Трудовое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Целью трудового воспитания, осуществляемого в рамках семьи и школы Российской Федерации, является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………..2
Основная часть
1. Задача и содержание трудовой деятельности в семье…………………………………………….4
2. Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной семье.7
3. Участие в трудовых делах семьи, как осознанная необходимость………………………………9
4. Стимулирование трудовых усилий детей родителями……………………………………………10
5. Взаимодействие школы и семьи в решении задач трудового воспитания……………………13
Заключение………………………………………………………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 46.37 Кб (Скачать файл)

Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, его нравственных черт, умение соотносить свои потребности  и формы их удовлетворения с объемом  и качеством личного труда.

Педагогическим  условием совершенствующим трудовое воспитание в современной семье является систематическая трудовая деятельность ребенка дома, которая будет способствовать развитию в самом ребенке, таких личностных качеств, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьются в нем трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, а как следствие умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Перед ребенком всегда должна стоять некоторая трудовая задача, которую он в силах разрешить. Эта задача может иметь как  краткосрочный, так и длительный характер. Например: можно на долгое время поручить ребенку соблюдать  чистоту в определенной комнате, а как он это будет делать - предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. Этим вы поставите  перед ним задачу организационную. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении.

Трудолюбие является результатом  трудового воспитания, обучения и  профессиональной ориентации и выступает  как личностное качество, которое  характеризуется прочной потребностно - мотивационной сферой, глубоким пониманием большой воспитательной силы труда знания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

По Харламову И.Ф. трудолюбие включает в себя следующие структурные  нравственные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда  для себя и убеждение в его  нравственной благотворительности;

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Общественно полезный труд формирует нравственные черты. Трудовое воспитание - один из основных путей  формирования личности. А.С. Макаренко  выразил эту мысль в ясной  и четкой форме:

"Правильное воспитание  невозможно себе представить  как воспитание нетрудовое. В  воспитательной работе труд должен  быть одним из самых основных  элементов".

Основные условия трудового  воспитания - включать детей в посильный  и полезный труд уже в дошкольном возрасте.

Конечно, в границах семьи  трудно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называется квалификацией. Для образования  хорошей специальной квалификации семья не приспособлена; квалификацию мальчик или девочка получат  в какой-либо общественной организации: в школе, на заводе, в учреждении, на курсах. Семья ни в коем случае не должна гоняться за квалификацией  в той или другой специальности.

Но родители вовсе не должны думать, что семейное воспитание не имеет никакого отношения к получению  квалификации.

Именно семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека. Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку.

Точно так же родители не должны думать, что под трудом мы понимаем только физический труд, мускульную работу. С развитием машинного  производства физический труд постепенно теряет свое былое значение в человеческой общественной жизни. Человек становится все больше и больше владетелем больших, организованных механических сил, от него теперь все больше и больше требуются  не физические, а умственные силы: распорядительность, внимание, расчет, изобретательность, находчивость, ухватка. В своей семье  родители должны воспитывать не ломовую  рабочую силу, а интеллектуально, творчески мыслящего рабочего человека.

Мы не должны думать, что  под трудовым воспитанием в семье, понимается лишь физическое воспитание. Трудовое воспитание в семье сочетает в себе как физический труд, так  и умственный. В том и другом важной стороной, является, прежде всего, организация трудового усилия, его  настоящая человеческая сторона.

3. Участие в  трудовых делах семьи, как осознанная  необходимость

Трудовое воспитание в  семье есть процесс вовлечения детей  в разнообразные педагогически  организованные виды общественно полезного  труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них  творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать  их умение ориентироваться, планировать  работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к  материалам, добиваться высокого качества работы.

Во избежание ранней и  узкой специализации следует  переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность  получить образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а так же навыками по организации  и управлению производством.

Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются  в нем. Он говорил: «Идея беззаботного детства чужда нашему обществу и  может принести большой вред будущему. Гражданином может быть только трудящийся, в этом его честь, его радость  и человеческое достоинство».

В семье труд должен быть одним из основных элементов. Главное, о чем особенно должны помнить  родители, это следующее: ребенок  станет частью трудового общества, следовательно, его положение в  этом обществе, ценность его как  гражданина будут зависеть от того, насколько он будет готов принимать  участие в общественном труде. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни.

Родители должны понимать, что каждый труд должен быть творческим, научить творческому труду - особая задача воспитания в семье.

Родителям необходимо в трудовом усилии воспитывать не только рабочую  подготовку детей, но и правильное отношение  ребенка к другим людям.

Родителям надо осознавать, что в процессе трудового воспитания главная польза труда сказывается  в психическом, духовном развитии ребенка.

В трудовом воспитании в  семье перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую  он может разрешить, применяя то или  другое трудовое средство. Ребенку  должна быть предоставлена некоторая  свобода в выборе средств и  он должен нести некоторую ответственность  за выполнение работы и за ее качество. Ребенок должен принимать участие  в трудовых делах семьи, не считая это принуждением, а должен понимать это как осознанную необходимость.

Трудовое участие детей  в жизни семьи должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том  месте, где стоят игрушки и  где он играет. Эту работу нужно  поставить перед ним в самых  общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли. Некоторые приемы уборки можно ему и показать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно  иметь чистую тряпку и т. д.

С возрастом трудовые поручения  должны быть усложнены и отдалены от игры. Например: получать газеты и  складывать их в определенном месте, кормить котенка или щенка, отвечать за порядок в буфетном шкафу, первым отвечать на телефонные звонки и т. д.

Родители должны воспитывать  у ребенка способность терпеливо  и без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет  приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна.

4. Стимулирование  трудовых усилий детей родителями

Для формирования добросовестного  отношения к труду большое  значение имеет стимулирование ребенка.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение  к необходимости трудиться на общую пользу.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости - и порицания. В процессе педагогически организованного  труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

В условиях рыночной экономики  с ее жесткими требованиями к общетрудовым и профессиональным качествам работника  неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно  и в срок, обладает для этого  требуемыми знаниями и навыками.

Значение труда раскрывается через систему стимулов. Это, во-первых, материальные стимулы, побуждающий  человека на труд как источник потребления;

во-вторых, моральные стимулы, ориентирующие на труд как средство социального самоутверждения, его  притязаний на определенный общественный статус, на одобрение со стороны  коллектива, общества;

в-третьих, творческие стимулы, способствующие заинтересованности в  деятельности, привлекательной и  интересной самой по себе;

в-четвертых, нравственные стимулы, благодаря которым человек трудится, создавая предпосылки благополучия других людей, общества в целом, духовного  развития самой личности работника.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря  неправильному воспитанию, когда  с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к  семейному хозяйству, не воспитывают  у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые  труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное  втягивание ребенка в область  труда, медленное возбуждение у  него трудового интереса.

Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Не нужно поносить ребенка за плохую работу, стыдить  его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или  исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить  работу за ребенка силами самих родителей, только в редких случаях можно  проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку. Макаренко решительно не рекомендует  применять в области труда  какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое  удовлетворение, чтобы он испытывал  радость. Признание его работы хорошей  работой должно быть лучшей наградой за его труд. Но даже и таким словесным  одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить  ребенка за произведенную работу в присутствии знакомых ваших  и друзей. Тем более не нужно  ребенка наказывать за плохую работу или за работу непроизведенную. Самое  важное в этом случае - добиться того, чтобы работа была все - таки выполнена.

В том случае, если необходимость  или интерес недостаточны, чтобы  вызвать у ребенка желание  потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она  предоставляет ребенку полную свободу  выбора.

Просьба - самый лучший и  мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы  лучше всего употреблять в  тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием  просьбу вашу выполнит. Если же у  вас есть какое-нибудь сомнение в  этом, применяйте форму обыкновенного  поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в  особенности если вы будете возбуждать личную инициативу ребенка, будете учить  его видеть необходимость работы самому и по собственному почину выполнять  ее, в вашем поручении не будет  уже никаких прорывов. Только, если вы запустили дело воспитания, вам  придется иногда прибегнуть к принуждению.

Принуждение может быть различное - от простого повторения поручения  до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно  прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Поощрение - одобрение, благодарности, награждения, выражающие «+» оценки деятельности ребенка.

Одобрение - простой вид  поощрения;

Благодарность - более высокий уровень (награждение).

Соревнование - метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.

Наказание - по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.

Виды наказания: наложение  дополнительных обязанностей, ограничение  определенных прав, и т.п.

Употребляя наказание  нельзя унижать ребенка, он должен осознавать справедливость наказания.

Субъективно - прагматический метод - стимулирование трудовых усилий на создании условий, когда быть нетрудолюбивым, невоспитанным и т.д. становится невыгодно - экономически накладно. Дать ребенку понять, что при таком поведении в будущем он не сможет зарабатывать деньги.

5. Взаимодействие школы и семьи в решении задач трудового воспитания

В современных условиях невозможно представить воспитание лишь в отдельной  семье - изолированной от школы. Очень  важно организовать процесс воспитания на основе взаимодействия семьи и  школы.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения ребенка в  разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда  с целью передачи ему минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у него творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Информация о работе Трудовое воспитание