Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа
Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребёнка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Нередко бывает так, что читающий считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий. Все говорит о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в младшем школьном возрасте гораздо важнее развивать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенный признаки предметов, развивать познавательную активность.
Понятие внимания в психологии.
Особенности внимания младших школьников.
Развитие произвольности внимания у детей младшего школьного возраста в процессе обучения и воспитания.
Трудности процесса управления вниманием учащихся младших классов в процессе обучения и воспитания.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Каждый родитель стремится сделать все возможное, чтобы обучение ребёнка было более успешным, чтобы он в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.
Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребёнка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Нередко бывает так, что читающий считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий. Все говорит о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в младшем школьном возрасте гораздо важнее развивать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенный признаки предметов, развивать познавательную активность.
Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от особенностей внимания зависит, может ли ребёнок достаточно быстро перейти от одной деятельности к другой, как долго он может работать с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленять объект и рассматривать, изучать его достаточно длительное время. Следствием недостаточного развития внимания и памяти могут быть следующие трудности: пропуск букв в письменных работах, непонимание объяснения учителя с первого раза, грязь в тетради, плохое знание таблицы умножения (сложения), постоянное переспрашивание учителя и т.д.
Поэтому развитие внимания у младших школьников должно быть первостепенной задачей.
В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема курсовой работы: «Пути управления внимания младших школьников».
Цель работы: изучить особенности внимания младших школьников.
В соответствии определены задачи:
1. Изучить особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе:
2. Изучить данный вопрос на практике.
В качестве гипотезы выдвинута идея о том, что внимание младших школьников обладает особенностями: относительно низкой устойчивостью и продуктивностью.
Объект исследования: внимание младших школьников.
Предмет: особенности внимания младших школьников.
Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чём-то. Эту особенность сознания связывают с таким свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Направленность проявляется
в избирательности или
Со вниманием в его высших формах связывают регулирование протекания психических процессов и сознательного поведения человека.
В настоящее время проблема внимания – одна из сложных проблем психологии и её прикладного раздела – психофизиологии, в теоретическом осмыслении которой до сих пор нет единства. Так, внимание рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание), т.е. как фактор, который способствует только избирательному протеканию приёма и переработки различной информации. Таким образом, внимание выступает как самостоятельный психический процесс и делится на:
По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды внимания могут рассматриваться поэтому и как уровни внимания. Каждая из форм внимания (сенсорное, интеллектуальное и др.) может проявляться на различных уровнях.
Предвнимание - неосознаваемый автоматический процесс обработки сенсорной информации нейронами – детекторами в анализаторных системах. Оно предшествует непроизвольному вниманию и является основой для формирования зрительных образов.
Непроизвольное внимание – генетически исходное, которое как бы навязывается индивиду внешними объектами и событиями. Оно не зависит от сознательных целей и намерений субъекта, проявляется как ориентировочный рефлекс (ОР) на физиологическом уровне (рефлекс «что такое?», по И.П.Павлову). Непроизвольное внимание обусловлено:
Новизна может заключаться
в появлении ранее
Непроизвольное внимание имеет большое значение для жизни индивида, осуществляя быструю и правильную ориентировку в изменяющихся условиях внешнего мира.
Произвольное внимание – сознательно регулируемое и направляемое внимание. Л.С.Выгодский считал, что произвольное, вторичное внимание формируется по мере становления всех других психических функций и является, прежде всего, социально - опосредованным типом внимания. Развиваясь на основе непроизвольного, оно выражается в целесообразном направлении деятельности в определенное русло и диктуется внутренней потребностью человека, его психологическими мотивами. Произвольное внимание может быть обращено в прошлое и будущее, регулируя психические процессы. Оно способствует активизации извлечения из долговременной памяти определенных образов, сведений; способствует целенаправленному анализу объекта, ситуации и принятию решения.
Произвольное внимание может быть антиципирующим в ситуации ожидания стимула, события, на которое надо отвечать некоторой реакцией. Антиципирующее внимание облегчает опознание. Известно, что произвольное внимание у взрослого человека направляется, прежде всего, речевыми стимулами, т.е. тесно связано с речевой системой. Это из важнейших положений психологии внимания, которое входит и в теорию «умственных действий» П.А. Гальперина и в современные представления о формировании произвольного внимания у ребенка, и в представления о механизмах регуляции произвольных движений и действий.
Постпроизвольное внимание – избирательная активность, которая формируется на основе произвольного внимания в процессе деятельности и состоит в сознательном сосредоточении в соответствии с целями деятельности, ее значимостью и интересом для индивида. Постпроизвольное внимание уже не требует волевых усилий и ограничено только утомлением и истощением ЦНС.
Различие всех видов внимания состоит в том, что они выполняют разные функции, их реализуют разные нейрофизиологические механизмы, формирующиеся по-разному в онтогенезе.
Реализация процессов внимания связана с одновременной и последовательной активацией различных кортикальных и субкортикальных структур. В онтогенезе наблюдается постепенное созревание механизмов внимания, состоящее в усилении избирательности активации функциональных систем мозга и возрастании регулирующей роли его лобных отделов.
В возрасте 3-7 лет формируется способность различать новые объекты по их значимости. В шесть-семь лет характеристики внимания значительно улучшаются, быстро нарастает объём внимания. Дети делают меньше ошибок, меньше отвлекаются и быстрее выполняют задания. Это коррелирует с тем, что в этом возрасте завершается второй период интенсивного развития цито- и фиброархитектоники лобной коры. Наряду с существенным изменением системы восприятия (включением в перцептивный анализ заднеассоциативных отделов) и его совершенствованием качественно изменяется реакция активации в ЭЭГ: усиление тетаритма (частота 4-7 Гц) в ответ на новые стимулы начинает перемежаться со зрелым типом активации – десинхронизация альфа-ритма в каудальных отделах коры. Такой тип реакции отражает направленность внимания на оценку информационных признаков объектов. Усиливается роль таламо-кортикальных связей в организации внимания, возрастает значение семантического анализа информации. Это начало адекватного вовлечения корковых механизмов в обеспечение внимания, на основе которого у детей 6-7 лет наблюдается его интеллектуализация. Наряду с этим в психологических и электрофизиологических исследованиях выявлена недостаточная сформированность механизмов непроизвольного и произвольного внимания у детей данной возрастной группы. В частности, это проявляется в большом латентном периоде и малой длительности реакции десинхронизации альфа-ритма в ЭЭГ (зрелый тип активации). Все еще сохраняется относительная функциональная незрелость лобных областей, и их созревание продолжается в младшем школьном возрасте. Также было показано, что вплоть до 7-8-летнего возраста преобладает эффективность эмоционально значимых стимулов для вызова и поддержания внимания.
В младшем школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание – как непроизвольное, так особенно произвольное – продолжает развиваться. Однако сначала ещё приходится сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.
В 9-10 лет непроизвольное внимание приобретает зрелую форму. На ЭЭГ регистрируется длительная и генерализованная десинхронизация альфа-ритма в ответ на новый стимул, что создает оптимальные условия для формирования функциональных объединений нейронов, производящих в коре анализ поступающей информации. Наряду с этим существенные изменения претерпевают механизмы произвольного внимания, обеспечивая избирательную модуляцию активности корковых зон. Совершенствование ансамблевой организации коры приводит к тому, что «генерализованное вовлечение областей коры в информационные процессы сменяется их специализированным участием в реализации отдельных когнитивных операций».