Терроризм,его причины и влияние на общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:03, реферат

Описание работы

Самой последней причиной тому служит захват
заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре в Москве.
Мнения людей о том, какой должна быть политика государства в этом
направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что
единственным решением может быть усиление полицейского режима и активные
антитеррористические действия.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 21.84 Кб (Скачать файл)

     Введение

 

Тема данного реферата терроризм, его причины и влияние  на общество. В

последнее время усилилась  боязнь просто собираться большими группами в местах

массового скопления людей. Самой последней причиной тому служит захват

заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном  центре в Москве.

Мнения людей о том, какой должна быть политика государства  в этом

направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что

единственным решением может  быть усиление полицейского режима и  активные

антитеррористические действия. С другой стороны, многие не приемлют таких

средств, после которых  гибнут мирные жители. Ведь гибель множества

заложников, после освобождения из «Норд-Оста» это вина не террористов, а

спецслужб.

Нечнём с определений. Терроризм – разновидность политического  экстремизма в

его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской

политологии понятию, терроризмом  является «угроза или использование  насилия в

политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют  как на

стороне, так и против существующего  правительства, когда такие действия

направлены на то, чтобы  оказать влияние на большее число  людей, чем

непосредственные жертвы».

    

Причины терроризма

 

Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм – отказ от общей

этики.

Неверно считать, что в  основе экстримизма и терроризма в странах Третьего

мира лежит бедность, нищета масс населения. Это – лишь, питательная  среда, а

также удобный предлог. Было бы наивно представлять террориста как  доведенного

до полного отчаяния и  безысходности человека, который, будучи более не в

силах терпеть лишения  и страдания своих собратьев, в приступе ярости

спонтанно хватается за оружие.

Переломные периоды закладывают  предпосылки для экстремизма  тем, что

значительно повышают интерес  людей, испытывающих фрустрации и депрессии, к

историческим традициям. Традиционализм же, доведенный до своего логического

конца, выступает основной предпосылкой различных проявлений такого

радикального идеологического  течения, как фундаментализм. Например, в

постсоветский период позитивной самоутверждение русских осуществлялось

главным образом за счет реанимации традиционных национальных ценностей  и

символов, а также мифологизации  и героизации прошлого своего народа. Рост

традиционализма усиливает  стремление людей к культурной изоляции,

обусловливает рост ксенофобий (боязнь чужого), вызывает противоречия в

развитии, препятствую процессам  модернизации и глобализации.

Порождающими экстремизм могут быть незавершенная урбанизация, специфические

формы индустриализации, изменения  этнодемографической структуры  общества,

особенно в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов.

    

Влияние СМИ на терроризм

 

Главный вывод, давно сделанный  учёными: терроризм возник вместе со СМИ и

связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения. Он

не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый

дом. Сегодня телевидение  России – соучастник террористов, оно  вдумчиво и

творчески делает именно то, что требуется террористам –  рассказывает о них и

показывает результаты их деятельности.

Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно  установлен один

из феноменов СМИ –  у созданной с их помощью славы  нет знака «плюс» или

«минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как

и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда –

эпидемии подражательного  поведения, охватывающие общество почти  сразу же

после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.

Таким образом, проблема определения  роли и места СМИ в борьбе с  терроризмом

(а позиция «стороннего  наблюдателя» для них в кризисных  ситуациях вряд ли

уместна) требует участия  в её разрешении как редакторов и  журналистов, так и

юристов, в конце концов – всего общества, которое сейчас всё чаще становится

коллективным заложником в руках террористов.

Если бы СМИ не освещали так называемые «символические»  акты, то подобные

акции потеряли бы всякий смысл.

Помимо массового подражания широкое освещение деятельности террористов в СМИ

вызывает и другие социально-психологические  эффекты. Например, Бен Ладен

сегодня стал одним из секс-символов мирового уровня.

Работа СМИ по освещению  действий террористов таит в себе и другие опасности:

·        Своего рода «возвеличивание» преступников и  их действий (в

зависимости от того какое  место отводилось им в публикациях)

·        Опасность  вызвать к активной деятельности подражателей

·        Возможное  влияние интервью с преступниками  на проводимые полицией

переговоры

·        Взятие интервью у детей – жертв террористов

·        Постоянное рассекречивание размещения, численности  и оснащения

полиции, пытающейся разрешить  инцидент

·        Ненужное травмирование родных и близких  жертв

·        Потенциальное  воздействие на ход предстоящего судебного процесса

Разумеется, террористические организации существовали и задолго  до появления

телевидения и вообще средств  массовой информации – тогда количество людей,

читавших газеты, было вообще ничтожно. И в те времена террористы учитывали

демонстрационный эффект: они стремились воздействовать не столько  на

население в целом, сколько  на государство, точнее на его правящие круги,

которым они объявляли  войну. Это объясняется тем, что  «старый» терроризм

носил классовый или псевдоклассовый, довольно узкий политический характер:

достаточно вспомнить  российских народовольцев и эсеров. После первой мировой

войны на первый план вышли  этнические мотивы терроризма.

