Типы и виды родительско-детских отнощений и их влияние на развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:03, реферат

Описание работы

Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье и влияние внутри семейных отношений на личность ребенка.
Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования , в работе были поставлены и решались следующие задачи:
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
-изучить типы и виды семейного воспитания ,
- проанализировать влияние семейного воспитания на формирование личности младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Личность младшего школьника….…………………………………...4

Глава 2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка.....................................................................................................................8
2.1 Понятие семьи и семейного воспитания …………………………………..8
2.2 Типы и виды семейного воспитания в системе родительско-детских отношений, их трансляция в сознании ребенка……………………………….10
2.3 Влияние особенностей семейного воспитания на развитие уровня самосознания ребенка…………………………………………………………...13
2.4 Роль семьи в воспитании личности ребенка……………………………….15


Глава 3. Нарушения родительско-детских
отношений…………………………………………….………………………….16
3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка..16
3.2 Разновидности деффиринциального отношения к детям………………...17


Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………………....21

Файлы: 1 файл

итоговый реыерат по психологии.docx

— 50.64 Кб (Скачать файл)

Как раз  эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива,

На признании  возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки и личности ребенка имеет вид семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три вида семейного воспитания: - демократический - авторитарный - либеральный.

При демократическом  стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль "согласия"; при авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку- стиль "подавления"; при попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Младший школьник видит себя глазами близких  взрослых, воспитывающих его. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Влияние особенностей  семейного воспитания на развитие уровня самосознания ребенка

 

Психологи  проследили развитие самосознания и личности младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто положительно поощряют, а наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети  с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с  ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают их способности, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних, что является очень  болезненным для ребенка. Родители не ожидают от них успехов в  школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Они не уверены  в силах своего чада. Дети чувствуют  это и принимают как должное, это становится установкой их дальнейшей жизни. Что является преградой в  общении с окружающими людьми (родителями, учителями и сверстниками) и в постановке и достижении каких-либо целей.

От условий  воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в  семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним  завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям  родителей. (Не говорите ребенку, что  он некрасив, от этого возникают  комплексы, от которых потом практически невозможно избавиться.)

Неадекватность  также может проявляться с  завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто  хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное  представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала  при нем. Редко дарятся подарки  за поступки. Не используются крайние  жесткие наказания. В семьях, где  растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной  требовательностью. Здесь не прибегают  к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная  успеваемость является важным критерием  оценки ребенка как личности со стороны  взрослых и сверстников. Отношение  к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

В самосознании маленького школьника смещаются  акценты, когда родителей волнуют  не учебные, а бытовые моменты  в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушные вопросы родителей, например, «Что было сегодня в школе?», рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

 

 

 

 

 

2.4 Роль семьи в воспитании личности ребенка

 

Родительские  позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье.

Правильные  воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в  восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию  ребенка в семье как полноправного  члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

Позиция ребенка в семье изменяется в  зависимости от его возраста. Чем  меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

На позицию  ребенка влияет число детей в  семье. Позиция единственного ребенка  отличается от позиции ребенка в  многодетной семье, так же как  и первенца - от самого младшего. Наконец, особая позиция: у единственной девочки  среди братьев и единственного  мальчика среди сестер. Соперничество  среди детей в многодетной  семье – явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом  или полом, может добавляться  выделение родителями кого-то из детей. Это вызывает ревность остальных членов семьи.

В заключение данной главы можно подвести итог:

в жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

 

Глава 3. Нарушения родительско-детских отношений.

3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка

 

Создание  гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата  в семье должно стать первой задачей  супругов и родителей, так как  без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно  влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у  этих детей могут возникать различные  проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими  педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

 Влияние  отношений родителей к детям  на особенности их развития  носит многообразный характер. Получено  достаточно убедительных доказательств  того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным  отношением к детям у них  активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность  к сопереживанию, умение разрешать  конфликтные ситуации и т.п.  Им свойственно более адекватное  осознание образа «Я», его целостность,  а, следовательно, и более развитое  чувство человеческого достоинства.  Все это делает их коммуникабельными,  обеспечивая высокий престиж  в группе сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

3.2       Разновидности  деффиринциального отношения к детям

 

 

Существуют  варианты взаимоотношений, мешающие нормальному  развитию личности ребенка.

1. Авторитарное отношение родителей к детям, при котором формирование нужных качеств затрудняется и искажается.

Многие  исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи  родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и  становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется  отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку  детское сознание склонно к односторонним  выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка  возникают искаженные суждения о  людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей  дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему  еще больше огорчений. Так возникают  чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она  становится эффективной в том  случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит  свое подтверждение в ней. Влияние  на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального  общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность  сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.

Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет наверстать упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют нереально - завышенные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с  ней низкой самооценки снижаются  учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:

  • желанию бездумно следовать указаниям взрослого;
  • действовать только по образцам и шаблонам;
  • боязни проявить инициативу;
  • формальному усвоению знаний и способов действий;
  • боязнь идти к чему-то новому;
  • браться за новое дело;
  • ставить перед собой какие-либо цели и добиваться их.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью  учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что  усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается  замкнутый круг: неблагоприятные  личностные особенности ребенка  отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию  окружающих, а эта отрицательная  реакция в свою очередь, усиливает  сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив  установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

1. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если  для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение  взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Информация о работе Типы и виды родительско-детских отнощений и их влияние на развитие ребенка