Трудности процесса управления вниманием учащихся младших классов в процессе обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребёнка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Нередко бывает так, что читающий считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий. Все говорит о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в младшем школьном возрасте гораздо важнее развивать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенный признаки предметов, развивать познавательную активность.

Содержание работы

Понятие внимания в психологии.
Особенности внимания младших школьников.
Развитие произвольности внимания у детей младшего школьного возраста в процессе обучения и воспитания.
Трудности процесса управления вниманием учащихся младших классов в процессе обучения и воспитания.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологи.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение.

 

  1. Понятие внимания в психологии.
  2. Особенности внимания младших школьников.
  3. Развитие произвольности внимания у детей младшего школьного возраста в процессе обучения и воспитания.
  4. Трудности процесса управления вниманием учащихся младших классов в процессе обучения и воспитания.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый родитель стремится  сделать все возможное, чтобы  обучение ребёнка было более успешным, чтобы он в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

Часто взрослые считают, что самое главное – научить  ребёнка читать, писать и считать  до поступления в школу. Но это  ещё не гарантирует успешного  обучения. Нередко бывает так, что  читающий считающий и пишущий  ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий. Все говорит о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в младшем школьном возрасте гораздо важнее развивать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенный признаки предметов, развивать познавательную активность.

Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от особенностей внимания зависит, может  ли ребёнок достаточно быстро перейти  от одной деятельности к другой, как долго он может работать с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленять объект и рассматривать, изучать его достаточно длительное время. Следствием недостаточного развития внимания и памяти могут быть следующие трудности: пропуск букв в письменных работах, непонимание объяснения учителя с первого раза, грязь в тетради, плохое знание таблицы умножения (сложения), постоянное переспрашивание учителя и т.д.

Поэтому развитие внимания у младших школьников должно быть первостепенной задачей.

В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема курсовой работы: «Пути управления внимания младших школьников».

Цель работы: изучить особенности внимания младших школьников.

В соответствии определены задачи:

1. Изучить особенности  внимания младших школьников  в психолого-педагогической литературе:

2. Изучить данный вопрос  на практике.

В качестве гипотезы выдвинута идея о том, что внимание младших школьников обладает особенностями: относительно низкой устойчивостью и продуктивностью.

Объект исследования: внимание младших школьников.

Предмет: особенности внимания младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие внимания в психологии.

 

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и обучении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. С точки зрения здравого смысла   можно предположить, что явления внимания   играют важную роль в науке о поведении.

 

Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов  является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чём-то. Эту особенность сознания связывают с таким свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Направленность проявляется  в избирательности или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута её  цель. Тем самым обеспечиваются контроль и регуляция деятельности.

Со вниманием в его  высших формах связывают регулирование  протекания психических процессов и сознательного поведения человека.

В настоящее время  проблема внимания – одна из сложных проблем психологии и её прикладного раздела – психофизиологии, в теоретическом осмыслении которой до сих пор нет единства. Так, внимание рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание), т.е. как фактор, который способствует только избирательному протеканию приёма и переработки различной информации. Таким образом, внимание выступает как самостоятельный психический процесс и делится на:

    • сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.);
    • двигательное внимание, т.е. внимание, проявляющееся в моторных процессах, в их осознании и регуляции;
    • эмоциональное    внимание, т.е. внимание, привлекаемое эмоционально-значимыми стимулами; следует отметить особые закономерности протекания этой формы внимания, её тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации (процессами импринтинга);
    • интеллектуальное внимание, т.е. внимание, которое проявляется в интеллектуальной деятельности (внимание к предмету обдумывания, к интеллектуальным операциям, с помощью которых реализуется сам процесс мышления).

 

По характеру происхождения  и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды   внимания могут рассматриваться поэтому и как уровни внимания. Каждая из форм внимания (сенсорное, интеллектуальное и др.) может проявляться на различных уровнях.

 Предвнимание - неосознаваемый автоматический процесс обработки сенсорной       информации нейронами – детекторами в анализаторных системах. Оно предшествует  непроизвольному вниманию и является   основой      для формирования зрительных образов.

Непроизвольное  внимание – генетически исходное, которое как бы навязывается индивиду    внешними объектами и событиями. Оно не зависит от сознательных целей и намерений субъекта, проявляется как ориентировочный  рефлекс (ОР) на физиологическом уровне (рефлекс «что такое?», по И.П.Павлову). Непроизвольное внимание обусловлено:

          • новизной физических (интенсивность, контраст, цвет и т.д.) и пространственных параметров внешних воздействий;
          • появлением значимых сигналов, соответствующих актуальным потребностям индивида;
          • познавательной деятельностью, интересами, эмоциями, направленностью личности.

Новизна может заключаться  в появлении ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении их действий, в отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении раздражителей в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает все  необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания

Непроизвольное внимание имеет большое значение для жизни  индивида, осуществляя быструю и  правильную ориентировку в изменяющихся условиях внешнего мира.

           Произвольное внимание – сознательно регулируемое и направляемое внимание. Л.С.Выгодский считал, что произвольное, вторичное внимание формируется по мере становления всех других психических функций и является, прежде всего, социально - опосредованным типом внимания. Развиваясь на основе непроизвольного, оно выражается в целесообразном направлении деятельности в определенное русло и диктуется внутренней потребностью человека, его психологическими мотивами.   Произвольное внимание может быть обращено в прошлое и будущее, регулируя психические процессы. Оно способствует активизации извлечения из долговременной памяти определенных образов, сведений; способствует целенаправленному анализу объекта, ситуации и принятию решения.

      Произвольное  внимание может быть    антиципирующим  в ситуации ожидания стимула, события, на которое надо отвечать некоторой реакцией. Антиципирующее внимание облегчает опознание. Известно, что произвольное внимание у взрослого человека направляется, прежде всего, речевыми стимулами, т.е.  тесно связано с речевой системой. Это из важнейших положений психологии внимания, которое входит и в теорию «умственных действий» П.А. Гальперина и в современные представления о формировании произвольного внимания у ребенка, и в представления о механизмах регуляции произвольных движений и действий.

                          Постпроизвольное внимание – избирательная активность, которая формируется на основе произвольного внимания в процессе деятельности и состоит в сознательном сосредоточении в соответствии с целями деятельности, ее значимостью и интересом для индивида. Постпроизвольное внимание уже не требует волевых усилий и ограничено только утомлением и истощением ЦНС.

Различие всех видов  внимания состоит в том, что они выполняют разные функции, их реализуют разные нейрофизиологические механизмы, формирующиеся по-разному в онтогенезе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности внимания младших школьников.

 

 

Реализация процессов  внимания связана с одновременной  и последовательной активацией различных кортикальных и субкортикальных структур. В онтогенезе наблюдается постепенное созревание механизмов внимания, состоящее в усилении избирательности активации функциональных систем мозга и возрастании регулирующей роли его лобных отделов.

В возрасте 3-7 лет формируется способность различать новые объекты по их значимости. В шесть-семь лет характеристики внимания значительно улучшаются, быстро нарастает объём внимания. Дети делают меньше ошибок, меньше отвлекаются и быстрее выполняют задания. Это коррелирует с тем, что в этом возрасте завершается второй период интенсивного развития цито- и фиброархитектоники лобной коры. Наряду с существенным изменением системы восприятия (включением в перцептивный анализ заднеассоциативных отделов) и его совершенствованием качественно изменяется реакция активации в ЭЭГ: усиление тетаритма (частота 4-7 Гц) в ответ на новые стимулы начинает перемежаться со зрелым типом активации – десинхронизация альфа-ритма в каудальных отделах коры. Такой тип реакции отражает направленность внимания на оценку информационных признаков объектов. Усиливается роль таламо-кортикальных связей в организации внимания, возрастает значение семантического анализа информации. Это начало адекватного вовлечения корковых механизмов в обеспечение внимания, на основе которого у детей 6-7 лет наблюдается его интеллектуализация. Наряду с этим в психологических и электрофизиологических исследованиях выявлена недостаточная сформированность механизмов непроизвольного и произвольного внимания у детей данной возрастной группы. В частности, это проявляется в большом латентном периоде и малой длительности реакции десинхронизации  альфа-ритма в ЭЭГ (зрелый тип активации). Все еще сохраняется относительная функциональная незрелость лобных областей, и их созревание продолжается в младшем школьном возрасте. Также было показано, что вплоть до 7-8-летнего возраста преобладает эффективность эмоционально значимых стимулов для  вызова и поддержания внимания.

 В младшем школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание – как непроизвольное, так особенно произвольное – продолжает развиваться. Однако сначала ещё приходится сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.

 В 9-10 лет непроизвольное внимание приобретает зрелую форму. На ЭЭГ регистрируется  длительная и генерализованная десинхронизация альфа-ритма в ответ на новый стимул, что создает оптимальные условия для формирования функциональных объединений нейронов, производящих в коре анализ  поступающей информации. Наряду с этим существенные изменения претерпевают механизмы  произвольного внимания, обеспечивая избирательную модуляцию активности корковых зон. Совершенствование  ансамблевой организации коры приводит к тому, что «генерализованное вовлечение областей коры в информационные процессы сменяется их   специализированным участием в реализации отдельных когнитивных операций».

Информация о работе Трудности процесса управления вниманием учащихся младших классов в процессе обучения и воспитания