Типология личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:35, реферат

Описание работы

В типологии личностей преступников следует раз¬личать три градации:
1) общий тип преступника;
2) лич¬ность преступника определенной категории;
3) лич¬ность преступника определенного вида.

Файлы: 1 файл

юр. психология.docx

— 71.59 Кб (Скачать файл)

Объективная всесторонняя оценка доказательств — основа правильного  судебного решения.

В некоторых случаях  судебные ошибки допускаются из-за поверхностного исследования доказательств, следствием чего могут быть как неоправданно жесткие, так и мягкие приговоры.

Составление приговора. Закон устанавливает ряд общих требований к структуре приговора. Приговор состоит из следующих частей:

1)  вводная,

2)  описательная,

3)  резолютивная.

Он составляется одним из судей и подписывается  всеми судьями (особое мнение излагается отдельно в письменном виде). Приговор составляется в общедоступных, понятных выражениях. Описание преступного деяния в нем должно соответствовать установленным судом фактам.

В оправдательном приговоре не должны допускаться формулировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного.

Обоснование судебного  решения должно содержать анализ доказательств, доводы, по которым суд  принял во внимание одни доказательства и отверг другие. Решение о наказании формулируется так, чтобы при исполнении приговора не возникало никаких сомнений.

Сложный процесс  постановления законного, обоснованного, справедливого и воспитательно-эффективного приговора требует глубокой аналитической деятельности судей — они призваны соотнести социально значимые психические дефекты данной личности с конкретными исправительными возможностями назначаемой меры наказания. Уголовно-правовое наказание — не акт мести, а средство ресоциализации нарушившей закон личности.

ТЕМА: Психология следователя и следственной деятельности

Психологические особенности личности следователя

| Просмотров: 1 997 | Комментарии: 0

Правосудие по уголовным  делам осуществляется только судом. Но для всестороннего, полного и  объективного исследования судом обстоятельств дела требуется подготовительная работа — предварительное следствие.

Задачами предварительного следствия являются:

Цель следственной деятельности — установление истины но уголовному делу, которая достигается в процессе познавательно-удостоверительной деятельности следователя.

Деятельность следователя  характеризуется следующими особенностями:

Повышенная психическая  напряженность работы следователя, необходимость постоянной оперативной  реактивности предъявляют особые требования к его нейрофизиологической организации  и качествам его психики.

К нервно-психическим качествам, значимым в профессии следователя, следует отнести:

·  сенситивность— повышенную нервно-психическую чувствительность к внешним воздействиям;

·  эмоциональную устойчивость;

·  пониженный уровень тревожности — умеренную эмоциональную возбудимость в опасных ситуациях;

·  резистентность — сопротивляемость внешним и внутренним психотравмирующим условиям;

·  толерантность — устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Среди личностных качеств  следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества.

Интеллектуальные  качества следователя должны отвечать требованиям развитого практического ума. Особенностью практического ума следователя является тонкая наблюдательность, внимание к отдельным деталям события, умение использовать для разрешения частной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

К основным профессионально-психологическим  качествам следователя необходимо отнести:

Честность следователя 
— это прежде всего объективное и справедливое отношение ко всем участникам уголовного процесса, без предвзятости, обвинительного уклона, непримиримость ко лжи и несправедливости, субъективизму и произволу.

Психологические аспекты юридической ответственности

| Просмотров: 1 725 | Комментарии: 0

Ответственность — необходимость подчинения поведения человека социальным требованиям.

Юридическая ответственность — обязанность гражданина подчинять свое поведение социальным нормам, получившим статус юридического закона. Юридическая ответственность — урегулированное правом отношение между нарушителем закона и государством в лице его правомочных представителей.

Целью юридической  ответственности является не только охрана существующего правопорядка, но и исправительное воздействие на личность правонарушителя.

Юридическая ответственность  реализуется на основе ряда принципов: законности, обоснованности, справедливости, целесообразности, неотвратимости и милосердия. Все эти принципы имеют свои психологические аспекты.

Законным основанием возникновения  юридической ответственности является вина, виновность дееспособного правонарушителя.

Вина —причастность личности (личностных психических качеств) к противоправному деянию и его последствиям.

Наличие вины может быть и при отсутствии в структуре деяния осознанных мотивов. Необходимо освобождать следователей и судей от бесплодных поисков мотивов в тех деяниях, которые сами по себе не содержат осознанных мотивов.

Тема: Исправительно-трудовая психология

Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии

| Просмотров: 2 054 | Комментарии: 0

Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализании осужденных:

·  восстановление нарушенных социальных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе;

·  проблемы эффективности наказания;

·  динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях жизнедеятельности;

·  соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.

Ресоциализация  личности 
осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально положительного поведения. Создание условий формирования адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений. Решение этой задачи связано с теоретической разработкой проблемы личностного исправления, личностной реконструкции в процессе исполнения наказания.

