Тренинг ассертивности и репетиция поведения как методы психологической помощи в рамках поведенческой модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Поведенческое и когнитивно-поведенческое консультирование основано на теории бихевиоризма, которая связана с именами И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, Дж. Вольпе, А. Лазаруса и др… Методологическими предпосылками теории бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только то, что доступно непосредственному наблюдению.

Содержание работы

§1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ………….2
§2. РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ…….4
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

тренинг ассертивности.docx

— 37.37 Кб (Скачать файл)

 

Реферат по дисциплине

Практикум по психологическому консультированию

 

 

 

ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ  И РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ КАК МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

§1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ………….2

§2. РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ  И ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ…….4

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….11

 

§1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

 

Поведенческое и когнитивно-поведенческое консультирование основано на теории бихевиоризма, которая связана с именами И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, Дж. Вольпе, А. Лазаруса и др… Методологическими предпосылками теории бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только то, что доступно непосредственному наблюдению.

Позицией представителей бихевиоризма стал поиск упорядоченности, единообразия, законов взаимосвязей событий в природе. Частью функционирования организма человека, доступной непосредственно наблюдению, является его поведение. Именно по поведению, убеждены бихевиористы, можно достоверно судить о характере взаимодействия человека с миром и о его воздействии на мир.

Особенности и основные цели поведенческой психотерапии

Термин  поведенческая терапия охватывает ряд различных терапевтических  методов, основанных на принципах обусловливания и научения. По мнению терапевтов этого направления, неадаптивное поведение складывается из ряда усвоенных способов справляться со стрессом, а методы коррекции поведения, разработанные в рамках поведенческой терапии, способны заменить неадаптивные модели поведения на более адекватные.

Психотерапевт рассматривает клиента как продукт  генетического наследия и научения, происходившего в процессе экспозиции к раздражителям в окружении, что и привело к неадаптивным установкам, мыслям, вербальному и  эмоциональному поведению. Таким образом, консультант никогда не относится  к клиенту пренебрежительно, но напротив, выражает симпатию, эмпатию и сочувствие.

 

 

Основные  цели поведенческого консультирования:

• устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

• усиление адаптивного поведения;

• ослабление или устранение неадекватного поведения;

• устранение изнурительных реакций тревоги;

• развитие способности расслабляться;

• развитие способности самоутверждаться;

• развитие эффективных социальных навыков;

• достижение адекватного сексуального функционирования;

• развитие способности к саморегулированию.

Поведенческому  консультированию предшествует установление диагноза (поведенческой оценки), предполагающей целый ряд приемов и процедур. Поведенческая оценка должна в итоге  уточнить проблемные зоны клиентов (психологические  проблемы, вызывающие неадекватное поведение). На основе поведенческой оценки, соответствующей  реальному состоянию клиента, его  поведенческим реакциям консультант  выявляет стимулы, которые предшествовали данным неадекватным реакциям и определяет подходящие методы коррекции и реабилитации. Точность поведенческой оценки зависит конкретности и от объективности информации о поведении клиента. Консультанту необходимо узнать, какова продолжительность, сила и частота неадекватных реакций.

В зависимости  от специфики установленных консультантом  проблем клиентов используются разные методы и приемы.

 

§2. РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ

При проведении поведенческой оценки часто на первый план выходят трудности клиента, связанные с низким уровнем ассертивности и с недостаточным развитием навыков межличностного взаимодействия; например, многие клиенты не умеют активно выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться.

Репетиция поведения — это один из методов консультирования, используемый в таких случаях. Методика представляет собой ролевое проигрывание  жизненных ситуаций. Обычно оно начинается с несложных ситуаций, актуальных для большинства участников группы. Например, разговор с грубым продавцом, с механиком станции автосервиса, с официантом, выпивающей компанией “друзей”, с бюрократом-чиновником. Постепенно группа переходит к проигрыванию более сложных ситуаций. Ролевые игры чем-то напоминают психодраму, однако отличаются от нее конечной целью. Конечной целью психодрамы, по Морено, являются инсайт и катарсис. Цель ролевой игры в группе тренинга  умений — это выработка оптимального, основанного на уверенности в себе поведения в той или иной сложной ситуации.

Ключевыми компонентами методики репетиции поведения  являются моделирование, инструктаж и  подкрепление.

Моделирование — это формирование лучшего способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж — это вмешательство руководителя, который помогает участникам группы посредством советов, обратной связи, поддержки найти оптимальный выход из трудной ситуации.

Подкрепление — это поощрение или наказание, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации. Лучшей формой поощрения и наказания является одобрение или неодобрение той или иной формы поведения активного участника всей группой или ее руководителем.

В репетиции  поведения выделяются следующие  стадии:

а) определение  и анализ областей, в которых клиенты  испытывают трудности;

б) обеспечение  мотивации клиентов относительно метода репетиции поведения;

в) работа с  клиентами, приводящаяся с целью определения видов поведения, которые могли бы быть наиболее подходящими в данных ситуациях;

г) предоставление клиентам возможности потренироваться  адекватно реагировать на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, участвуют во взаимодействиях, играя роль «оппонента»);

д) побуждение клиентов применять репетируемое поведение  в реальных жизненных ситуациях, одобрение в случае успеха и предоставление подкрепляющих символов.

Репетиция поведения предполагает участие  консультанта в формировании поведения  клиентов в конкретных ситуациях. Задачами консультанта при этом могут быть моделирование, обучение, выстраивание иерархий сложных задач, определённое когнитивное воздействие.

