Типы и виды родительско-детских отнощений и их влияние на развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:03, реферат

Описание работы

Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье и влияние внутри семейных отношений на личность ребенка.
Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования , в работе были поставлены и решались следующие задачи:
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
-изучить типы и виды семейного воспитания ,
- проанализировать влияние семейного воспитания на формирование личности младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Личность младшего школьника….…………………………………...4

Глава 2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка.....................................................................................................................8
2.1 Понятие семьи и семейного воспитания …………………………………..8
2.2 Типы и виды семейного воспитания в системе родительско-детских отношений, их трансляция в сознании ребенка……………………………….10
2.3 Влияние особенностей семейного воспитания на развитие уровня самосознания ребенка…………………………………………………………...13
2.4 Роль семьи в воспитании личности ребенка……………………………….15


Глава 3. Нарушения родительско-детских
отношений…………………………………………….………………………….16
3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка..16
3.2 Разновидности деффиринциального отношения к детям………………...17


Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………………....21

Файлы: 1 файл

итоговый реыерат по психологии.docx

— 50.64 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

Типы  и виды родительско-детских отношения и их влияние на личность ребенка

 

 

 

 

                       Выполнил:

                                                                         Студентка гр ЮЗ-09

                      Буянова В.В.

 

                      Проверил:

                      Доц. Каф. Психологии

                      Трофимова М.В.

 

 

Брастк

2013г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава 1.  Личность младшего школьника….…………………………………...4

 

Глава 2.  Семейные  отношения как показатель формирования личности ребенка.....................................................................................................................8

2.1 Понятие семьи и семейного воспитания …………………………………..8

2.2 Типы и виды семейного воспитания  в системе родительско-детских отношений, их трансляция в сознании ребенка……………………………….10

2.3 Влияние особенностей  семейного воспитания на развитие уровня самосознания ребенка…………………………………………………………...13

2.4 Роль семьи в воспитании личности ребенка……………………………….15

 

 

Глава 3.  Нарушения родительско-детских

отношений…………………………………………….………………………….16

3.1 Негативное влияние внутрисемейных  отношений на личность ребенка..16

3.2 Разновидности деффиринциального отношения к детям………………...17

 

 

Заключение………………………………………………………………………20

 

Список литературы……………………………………………………………....21

 

 

Введение

 

Особая  роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития.

Наиболее  чувствительными к воздействию  семейного неблагополучия оказываются  стержневые образования личности ребенка  – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям.

Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться  взрослый человек, проходя свой жизненный  путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который  складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.

Актуальность данной работы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.

Объектом исследования являются отношения (и их типы) в семьях младших школьников. А также, личность младшего школьника в семье.

Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье и влияние внутри семейных отношений на личность ребенка.

Цель  работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.

В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования , в работе были поставлены и решались следующие задачи:

-определить  основные понятия, необходимые  для данного исследования;

-изучить  типы и виды  семейного воспитания ,

-  проанализировать  влияние семейного воспитания на формирование личности младших школьников.

 

 

Глава 1. Личность младшего школьника

 

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, кто вообще не посещал школу, его не было и у тех, для кого начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными.

Личность  – есть внешнее проявление индивидуальности, как человек воздействует на окружающих и как ими воспринимается. Личность в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида.

Личность  – человек, который достиг определенного  уровня психического развития. В процессе самопознания начинается восприятие и  переживание самого себя как единое целое, отличное от других людей и  выражающееся в понятии «Я».

1) «Я - реальное», в этом возрасте, состоит из следующих доминантов:

-«Я уже  взрослый»;

-«Я успешный»  (отношение к своей работе - к  учебе);

-«Я умею  общаться»;

-«Я уже  многое знаю».

Родительские  позиции и отношение к детям  в этом возрасте может положительно или отрицательно повлиять на их установки. Подкрепление родителями данных позиций  ребенка будут способствовать развитию сильной и уверенной в себе личности. Родители, которые обращают внимание на успехи ребенка, положительно подкрепляют его достижения - воспитают успешную личность. Прививая интерес к новому, уделяя ребенку столько внимания, сколько ему требуется в этом возрасте и, не препятствуя его общению со сверстниками - родители воспитают в ребенке познавательный интерес, комуникативность, умение общаться. Очень важно, в этом возрасте, советоваться с ребенком, решать вместе какие-то вопросы, выслушивать его мнение по поводу этого, т.к. это подтверждение его взрослости и значимости для родителей.

Отношение родителей также может вызвать  и обратный результат. Если не замечать успехов ребенка, а только ругать его за проступки, заострять внимание только на ошибках, ребенок потеряет интерес к своей деятельности, у него пропадет желание исправлять свои ошибки. Возникнет боязнь нового – ребенок не захочет делать что-то, объясняя это тем, что он не сможет сделать этого, что у него все равно ничего не получится. Так формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, которая, скорее всего, будет сопровождать ребенка всю его жизнь.

2) «Я - идеальное»  в этом возрасте состоит из фантастических образов «Я» – это то, о чем ребенок мечтает, каким хочет видеть себя в будущем. Здесь тоже очень важно правильно отнестись к фантазиям ребенка и не пресечь на корню его пусть пока даже несерьезные, но все же цели, которые, со временем преобразуются в реальные и вполне осуществимые.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни  формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. Поэтому родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Итак, в  развитии личности младшего школьника очень большую роль играют его родители и близким люди. Также, от семьи зависит: усвоение норм и форм поведения ребенка, проявление моральных качеств личности в общении, появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентация на мнения окружающих людей. Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек. Появление самосознания, самооценка, уровень притязания.

 

Глава  2.  Семейные  отношения как показатель формирования личности ребенка

 

2.1 Понятие семьи и семейных отношений

 

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В выполнении воспитательной функции по отношению  к детям главную роль играет супружеская  пара – отец и мать. В связи  с этим говорят о полной семье  и неполной, когда отсутствует  один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для  эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный  разводом или раздельным проживанием  родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную  обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление – существенная общественно-воспитательная проблема.

Разлука с одним из родителей может  привести к появлению у ребенка  чувства страха, депрессию и ряд  других симптомов невроза.

Атмосфера напряженности и конфликтных  семейных ситуаций действует на ребенка  резко отрицательно. Дом перестает  быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.

Надо  помнить, что чем длительнее по времени  разногласия в семье, тем сильнее  их отрицательное влияние на ребенка.

Динамика  семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку  имеют существенное значение для  формирования его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Типы и виды  семейного воспитания ,

в системе  родительско-детских отношений, их

трансляции  в сознании ребенка

 

Рассматривая  основные типы семейных отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого  из них на формирование поведения  и определенных черт личности ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система  воспитания. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в форме доминантной инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять  требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать  педагогически и нравственно  оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим- лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Гиперопека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. В центре воспитательных воздействий оказывается - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе.

Информация о работе Типы и виды родительско-детских отнощений и их влияние на развитие ребенка