Сложные задачи, стоящие  перед уголовно-исполнительными учреждениями, могут успешно решаться лишь на основе коренной перестройки их деятельности, комплексных социальных и психолого-педагогических программ ресоциализации различных категорий осужденных.

Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников исправительных учреждений состоит в диагностике личностных дефектов осужденных, разработке обоснованной программы их исправления, предупреждении тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации.

Решение сложных проблем  психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных по силам только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в подобных кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.

В качестве общих  задач исправительной психологии можно  указать следующие:

·  психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;

·  разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

·  осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;

·  разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;

·  всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной микросреды;

·  формирование социально положительных жизненных перспектив.

Исправление преступника — сложный психологизированный процесс его личностной реконструкции. Драматизм психического состояния преступников состоит в том, что своему жуткому, мерзкому преступлению они придают положительный личностный смысл, оправдывают себя путем обесценивания нарушенных ими ценностей, ограждения своего внутреннего мира от психотравмирующих воздействий, использования ложных, суррогатных замещений.

Исправить преступника 
— значит осуществить его глубинную личностную перестройку, изменить личностную направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности. Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформировать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения. Одно и то же наказание по-разному действует на разных людей.

Пенитенциарное  воздействие — воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения — лишь условие для принятия ею своих решений.

Исправление провинившейся  личности может быть достигнуто только через покаяние, самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения — раскаяния, ее ценностной переориентации, включение в сферу ее стыда и совести нарушенной социальной ценности.

Барьер нравственного  самоанализа преступника — основное препятствие на пути его ресоциализации. Закоренелый преступник — индивид с кризисом нравственного самоанализа, атрофированным нравственным самосознанием.

Кризис нравственного  самоанализа является не только индивидуальным пороком. Он имеет широкую социальную базу. Прошедшие десятилетия нашей истории были малочувствительны к душевным проблемам личности, нравственные категории относились к разряду второстепенных по сравнению с политической грамотностью.

Жизнедеятельность и психологическое состояние  предварительно заключенных и осужденных

| Просмотров: 1 641 | Комментарии: 0

Тюрьмы предварительного заключения, следственные изолятор (СИЗО) — скорбное обиталище людей, суд над которыми еще не состоялся и которые могут быть еще признаны невиновными. Но их уже карают тяжелым тюремным режимом; тяжелым настолько, что, длительно пребывая в этих невыносимых условиях, человек становится способным на самооговор, чтобы побыстрее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения.

Основным видом учреждения, в котором отбывается предварительное заключение, является тюрьма (следственный изолятор), то есть самый тяжелый режим наказания. Требования этого режима наказания грубо подавляют личность.

Ресоциализация осужденных осуществляется исправительными колониями общего, строгого, особого режимов и тюрьмой.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести.

Для них установлена трехступенчатая  система условий содержания — обычные, облегченные и строгие. Лица, совершившие особо тяжкие преступления, содержатся в колониях строгого и особого режима.

Отряды осужденных постоянно  обновляются вновь прибывшими, что  значительно затрудняет процесс  группового нормообразования.

В исправительных колониях строгого режима содержатся лица, осужденные на срок более десяти лет, совершившие особо тяжкие преступления, и лица, ранее судимые за умышленные преступления. Это наиболее криминализированная часть преступников, трудно поддающаяся ресоциализации, укорененная в криминальную субкультуру. Это стабильный контингент исправительной колонии, с которым осуществляется длительная исправительная работа.

Исправительные колонии  особого режима и тюрьма – учреждения с ужесточенным режимом, в которых содержатся рецидивисты.

Эти осужденные отбывают наказание  в строгих условиях, постоянно находятся в запираемых помещениях. Их права в приобретении продуктов и предметов первой необходимости существенно ограничены. Тюрьма — исправительное учреждение особого режима, исполняющее наказание в виде лишения свободы в отношении лиц, представляющих особую общественную опасность. Отличается строжайшей изоляцией и подавлением личности заключенного. Несовершеннолетние правонарушители содержатся в воспитательных колониях.

Особенно жестоко изоляция травмирует неокрепшую психику подростков. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Ограниченность поля возможностей для развития и самореализации личности особенно пагубна для подростков. Но еще более пагубна для них ранняя криминализация. Уже па «входе» в систему ИУ в следственном изоляторе на несформированную еще личность обрушивается шквал тяжких испытаний: ритуал «прописки», испытание на выносливость, сообразительность, толерантность. Все это сразу вскрывает перед подростком значимость криминальной субкультуры.

Криминальная  субкультура включает в себя ряд поведенческих императивов: цинизм, жестокость, дерзость, запирательство в уголовном процессе, необходимость обязательного реагирования на оскорбление и т. п. Однако сила, жестокость, цинизм высоко ценятся лишь в среде «вульгарных» преступников. В среде организованной преступности более высоко ценятся интеллект, расчет, решительность, многоопытность.

Информация о работе Типология личности преступника