Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:27, реферат

Описание работы

Марксизм утверждал, что человек – природное существо, но природа его социальна, и поэтому рассматривал телесные, земные основы человеческого бытия как продукт общественно-исторического развития. Разрыв между природным и культурным привел в учениях о человеке к концепции двух психологий, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.
Для естественнонаучной психологии сознание и его функции причастны тому же порядку вещей, что и телесные действия организма. Поэтому они открыты для строго объективного исследования и столь же строго причинного (детерминистского) объяснения.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
§1 Теория высших психических функций______________________________4
§2 Становление понятия деятельности в истории научной школы
Л.С. Выготского___________________________________________________9
Заключение______________________________________________________12
Список использованной литературы_________________________________14

Файлы: 1 файл

левый реферат.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

4. Л.С. Выготский, используя  понятия "орудия-средства" и  опосредствование, ввел в психологию, опираясь на социологическую  концепцию деятельности, понятие  человеческого сознания и выявил  его исходную психологическую единицу в виде внешних знаков и знаков, имеющих форму словесных значений. Иными словами, он использовал важные компоненты реальной деятельности для обнаружения исходной единицы сознания и тем самым теоретически обосновал его необходимость и функции в человеческой деятельности.

5. Л.С. Выготский как  психолог не забывал о том,  что сознание человека связано  с его реальной (т.е. практической) деятельностью, которую он из-за  отсутствия адекватного термина  называл "жизнью" ("За сознанием  лежит жизнь").

6. Л.С. Выготский отрицательно  относился к возможности истолкования  процесса формирования у человека  словесных значений (или единиц  сознания) в качестве ведущей  силы его психического развития. Такой силой для него выступала  лежащая за сознанием "жизнь", или реальная деятельность человека.

Тем самым опровергается  версия о том, что в решении  принципиальных вопросов культурно-исторической теории Л.С. Выготский следовал в  фарватере французской социологической  школы, а его понимание социальности человека опиралось лишь на "взаимодействие сознания людей" без должного учета  исходной практической основы этого  взаимодействия.

7. Однако Л.С. Выготский,  сконцентрировав внимание на  изучении структуры сознания, оставил  в тени для него же самого  исходную и капитальную проблему  порождения сознания в практической  деятельности людей, а тем самым  и изучения строения и психологических  особенностей этой деятельности.

8. Столь же драматично  выглядит и теоретическая попытка  (именно незавершенная попытка)  Л.С. Выготского искать движущую  силу психического (познавательного)  развития человека в его эмоциональной  сфере, а не в развитии его  деятельности. Наличие ее свидетельствует  о противоречивости подхода позднего Л.С. Выготского к проблеме оснований психического развития человека: с одной стороны, таким основанием выступает деятельность, с другой аффект.

Но не исключено, что в  этом противоречии был и пока еще  не установленный нами смысл, связанный  с тем, что эмоциональную сферу  человека нельзя оторвать от нужд и  потребностей его деятельности (можно  предположить, что развитие человека существенно зависит от изменения  его потребностно-эмоциональной сферы и, следовательно, от развития деятельности).

9. А.Н. Леонтьев с группой  харьковских сотрудников не пошел  в свое время за Л.С. Выготским  в изучении структуры сознания, не признал развивающей функции  эмоций, а вернулся к идее исследования  процессов порождения и развития  сознания в практической деятельности, к исследованию строения самой  деятельности.

Иными словами, подлинным  источником культурно-исторической теории можно считать не понятие о  представлениях (даже коллективных, социальных), а понятие о реальной, внешней, или социальной, деятельности.

Таким образом, сложная и  противоречивая (порой драматичная) история фундаментальных идей научной  школы Л.С. Выготского свидетельствует  о внутренней связи культурно-исторической теории и теории деятельности. К  сожалению, эта история в развернутом  виде пока еще не написана, но она  очень нужна именно сейчас, когда  в гуманитарных дисциплинах сохраняется  интерес к этим идеям и проводится их серьезный критический анализ, иногда, к сожалению, с отступлениями  от подлинного их содержания.

 

 

Заключение

 

Таким образом, уже в середине 20-х гг. Л.С. Выготский как "очень  образованный марксист" имел историко-социологическое понятие о практической, чувственной деятельности людей. Более того, он отчетливо понимал роль в ней такого существенного компонента, как "орудийность" и "опосредствованность", положив его изучение в основу исследований своей научной психологической школы.

Роль опосредствования в  психическом развитии человека в  той или иной мере изучалась и  до сих пор изучается почти  всеми учениками и последователями  Л.С. Выготского (глубоко прав был  А.Н. Леонтьев, который с большим  чувством выразился так: "Сказать "опосредствование" - это очень многое сказать"). Подходы к проблеме опосредствования были и остаются различными, степень интенсивности ее изучения менялась в разные периоды. В настоящее время этой психологической проблемой углубленно занимаются, например, Б.Д. Эльконин , М. Коул и другие ученые.

Л.С. Выготский принял в  свое время весьма перспективное  и фундаментальное решение, которое  привело к развертыванию исследований его коллектива, направленных на изучение функционирования орудий-средств в  процессах мышления, внимания и памяти (в частности, А.Н. Леонтьев именно в  те годы выполнял работу, продемонстрировавшую роль внешних средств и интериоризации в развитии памяти детей). Эти исследования выявили такую форму психологических орудий-средств, как словесные знаки, а главное - подвели к сложной проблеме связи этих знаков (или значений слов) с практическими действиями, с внешней (или внутренней) деятельностью, в которых данные средства функционируют. В одной из своих статей того времени Л.С. Выготский, согласно высказываниям А.Н. Леонтьева, сделал "очень важный шаг в решении этой трудной проблемы", что имело "фундаментальное... значение для развития понятия деятельности". Здесь, конечно, речь идет уже о психологическом понятии деятельности, которое конкретизирует соответствующее историко социологическое понятие.

Подлинным источником культурно-исторической теории можно считать не понятие  о представлениях (даже коллективных, социальных), а понятие о реальной, внешней, или социальной, деятельности.

Таким образом, сложная и  противоречивая (порой драматичная) история фундаментальных идей научной  школы Л.С. Выготского свидетельствует  о внутренней связи культурно-исторической теории и теории деятельности. К  сожалению, эта история в развернутом  виде пока еще не написана, но она  очень нужна именно сейчас, когда  в гуманитарных дисциплинах сохраняется  интерес к этим идеям и проводится их серьезный критический анализ, иногда, к сожалению, с отступлениями  от подлинного их содержания.

Хотя ранняя смерть не позволила  Выготскому реализовать многие перспективные  программы, его идеи, раскрывшие механизмы  и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально  новый подход к коренным вопросам формирования личности. Это существенно  обогатило практику обучения и воспитания детей. Идеи Выготского получили широкий  резонанс во всех науках, исследующих  человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они  определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и  поныне сохраняют свой эвристический  потенциал.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Маклаков А. Г. Общая психология СПб, 2001г.
  2. Выготский Л.С. Психология, Москва, 2000г.
  3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века, Москва, 1996г.

 


Информация о работе Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского