Толерантность как способ разрешения и предупреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

В настоящее время конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Он наличествует в столкновениях предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Конфликты относятся к наиболее динамично развивающейся области психологии.

Содержание работы

Введение
1 Конфликт: его понятие и сущность
2 Структура конфликта
3 Способы предупреждения конфликтов
4 Профилактика и прогнозирование конфликтов
5 Технология предупреждения конфликтов
6 Приемы предупреждения конфликтов
7 Толерантность как способ разрешения и предупреждения
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

 

Приемы предупреждения конфликтов

Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда  именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и  при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить  нужный прием зависит атмосфера  общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия. Для предупреждения конфликта необходимо уметь: 

- определить, что общение  стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.

- понимать партнера по  взаимодействию и не идти на  конфликт, если нет уверенности  в том, что партнером его  мотивы правильно поняты.

- проявлять терпимость  к инакомыслию.

- заботиться о снижении  своей относительно устойчивой  тревожности и агрессивности.

- управлять своим текущим  психическим состоянием, избегать  предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.

- быть внутренне готовым  к решению возникающих проблем  путем сотрудничества, компромисса,  избежания или уступки.

- общаться с людьми, проявляя  искреннюю заинтересованность в  партнере по общению.

- сохранять конструктивные  способы взаимодействия с окружающими  вопреки воздействию конфликтогенных факторов, то есть обладать высокой конфликтоустойчивостью.

 

Толерантность как  способ предупреждения и профилактики конфликтов. 
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.

Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать  с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия (индифферентности) или  приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции — полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове «сотрудничество» изначально заложен смысл— достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений.

Толерантность в общении  — позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью — нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:

- предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы — представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии)— национализм, шовинизм, расизм;

- насилие в поступках и в речи — преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;

- экстремизм во взглядах и поступках — терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;

- эксплуатация;

- дискриминация, изоляция в обществе — по половому признаку, мигрантофобия.

Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, а скрытую, неявную. При изучении толерантности наших студентов, например, задавали всем один и тот  же вопрос: следует ли человеку соблюдать  законы, должен ли человек в нашей  стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений.

Основные критерии толерантности:

- позиция на равных и учет интересов другого;

- отказ от насилия;

- осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;

- подчинение правилам, законам (по доброй воле);

- позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);

- способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;

- способность личностного выбора.

 

Заключение.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

Конфликт – это наличие  противоречия, которое принимает  форму разногласий, если речь идет о  взаимодействии людей. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми и в жизни  общества в целом.

В основе предупреждения конфликтов лежат нравственные нормы и моральные  ценности человека, которые обозначают наши представления о добре и  зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности. Порядочный и хорошо воспитанный человек  просто не будет доводить ситуацию до конфликта, а постарается его  предупредить.

Профилактика конфликта  важна как в социальном плане, так и в личностном. Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте.

Важной составляющей предупреждения конфликта также является осознанное отношение к собственным психологическим  проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования.

Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать  с ними на основе согласия. Это активная позиция сторон, заинтересованных в  совместном результате, который должен способствовать пониманию, развитию отношений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А. Г. Слово о толерантности. Век толерантности . – 2006. - № 1.

2. Войтова С.А., Зубань Е.Н. Конфликтология. Спб., 2001.

3. Гришина Н. В. Психология  конфликта. — СПб., 2000.

4. Гришина Н. В. Психология  конфликта. — СПб., 2003.

5. Емельянов СМ. Практикум  по конфликтологии. — 3-е изд. — СПб., 2004.

6. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред. Г.М.Потанина. — М., 2007.

7. Майерс Д. Социальная  психология. — СПб., 1997.

8. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник. – 3-изд., исправ. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

9. Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. — 2002. — № 2.

10.   Мольц М, Я — это Я, или Как стать счастливым. — СПб., 1992.

11.   Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. — СПб., 2001.

12.   Скотт Д. Г. Конфликты: пути их преодоления. — Киев, 2001.

13.   Скотт Д. Г. Сила ума: Способы разрешения конфликтов. — СибВИС, 1994.

14.   Солдатова Г. У., ШайгероваЛ.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М., 2000.

15.   Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А.Лабунской. — М., 2004.


Информация о работе Толерантность как способ разрешения и предупреждения