Теория сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, кото

Содержание работы

ведение…………………………………………………………………………...3
Определение сознания…………………………………………………….5
Проявление сознания……………………………………………………..9
Степени проявления сознания…………………………………….9
Формы проявления сознания……………………………………...15
Психологические свойства сознания……………………………………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Чистовик.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

         И наоборот: есть примеры снисходительного или даже пренебрежительного отношения к так называемым простым формам труда, прежде всего, обслуживающего. И самое безнравственное - то, что такое отношение распространяется на тех людей, которые занимаются таким трудом профессионально. Это свидетельствует о парциальности сознания, о личностной узости, об ограниченности его носителя. Таковы обычно инфантильные люди, психологически «застрявшие» в каком-нибудь возрасте, часто - в подростковом, несмотря на их явную физическую зрелость и даже социально-ролевую адаптированность. В судьбе самих этих людей ограниченность их сознания  играет роль пускового механизма для появления всякого рода недоразумений, несчастий и бед.

  1. Структурность сознания. Под структурой понимается упорядоченное конечное множество устойчивых взаимосвязанных элементов. В роли элементов могут быть взяты любые отдельности с одним ограничением: необходима однородность их природы. Важно, что это могут быть и компоненты, и аспекты (проекции) единого целого, и его качества (свойства или состояния), и его изменения (функции или процессы). Сознание, как и любое другое сложное образование, полиструктурно. Но в каждом случае корректного структурного описания элементами оказываются отдельности какого-то одного определённого рода. Это могут быть компоненты, которые актуальны при осознании чего-либо. Это могут быть аспекты - при обобщении каких-либо фактов сознания. Это могут быть жизненные проявления сознания и/или его свойства и/или процессы и т.д. Главное - что они однородны и определяют качественное своеобразие именно этой структуры сознания, которая важна (актуальна) для того, кто в данном случае познаёт сознание. [6, с. 201]

 

 

 

 

 

Заключение

         Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом.

       Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

      На базе современных знаний можно подвести некоторые итоги. Итак:

  1. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
  2. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
  3. Формирование сознания связано с возникновением труда.
  4. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
  5. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы человеческого мозга.
  6. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно единое целое.
  7. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Список  литературы

  1. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания, вопросы психологии, №2, 2006.
  2. Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-432с.
  3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006.-254с.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 2005. - 356 с.
  5. Михайлов Ф.Т. «Сознание и самосознание», Философские науки, №6, 2006.
  6. Немов Р.С. «Психология», книга 1. - М., 2005.
  7. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р.С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-400с.
  8. Петренко В.Ф. «Психосематика сознания». - М., 2006.
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448с. (Серия «Высшее образование».)
  10. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд // Вопросы психологии. — 2003. — №2 — С. 86-103.

Информация о работе Теория сознания