Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:35, реферат
В типологии личностей преступников следует раз¬личать три градации:
1) общий тип преступника;
2) лич¬ность преступника определенной категории;
3) лич¬ность преступника определенного вида.
Провоцирующее поведение
жертвы насильственного преступления
называется виктимным поведением (от лат.victima
— жертва).
Виктимное поведение — поведение
легкомысленное, крайне доверчивое или
безнравственное, вздорное, дающее повод
для совершения преступления.
Виктимность может быть общей, связанной с полом, возрастом, личностным и социальным статусом жертвы и специальной, обусловленной индивидуальными ее психическими особенностями — доверчивостью, легковерностью, некомпетентностью, слабовольностью, психической зависимостью от правонарушителя, эксцентричностью, рискованностью, личностной конфликтностью. Виктимным является и беспомощное состояние жертвы. Иногда психические особенности жертвы облегчают поиск преступника — особенности поведения жертвы оказываются валентными для психического склада преступника, возникает возможность создания его психологического портрета (особенно при совершении серийных преступлений).
В контингенте насильников-
Некоторыми психологическими
особенностями отличается
преступно-насильственное поведение женщин.
Женская насильственная преступность
значительно меньше по объему, чем мужская.
Специфика женского поведения состоит
в более остром восприятии отдельных явлений
действительности, повышенном эмоциональном
реагировании на них, в придании большей
значимости отдельным фактам межличностных
отношений.
К насильственным относятся сексуальные преступления. Во всей популяции сексуальных преступников доминирующим психическим качеством является сексуальная агрессивность — устойчивая склонность причинения жертве полового насилия и физического ущерба, нередко — лишение жизни. Это свидетельствует о психопатическом отклонении личности.
Сексуальные перверсии (извращения) у лиц с психическими аномалиями формируются под влиянием различных факторов: генетических, эндокринных, неврогенных и психофизиологических. Ряд авторов связывает сексуальные перверсии с личностной дисгармонией.
ТЕМА: Психология преступности несовершеннолетних
Для трудновоспитуемых
подростков, как правило, характерно
отрицательное отношение к
Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, таким образом, взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи.
Под трудновоспитуемостью прежде всего понимают негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, выходящими за рамки педагогической и социальной запущенности.
Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе, так как многие преступления технически невыполнимы для одиночного подростка; кроме того, некоторые подростки, участвуя в действиях группы, смелеют и даже наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом.
При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является: а) случайным, противоречит общей направленности личности; б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации; в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обуславливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т. п.; г) результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений. Предложенная типология не только фиксирует основные варианты возможной направленности личности несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного формирования социально негативных черт личности, переход от единичных деформаций к их цепочке.
Изучение личности
несовершеннолетнего
·
наследственно-биологические факторы:
предрасположение к нервным или психическим
заболеваниям одного из родителей, патологическая
беременность, ненормальные роды, отрицательное
влияние алкоголизма, употребления наркотиков
и др.;
·
ближайшее социальное окружение подростка:
семья, социально-экономический статус
родителей, отношения в семье, ценностные
ориентации родителей, братьев, сестер,
особенности воспитания подростков, школа,
отношение к учебе, отношения с учителями,
положение подростка в классе, ценностные
ориентации одноклассников, друзья, их
социальное положение, статус подростка
в группе друзей;
·
личностные характеристики подростка:
особенности характера и темперамента,
ценностно-мотивационный блок, ценностные
ориентации подростка, уровень притязаний,
самооценка и возможные конфликты в области
самооценки, отношение к профессии: сознательность
выбора, место профессии в системе ценностей
полростка, планы на будущее;
·
правосознание подростка.
Для познания условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого необходимо также изучать и другие сферы — семью, место работы и учебы.
Следователь в процессе подготовки к допросу должен не только планировать последовательность и формулировку вопросов, но и прогнозировать возможные варианты ответов и в зависимости от этого, основываясь на имеющейся у него информации и анализе всех обстоятельств, заранее подготовить необходимые материалы дела.
От выбора места и обстановки во многом зависит успешность проводимого допроса. С допрашиваемым недопустимо панибратское поведение, необходимо дать понять несовершеннолетнему, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию и что от его правдивости и честности зависит его будущее. Обстановка допроса не должна быть и запугивающей: между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчеркивающие важность происходящего отношения.
Проведение очной ставки с участием несовершеннолетнего без учета возрастных особенностей его личности может отрицательно сказаться на результатах. В связи с этим следователю необходимо изучить индивидуальные особенности несовершеннолетнего, его умственное развитие, волевые качества, правдивость, отношение к совершенному преступлению, к соучастникам, потерпевшим, свидетелям. Знание этих качеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очной ставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения.
ТЕМА: Уголовно-правовые отношения
Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.
Сложная деятельность судьи требует не только юридической, но и психодиагностической подготовки, знания общих социально-психологических особенностей поведения людей в условиях социальной группы, закономерностей их познавательной и реконструктивной деятельности.
Деятельность суда
осуществляется в сложных, часто психически
напряженных условиях. Это требует ориентации
в проблеме конфликтного социального
взаимодействия, владения приемами релаксации
— успокоения эмоционально возбужденного
поведения отдельных лиц.
Важнейшие психические качества судьи — эмоциональная устойчивость, толерантность, способность к конструктивной деятельности в эмоционально напряженных условиях. Судебный процесс воспроизводит драматические и трагические события действительности. Здесь повторно воспроизводятся страсти, ненависть, злобность и агрессивность различных заинтересованных лиц.
Для регуляции этих эмоциональных проявлений необходимы выдержка, жизненная умудренность, спокойствие, терпимость, а также требовательность судьи как лица, наделенного властными полномочиями. Существенна и внутригрупповая коммуникативная деятельность судьи, его взаимодействие с коллегами.
Председательствующий суда является формальным лидером. Однако его полномочия не могут нарушать равенство всех членов судейской коллегии. Стиль его руководства должен быть демократическим, а обмен мнениями — конструктивным, допускающим отступления от существа дела. Авторитет председательствующего не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда.
Вся деятельность суда направлена на установление достоверности, предметной отнесенности доказательств и принятие законного и обоснованного решения.
Па данной подготовительной
части судебного
В процессе изучения материалов предварительного следствия прокурор и защитник готовят фрагменты своей будущей речи в судебных прениях. Восстанавливая истинную картину расследуемого происшествия, они создают образные картины события, воспроизводят особенности поведения его участников, их межличностные отношения.
Наряду с логической схемой будущей речи разрабатывается ее «боевая схема», отрабатываются эмоционально-экспрессивные элементы. Отдельные детали выстраиваются вокруг основных тезисов, которых не должно быть слишком много.
В результате ознакомления с делом четко отчленяются бесспорно установленные факты от предположений, сомнительных доводов, дается независимая от следователя оценка доказательств. Каждое обстоятельство дела рассматривается и с предполагаемой точки зрения процессуального оппонента.
Судебное следствие
— часть судебного разбирательства, в
которой суд с участием подсудимого, защитника,
потерпевшего и обвинителя непосредственно
исследует доказательства, собранные
на стадии предварительного следствия
и предъявленные суду участниками судебного
разбирательства или сообщенные самим
судом.
Различные позиции заинтересованных сторон придают процессу разбирательства особую полемическую остроту, возникают состояния психической напряженности, общение сторон приобретает состязательный характер. Здесь тщательно исследуются все источники доказательств, выявляется их надежность, анализируются их предметная относимость и доказательственная значимость.
Каждая заинтересованная сторона стремится выделить те стороны обстоятельств, которые соответствуют ее интересам. Противоречивые интересы сторон могут порождать напряженные ситуации и конфликтное противоборство. Задача судьи — придать взаимодействию сторон конструктивно-познавательный характер, предоставлять им процессуально гарантированные права и возможности, обеспечивать состязательный характер судопроизводства.
Регуляция межличностных отношений в процессе судебного рассмотрения уголовного дела требует от судьи не только профессионализма, но и психологической подготовленности и общей культуры общения. Судья своевременно, тактично, но жестко должен реагировать на все недопустимые на суде ситуации. Все категорические требования судьи должны быть процессуально обоснованы.
Следует пресекать все проявления грубости и нетактичности в, межличностных отношениях, охранять процесс от ненужных эмоциональных всплесков и вводить его в рациональное русло. Следует избегать нравоучительных замечаний, нотаций и поучений.
Когнитивная (познавательная) деятельность судьи в ходе судебного следствия отличается многоплановостью, перегруженностью оперативной памяти, предвосхищением различных вариантов возможного развития судебного следствия, оперативным анализом поступающей информации и се правовой концептуализацией.
Первоначальное обращение судьи к аудитории должно отличаться некоторым релаксационным (успокоительным) эффектом: предупредительностью, уважительностью и, во всяком случае — подчеркнутой нейтральностью.
Психология допроса и других процессуальных действий в судебном следствии
Судебный допрос
имеет свои особенности, отличающие его
от допроса на предварительном следствии.
Существуют две разновидности судебного
допроса — основной и перекрестный.
Перекрестный допрос проводится только
после того, как допрашиваемый в свободном
рассказе изложит все известное ему по
делу и ответит на поставленные вопросы.
Последовательность проведения допроса различными участниками процесса установлена законом. Допрос вначале осуществляют судьи. Они вправе задавать вопросы и по ходу судебного следствия.
При перекрестном допросе стороны, участвующие в деле, могут поочередно ставить вопросы допрашиваемому по одному и тому же обстоятельству. Перекрестный допрос позволяет вскрыть противоречия в показаниях, обнаружить в них погрешности, уточнить детали и изобличить допрашиваемого в даче ложных показаний.
Особого мастерства и психологической интуиции требуют вопросы, направленные на диагностику и преодоление ложных показаний. Лжесвидетельство на суде — нередкое явление. Еще чаще встречается подозрение в даче ложных показаний, если человек, дающий показания, замешкался; краснеет и бледнеет, говорит заикаясь и неуверенно.