурным привел в учениях о человеке к концепции двух психологий, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.
Для естественнонаучной психологии сознание и его функции причастны тому же порядку вещей, что и телесные действия организма. Поэтому они открыты для строго объективного исследования и столь же строго причинного (детерминистского) объяснения.
Введение_________________________________________________________3
§1 Теория высших психических функций______________________________4
§2 Становление понятия деятельности в истории научной школы
Л.С. Выготского___________________________________________________9
Заключение______________________________________________________12
Список использованной литературы_________________________________14
4. Л.С. Выготский, используя
понятия "орудия-средства" и
опосредствование, ввел в психологию,
опираясь на социологическую
концепцию деятельности, понятие
человеческого сознания и
5. Л.С. Выготский как
психолог не забывал о том,
что сознание человека связано
с его реальной (т.е. практической)
деятельностью, которую он из-
6. Л.С. Выготский отрицательно
относился к возможности
Тем самым опровергается
версия о том, что в решении
принципиальных вопросов культурно-исторической
теории Л.С. Выготский следовал в
фарватере французской
7. Однако Л.С. Выготский,
сконцентрировав внимание на
изучении структуры сознания, оставил
в тени для него же самого
исходную и капитальную
8. Столь же драматично
выглядит и теоретическая
Но не исключено, что в этом противоречии был и пока еще не установленный нами смысл, связанный с тем, что эмоциональную сферу человека нельзя оторвать от нужд и потребностей его деятельности (можно предположить, что развитие человека существенно зависит от изменения его потребностно-эмоциональной сферы и, следовательно, от развития деятельности).
9. А.Н. Леонтьев с группой
харьковских сотрудников не
Иными словами, подлинным источником культурно-исторической теории можно считать не понятие о представлениях (даже коллективных, социальных), а понятие о реальной, внешней, или социальной, деятельности.
Таким образом, сложная и противоречивая (порой драматичная) история фундаментальных идей научной школы Л.С. Выготского свидетельствует о внутренней связи культурно-исторической теории и теории деятельности. К сожалению, эта история в развернутом виде пока еще не написана, но она очень нужна именно сейчас, когда в гуманитарных дисциплинах сохраняется интерес к этим идеям и проводится их серьезный критический анализ, иногда, к сожалению, с отступлениями от подлинного их содержания.
Заключение
Таким образом, уже в середине 20-х гг. Л.С. Выготский как "очень образованный марксист" имел историко-социологическое понятие о практической, чувственной деятельности людей. Более того, он отчетливо понимал роль в ней такого существенного компонента, как "орудийность" и "опосредствованность", положив его изучение в основу исследований своей научной психологической школы.
Роль опосредствования в
психическом развитии человека в
той или иной мере изучалась и
до сих пор изучается почти
всеми учениками и
Л.С. Выготский принял в
свое время весьма перспективное
и фундаментальное решение, которое
привело к развертыванию
Подлинным источником культурно-исторической теории можно считать не понятие о представлениях (даже коллективных, социальных), а понятие о реальной, внешней, или социальной, деятельности.
Таким образом, сложная и противоречивая (порой драматичная) история фундаментальных идей научной школы Л.С. Выготского свидетельствует о внутренней связи культурно-исторической теории и теории деятельности. К сожалению, эта история в развернутом виде пока еще не написана, но она очень нужна именно сейчас, когда в гуманитарных дисциплинах сохраняется интерес к этим идеям и проводится их серьезный критический анализ, иногда, к сожалению, с отступлениями от подлинного их содержания.
Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Это существенно обогатило практику обучения и воспитания детей. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.
Список использованной литературы
Информация о работе Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского