Теория сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, кото

Содержание работы

ведение…………………………………………………………………………...3
Определение сознания…………………………………………………….5
Проявление сознания……………………………………………………..9
Степени проявления сознания…………………………………….9
Формы проявления сознания……………………………………...15
Психологические свойства сознания……………………………………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Чистовик.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

       Последующая более высшая степень проявления сознания целиком связана с миром интуиции нематериального, космического, социального действия. Степень духовного проявления сознания непосредственно связана с духовной группой направлений реализации воспитательного процесса. Именно при помощи духовного знания человек способен достичь этой степени саморазвития. Осознанная одухотворенность – это его готовность к рядовым проявлениям сознания для всеобщего блага. Это способность проникнуть в самое себя, в мир духовного единства двух величайших противоречий: действия и пассивности, устремленности и жертвенности. Наполнившись одухотворенным сознанием, личность сможет творить в сотрудничестве и единстве с силами природы. Через личностное просветление божественной истиной (способность воспринимать и проявляться без вмешательства разума), подобная личность способна пронизать светом духовности все слои бытия от тонкого (ментального и астрального) мира до духовного воздействия на твердые слои материального мира. У такой личности нет задач, которые она стремиться решить. Одухотворенное сознание соединяет эти человеческие порывы с ритмом естественного развития материи, который называется предопределенным или благим. Реализация духовной степени позволяет человеку соприкоснуться с основами вселенского разумного и душевного равновесия. Это достижение позволяет личности осуществить сопричастность к великой лаборатории проявления Жизни. В мирской практике механизм душевного равновесия именуется судьбой или кармой. Проявив эту прекрасную степень своей осознанности, человек способен растворить эту зависимость своей искренностью и непредвзятостью, свой открытостью и безграничной верой. Новое имя одухотворенного человека – невинность и безмятежность. У одухотворенной личности исчезает такое понятие, как судьба или кармическая зависимость. Просветлевшие и святые личности, наполненные осознанной духовностью, способны инициировать личный творческий акт через практику духовного самосовершенствования на культуру человеческого общества, а значит и на общественную жизнь современного человечества. Люди, озаренные этим нетленным знанием, являют человеческому миру незримый процесс гармонизации внешних предпосылок воспитательного процесса. Таким образом, кристаллизовавшаяся в культурной форме закона и ритуала, осознанная духовность впоследствии приносит прекрасные воспитательные плоды проявленного сознания для последующих поколений людей. Эти удивительные личности, достигшие духовной степени сознания, гармонично вписываясь в энергию природы, становятся ее неотступным инструментом эволюционных изменений всего человеческого мира. Раскрывать частности и составляющие этой степени сознания не имеет смысла, так как человек, проявивший ее, способен самостоятельно реализовать все эти этапы, а проследить путь его работы можно в дальнейшем в разделе механики передачи Знания.

    Последнюю,  бесконечно незавершенную степень проявления сознания человеческой личности можно определить, как осознание Единства. Эта степень является конечным результатом воспитательного процесса, рассмотренного в этой книге. Осознание Единства несет действие не только нашей голубой планете, но и всей, всей вселенной и даже тому, что за ее гранью. Для подобного сознания мир не разделяется на свои уровни и подразделения, мировоззрение подобной личности столь целостно и растворено в природном, вселенском и божественном творчестве, что оно присутствует тотально во всех видах знания, само его и производя. Эта попытка выразить несказуемую красоту и величайшее, всеобъемлющее творчество через логику слов является не точной и не отражающей действительность. При осознании Единства происходит исчезновение личности воспитуемого в беспредельности божественного проявления. Она превращается в чистую энергию, в ярчайший свет откровения, в ветер вселенского творчества, проявляющийся в осязаемой человечеством красоте. В этот Путь уходят самые лучшие представители нашей планеты. Каждый из них всегда с каждым человеком, мало того они в каждом из нас. Знайте, что каждая добрая мысль, каждый порыв к благости и творчеству это великое дыхание Единства, это человеческий Путь. Путь к самим себе, путь к мудрости. Каждая добрая мысль это вклад в осознание Единства.

        Человеческое сегодня остановилось на этапах первичной степени проявления сознания. Только отдельные личности помогают большинству человеческого мира следовать благим путем его предопределенности. Человеческий путь велик и прекрасен. Каждому человеку стоит внимательно определить, на какой же ступени самосовершенствования он стоит, и каковы его дальнейшие шаги. Человеческий мир объединяют прекрасные доктрины, взятые примитивными политиками и законодателями из духовного откровения осознающих Единство мудрецов. Этот свет абсолютного сознания каждое мгновение призывает каждого человека к духовному творчеству и любви. Этот непрерывный зов ежемгновенно трудится над проявлением человеческого сознания, изменяя и озаряя духовным знанием все предпосылки этого непрерывного воспитательного процесса. [2, с. 25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы проявления сознания

      Все формы проявления сознания – это сама человеческая жизнь со всеми ее мелочами, плюсами и минусами. Каждое мгновение жизни есть форма, а любая форма есть проявление сознания, которое указывает каждому человеку на степень своей проявленности. Все что окружает личность в этом мире человеческого общества можно рассмотреть, как ряд форм, объединяющих практику ее деятельности в единое понятие Жизнь. Первая форма проявления сознания в этой книге уже частично рассматривалась – это знания человеческого общества. Знания – это форма духовного творчества многих, многих поколений людей, достигших разных степеней проявления своего сознания. Но стоит отметить, что это уже готовые формы и воздействовать на их творческое проявление у личности нет никакой возможности. Их творцы давно канули в лету, а их творчество превратилось в закодированную, «мертвую», культурную форму информационного символа. Именно то, что может дать наблюдение за самим творящим, чтобы можно было по внешним факторам легко определить степень его мудрости и одухотворенности. А значит, каждый человек сможет определить и свою собственную степень, и степень своего учителя и множество иных прикладных свойств окружающих его людей. Выявляя точку опоры, каждого индивидуума можно легко смоделировать его путь и помочь самим себе найти дорогу к миру благодати и единого мировоззрения. Эта форма поможет каждому человеку в воспитании своего ребенка и в подборе соответствующего учителя, в осознанном выборе наиболее духовной образовательной программы и в определении принципов и инструментов воспитания. Это очень важно для каждого человека, так как по самым обычным внешним проявлениям он сможет точно определить качество основы окружающей его жизни – степень проявленной осознанности.

    Каждая форма жизни, каждое ее мгновение, каждый ее аспект – это форма процветания человеческого сознания, а значит, она имеет свою степень проявленности, как отпечаток ее создателя. Живые формы проявления сознания прекрасно знакомы каждому человеку, только он никогда не рассматривал их, как критерий, указывающий на степень осознанности. Современное общество сообщает о них, что это степень разумной деятельности, что это уровень проявления культуры, что это психологический комплекс, указывающий на особенности характера и выявляющий степень социальной неполноценности людей. Все это действительно так, но перечисленное это только следствия, причиной которых является степень личностной осознанности. Все формы проявления сознания представляют собой лишь две составляющие. Самая простая и объективная живая форма проявления сознания это уровень общения. Именно по тому, что интересует собеседника можно судить о степени его осознанности. Это самая пограничная форма соприкосновения личности с окружающим миром людей. Это самая тонкая и самая чувствительная форма диагностики, помогающая различить осознанность, как в малолетнем ребенке, так и в умудренном старце. Здесь невозможно обмануться, ведь искусственно смоделировать уровень общения возможно лишь в более низкую форму проявления сознания, но имитировать более высокую духовность и осознанность просто невозможно. Институт сознания не подчиняется логике и стереотипу, он индивидуален и неповторим, но мгновенно различим каждым человеком, так как непосредственно связан с незримой энергией, которую ощущает каждый человек. Чтобы наиболее точно распознать качество осознанности есть вторая форма его проявления. Именно она в сочетании с первой даст каждому человеку «волшебную палочку» выявления степени проявленности сознания в каждой личности, в каждой мысли, в каждом атрибуте общественной жизни.

        Кроме реализации формы общения каждый человек осуществляет свое творчество. Сама жизнь есть творчество, и именно оно непреложно рассказывает всем вокруг о личности, о ее внутреннем мире души, о ее бедах и проблемах, о достижениях и духовных устремлениях. Сама форма творчества состоит так же из двух форм. Первая из которых носит практический, прикладной характер и именуется конечной творческой формой проявления сознания. Именно эта форма творчества выливается в объекты человеческой культуры, становясь «мертвыми» символами одухотворенного знания творящей личности. Конечно же, все формы творчества реализуются не только в практике материального мира. Они все имеют свое воплощение и в мире более тонких планов, таких как астральный и ментальный, но воспринять их можно и в мире окружающей грубой материи. Второй творческой формой проявления сознания является мгновенная форма. Она так же имеет прикладной характер, но ее свойство состоит в том, что она реализуется только в астральном и ментальном мире, проявляясь в мире материи, как процесс, не являя кодированный, в образе или слове, символ знания. Это творчество не носит характера сохранения и сбережения, оно мгновенно, оно сам процесс проявления осознанности, оно всегда здесь и если источник исчезает, то нет и процесса. Таковы все формы проявления сознания, именно они могут стать путеводной звездой каждой личности в мире духовного воспитания, именно они являются ее самопроявлением. Каждому человеку стоит быть бдительным, чувствительным и открытым этому прекрасному труду – воспитанию сознания. [4, с. 110]

 

 

 

 

 

 

3. Психологические свойства сознания

  1. Предметность сознания, или его качественное своеобразие как уровня душевной жизни, раскрывается в его содержании. Иными словами: качественное своеобразие сознания конкретизируется через всё, что обнаруживает своё существование для человека. Именно в этом смысле любое новое знание, любое понятое сообщение о чём бы то ни было, расширяет горизонты мира для человека, расширяет его сознание.
  2. Целостность сознания как многого в одном обнаруживает себя в различных аспектах. Например, на уровне отдельных фактов и/или на уровне строения сознания, внутреннего и внешнего. Или же на уровне жизненных проявлений и/или различных свойств сознания и/или его аспектов, выделяемых по актуальным основаниям в различных масштабах характеристики сознания.