Моделирование. В моделировании используется научение через наблюдение. Поскольку наблюдение за моделями — основной способ научения у человека, то, наблюдая за людьми, проявляющими адаптивное поведение, люди с разадаптированным поведением должны учиться лучшим стратегиям преодоления ситуаций. Наблюдение за поведением модели (живой или в видеозаписи) оказалось эффективным средством уменьшения страхов и обучения новым навыкам.

Моделирование часто сочетается с ролевой игрой, или репетицией поведения. С помощью консультанта человек репетирует или тренирует более адаптивные виды поведения. Следующая выдержка показывает, как терапевт помогает молодому человеку преодолеть свое беспокойство относительно приглашения женщин на свидание. Молодой человек изображает, что говорит с женщиной по телефону и в конце просит ее о свидании.

«Клиент: M-м, я тут подумал, не хотела ли бы ты встретиться в субботу вечером или как-нибудь еще, что скажешь?

Терапевт: Хорошо, это для начала. Вы можете придумать другой способ попросить  ее прийти, так чтобы это выглядело  чуть позитивнее и доверительнее? Например: «В субботу вечером будет концерт, на который я хочу сходить, и я  очень хотел бы взять тебя с  собой, если ты свободна».

К: Потрясающе!

Т: Ладно, попробуйте.

К: М-м, у меня два билета на концерт в субботу вечером. Если тебе нечего делать, может, ты хотела бы пойти со мной?

Т: Это  уже лучше. Попробуйте еще раз, но теперь постарайтесь выразить, что  вам действительно очень хочется, чтобы она согласилась.

К: У меня два билета на субботний концерт. И было бы великолепно, если бы ты пошла со мной, если ты не занята.

Т: Отлично! Просто попрактикуйтесь еще пару раз — и вы готовы взяться за телефон.»

Этот  пример иллюстрирует репетицию поведения  в одном из типов тренировки уверенности.

Наибольшее значение при проведении репетиции поведения имеет тренинг ассертивности, разработанный Эндрю Солтером и популяризованный Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом.

Ассертивное поведение, по определению Вольпе, — это приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку.

Изначально, тренинг ассертивности был направлен  на отстаивание человеком своих  прав, на развитие так называемого  оппозиционного поведения, однако  ассертивное поведение включает в себя и проявление положительных чувств – любви, симпатии и т.д.

 При формировании поведенческой оценки, консультант определяет в общем или в специфическом тренинге ассертивности нуждается клиент.

Для оценки реакции клиента на различные  ситуации имеется целый ряд опросников в форме самоотчета: Инвентарь  отстаиваемых прав (Assertion Inventory), Инвентарь утверждений о собственной ассертивности (Assertiveness Self-Statement Inventory), Опросник самовыражения для студентов колледжа (College Self-Expression Inventory), Вопросник разрешения конфликтов (Conflict Resolution Inventory), Реестр ассертивности Ратуса (Rathus Assertiveness Schedule) и Опросник ассертивности Вольпе —Лазаруса (Wolpe-Lazarus Assertion Inventory). 

Невротические страхи – неадаптивные привычки человека реагировать тревогой на поведение других людей – тормозят нормальное ассертивное поведение. Клиентам необходима поддержка для выражения законных эмоций, которые возникают у них в проблемных ситуациях.

Терапия направлена на ослабление страха и изменение манеры их речи и образа действий, что приводит к реципрокному торможению тревоги и ослаблению тревожной реакции. Таким образом, в данной технике имеют место как противообусловливание, так и оперантное обусловливание, усиливая друг друга.

Тренинг ассертивности чаще всего составляет один из аспектов более широкой терапевтической  программы.

Его цели включают:

а) повышение  осознанности личных прав;

б) различение неассертивности, ассертивности и агрессивности;

в) обучение вербальным и невербальным умениям.

Последняя категория включает умения говорить «нет», обращаться с просьбами и  выдвигать требования, выражать положительные  и отрицательные чувства, начинать, поддерживать и заканчивать разговор.

Альберти  и Эммонс выделяют следующие виды поведения:

а) неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;

б) агрессивное поведение, при котором  люди «усиливаются» за счет других;

в) ассертивное поведение, при котором усиление индивидуума таково, что усиливаются обе взаимодействующие стороны.

Они же отмечают, что недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общей чертой, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях.

На первой и второй стадиях тренинга ассертивности  консультанту важно поддержать мотивацию клиентов относительно метода репетиции поведения.

Иногда  консультантам требуется некоторое  время для изучения религиозных или философских позиций и взглядов клиентов. Эти взгляды могут способствовать скорее усилению стремления держаться в тени, чем усилению чувства уверенности в себе. Например, нужно помочь некоторым христианам понять, что они станут более эффективными и как люди, и как христиане, если позволят себе стать цельными личностями и перестанут отвергать свои потребности и чувства (такое отвержение всегда связано с психологическими потерями).

В течение третьей стадии консультант и клиенты работают вместе, чтобы определить, какой вид поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости попросить босса повысить оклад или при возникновении желания назначить свидание девушке. Данная стадия подразумевает определение и обдумывание альтернативных реакций. Кроме того, клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно.

При проведении тренинга ассертивности консультант должен принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и формировать такое ассертивное поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента.

Четвертая стадия — это стадия, на которой  проводится репетиция ассертивного поведения. Альберти и Эммонс подчеркивают, что при проведении тренинга ассертивности консультант должен фокусировать внимание клиентов не только на вербальном компоненте поведения, но и на других компонентах, таких как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи. Консультанты должны репетировать вместе с клиентами и обучать их навыкам невербальной и паравербальной ассертивности.

Информация о работе Тренинг ассертивности и репетиция поведения как методы психологической помощи в рамках поведенческой модели