Ярким примером терроризма, имеющего яркую этническую окраску, может служить

«время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там

десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и  беспощадностью

убивают друг друга так  называемы paramilitaries с обеих сторон – католическая

Ирландская республиканская  армия и отряды протестантов лоялистов.

    

Цели терроризма

 

Страх терроризма активно  используется для внедрения в  массовое сознание

«образа врага». Например, образ  «исламского террора» служит для  побуждения

объединения Запада в противовес Юго-Восточной «Террористической  угрозе». С

его помощью одновременно раскалывают и исламский мир, деля его государства на

«террористические» и  «нетеррористические».

Страх перед террором –  эффективный инструмент борьбы за изменение

общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и

финансирования.

На Западе всё чаще поговаривают о том, что терроризм – неизбежная оборотная

сторона возрастающих гражданских  свобод, которые желательно ограничить.

Появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах

общества свой отрицательный  смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.

Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:

·        Первая стадия – «эмоциональная актуализация ксенофобий». Такая

психологическая обработка, осуществляемая с помощью специальной  литературы и

средств массовой информации, направлена на то, чтобы задеть наиболее

чувствительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и  личное

достоинство каждого представителя  данной религиозной группы или этноса.

·        Вторая стадия – «практическая ориентация групп». Массовое сознание

(«соотечественников» или  «единоверцев»), разогретое пропагандой  «народного

возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью  привлекательных

политических целей, программ.

·        Третья стадия – намеченные к реализации цели, конкретные программные

установки и практические шаги должны быть морально санкционированы

господствующим в данной среде общественным мнением, после  чего любые акции

этого национального движения, даже если они сопряжены с неминуемыми

беспорядками и кровопролитием, заведомо будут восприниматься как  нравственно

оправданные, отвечающие высшим интересам нации или конфессии.

    

Международный терроризм

 

Именно этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и  признан сегодня,

пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем  столетии.

И приходится констатировать, что в этой сфере террористической деятельности

преобладает то, что обычно – и неправильно – называют «исламским

терроризмом». Употребить эту  формулировку – примерно то же, что  называть

колонизацию Африки в XIXв. «христианской  колонизацией» на том основании, что

государства-колонизаторы были христианскими.

Подавляющее большинство  людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес к

этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире

распространяется миф  об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности

ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной  борьбы с

«неверными», то есть с иноверцами.

Неправильно винить ислам  в преступлениях, совершаемых якобы  во имя этой

религии. И всё же  - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые,

«глобальномасштабные» акты террора совершаются людьми, называющими  себя

мусульманами, и оправдываются  учением ислама.

    

Религиозный экстремизм

 

В конце 70-х - начале 80-х годов  в мусульманском мире наметилась тенденция к

усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было

обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).

Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока  способствовал также

ряд объективных факторов:

1) Особую роль сыграли  изменения геополитической ситуации  в мире в целом

после распада мировой  социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в

качестве единственного  мирового «гегемона» стали также  своего рода

катализатором отхода от европейских  образцов и поиска путей самобытного

развития.

2) Конфликт различных типов  цивилизаций – мусульманской  и европейской,

проявившийся практически  во всех сферах мусульманского общества и показавший

невозможность слепого копирование  западного общества на исламскую  почву.

Исторически большинство  стран Ближнего Востока переживают в настоящее время

сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал  несостоятельность

заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей

развития, неприемлемость их механического копирования.

3) Современная социально-экономическая  ситуация в странах Арабского  Востока

характеризуется рядом общих  особенностей: аграрное перенаселение  и наличие

большого количества не задействованных  в сельском хозяйстве рабочих  рук;

слишком быстрая урбанизация  городов за счёт выходцев из деревень;

невозможность обеспечить работой  городское население, рост безработицы;

сильное имущественное расслоение в обществе.

Говоря о современном "исламском" терроризме и его угрозе, необходимо

подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в

регионе следует считать  распад социалистической системы и  развал Советского

Союза. В результате распада  СССР с предшествовавшим ему банкротством идей

социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак,

Сирия, Ливия, Афганистан и  др.), идеологический вакуум там, а затем  и в

мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний

предстает прежде всего в  его самой воинствующей форме  — в форме радикального

ваххабизма, требующим с  помощью "священной войны" вернуть  мусульманский мир к

халифату. Фиксируя активизацию  ислама на мусульманском Востоке  и в России,

эксперты отмечают, что  ислам, которому присуще враждебное отношение к

либеральным ценностям и  который может привести только к  тирании и обнищанию,

стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Основной целью исламского радикализма является изменение  места и роли религии

в жизни общества, в результате чего представители данного течения  отвергают

господствующую идеологию, политическую практику существующего  светского

режима и государственное  устройство как не соответствующее  нормам

мусульманской религии.

Таким образом, исламские  экстремисты преследуют следующие  цели: установление

в обществе основ исламского теократического государства, введение в

общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в

качестве единого государственного образования всех мусульман.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам  не

остановится в фиксированных  границах географического проживания определенной

общности мусульман, поскольку  для них заветная мечта состоит  в объединении

Информация о работе Терроризм,его причины и влияние на общество