       Факты сознания - это всегда осознание чего бы то ни было как его отнесение к определённой категории, обычно выраженное в форме его обозначения, чаще всего словесного. Нет сознания без осознания. Внешнее строение сознания как целого раскрывается через его место, прежде всего, среди условий его возникновения, существования, развития, среди условий проявления сознания. В число самых общих таких условий входят носитель сознания, его источник и объективные отношения между носителем и источником. Общей формой нарушения целостности у внешнего строения является отрыв сознания от какого-либо из его необходимых условий. Внутреннее строение сознания как целого раскрывается в каждом факте осознания чего-либо через единство в нём бессознательного, неосознанного, собственно сознательного и сверхсознательного подуровней. Общая форма нарушения целостности в этом плане хорошо известна даже в быту как «расщепление психики», в частности, как «раздвоение личности», как «шизофрения».

         На уровне жизненных проявлений целостность сознания выступает в виде их определённого соотношения. Оно было обозначено древними греками как «красис», «пропорциональность», или «тип». На уровне свойств сознания целостность тоже раскрывается в их определённом соотношении. В отдельных эмпирических исследованиях выявляется соотношение между взятыми показателями различных свойств. Здесь говорят либо о балансе, о гармонии, либо о дисбалансе (о разбалансировке), о дисгармонии - опять-таки во взятом масштабе описания сознания. Так, уже у Платона находим суждение о том, что даже в людях, которые, на первый взгляд, кажутся разумными, умеренными и добродетельными, может затаиться «какой-то страшный, беззаконный и дикий вид желаний...» А у Овидия читаем: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь»...

  1. Константность сознания - это его сохранение при изменении, в определённых пределах, социокультурных условий человеческой жизни. Так, в пословице «От сумы да от тюрьмы не зарекайся» зафиксирована установка на вероятность таких изменений в жизни, которые фактически выбрасывают человека на задворки общества. И только при сохранении сознания остаётся вероятность восстановить свой личностный статус или даже обрести новый. Литераторы, эти «инженеры человеческих душ», описывают сохранение сознания при чрезвычайных обстоятельствах, несмотря на них и вопреки им, и говорят в таких случаях о сохранении человеческого облика... Всемирно известный психолог Виктор Франкл, прошедший ад фашистского концлагеря, не только сумел выжить в этих условиях и сохранить себя как личность. Он ещё и так переосмыслил свои впечатления о лагерной жизни, что это стало теоретической основой и для его собственной профессиональной деятельности.
  2. Обобщённость сознания - это его сохранение при разнообразии, в определённых пределах, социокультурного содержания человеческой жизни во всех её масштабах. Так, получение какого-либо специального образования, например, технического, математического, гуманитарного, и формирование у человека профессионального мастерства в какой-то сфере не исключают его возможности самостоятельно обслуживать себя в быту. Обслуживать так, как он делал это раньше, в частности, в юности. Особенно, если человек жил отдельно от родителей и полагался только на собственные силы и средства. Многочисленны яркие примеры обобщённости сознания - с точки зрения психологии. С точки зрения общего человековедения это примеры личностной широты. Широту души обнаруживают различные люди, занятые в различных профессиональных сферах, если на досуге они делают что-то далёкое от своей профессии. Так, работники науки, промышленности, экономики, искусства, медицины, торговли и т.д., могут заниматься, например, рукоделием, садоводством, огородничеством или каким-нибудь ремеслом. Современные отечественные менеджеры среднего и высшего звена практикуют различные развлечения, в том числе - очень дорогие, вредные и даже опасные. Но среди них встречаются и исключения. Кое-кто занимается благотворительностью. Причём они не просто переводят деньги нуждающимся, а и сами участвуют в работе с ними: с детьми, с больными, бездомными, представителями социальных групп риска и асоциальных групп, с заключёнными и с умирающими. Некоторые участвуют в экологических акциях и так называемых общественных работах, в том числе и по благоустройству мест общего пользования.

    Очень показательны примеры широты сознания у некоторых сказочных и/или литературных персонажей и/или у исторических лиц. Эти люди, занимая высокое социальное положение, что называется, по собственной инициативе, «шли в народ», чтобы увидеть и услышать повседневные дела и речи «простых людей».

Информация о работе Теория сознания