Трудовое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Целью трудового воспитания, осуществляемого в рамках семьи и школы Российской Федерации, является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………..2
Основная часть
1. Задача и содержание трудовой деятельности в семье…………………………………………….4
2. Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной семье.7
3. Участие в трудовых делах семьи, как осознанная необходимость………………………………9
4. Стимулирование трудовых усилий детей родителями……………………………………………10
5. Взаимодействие школы и семьи в решении задач трудового воспитания……………………13
Заключение………………………………………………………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 46.37 Кб (Скачать файл)

Трудовое воспитание имеет  также своей задачей осуществление  начального профессионального образования  и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения  к целям, процессу и результатам  труда.

Эффективность трудового  обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек  в производительном труде.

В целях трудового обучения в школе учащимися используется материальная база ученических производственных бригад, межшкольных УПК, учебных  цехов, кооперативных объединений  и подрядных бригад. Включение  школьников в реальный труд является наиболее прогрессивной формой трудового  обучения, позволяющей непосредственно  участвовать в создании материальных ценностей, производственных отношениях и зарабатывать средства для удовлетворения личных потребностей.

Программы трудового обучения старшеклассников предусматривают  широкий круг профессий. Профили  трудовой подготовки определяются на местах с учетом потребностей народного  хозяйства и наличия учебно-технической, производственной базы.

Важное значение имеют  производственные экскурсии, расширяющие  политехнический кругозор ребят, позволяющие  им уточнить свои интересы и профессиональные склонности, формирующее такое нравственное отношение, как уважение к чужому труду.

Трудовое и начальное  профессиональное обучение в школе  носит общеобразовательный, общеразвивающий  и политехнический характер.

Профессор Лихачев Л.П. считает, что первоначальный, самостоятельный  практический производственный опыт позволяет  лучше понять себя: свои способности, нравственное состояние, направленность интересов. Он является способом самопознания и трудовой закалки, создает основу для овладения любой профессией в будущем.

Поэтому воспитателям в школе, как и родителям в семье  необходимо развить у ребенка  нравственное отношение к труду, понимание своего общественного  долга, полезности, необходимости трудиться, развить гражданское сознание, умение приносить пользу себе и людям.

Важную роль во взаимодействии школы и семьи в решении  задач трудового воспитания играет деятельность классного руководителя.

Классный руководитель начиная  с 1 класса должен строить воспитательную работу опираясь на семью, координируя  и дополняя в своих действиях, направленных на развитие трудовых способностей у учащихся, трудовое воспитание в  семье.

В связи с этим классный руководитель должен обладать педагогическими  навыками в области развития трудовых способностей у детей. Например: Посещение  производственных предприятий, организованные классным руководителем совместно  с родителями, родительским комитетом, где дети непосредственно ознакомятся  с производственным трудом. У учащихся разовьется интерес к труду, возможно кто-то из них задумается о будущей  профессии. Такое взаимодействие школы  и семьи в трудовом воспитании является очень эффективным методом  наряду с трудовым воспитанием в  семье.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают  такие показатели, как высокая  личная заинтересованность и производительность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к  процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности - трудолюбие.

Трудовое воспитание в  семье и школе лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной  деятельности, в физкультуре и  спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, осуществленное в рамках данной работы изучение подтвердило  актуальность проблемы трудового воспитания в труде в семье.

Трудовое воспитание в  семье проникает во все явления  общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически  целесообразной деятельности с ребенком.

Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть  в нем источник развития своих  способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному  выбору профессии.

В современной семье должно осуществляться решение задач по формированию у ребенка нравственных черт в процессе трудового воспитания.

Материалы курсовой работы дали возможность сделать вывод  о том, что трудовое воспитание в  семье - это целостная система. Участие  ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается  в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.

Изученный материал позволил сделать вывод, что труд ребенка  в семье должен правильно, педагогически  целесообразно организован.

Ребенок познает в труде  окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет  свой кругозор, становится более прилежным  в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения  новых знаний. Нужно стараются  воспитать у ребенка нравственное отношение к труду, вызвать у  него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда  для общества, помочь увидеть перспективы  его развития.

В процессе труда ребенок  будет контактируют с коллективом  взрослых, знакомятся с передовиками производства, с жизнью своего предприятия. Такая организация трудового  воспитания способствует пробуждению  любви к труду, возникновению  потребности трудиться на общую  пользу, выработка навыков коллективной деятельности, зарождению творческого  отношения к

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нравственное отношение к  труду выражается в заботе об интересах  всего общества. Познание радости  труда для людей, радости труда  в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка.

Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищем  в будущей работе в коллективе будут воспитывать в ребенке  нравственные черты как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.

Труд всегда был источником красоты, трудовое воспитание в семье  позволит ребенку непосредственно  воспринять красоту труда, почувствовать  его преобразующую силу, его привлекательность. Задача трудового воспитания в семье - сделать труд ребенка нравственно  значимым.

Очень важна подготовка ребенка  к труду в коллективе, объединяющего  интересы, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать  взаимозависимость и согласованность  в труде, атмосфера высокой моральной  и материальной ответственности, критики  и самокритики.

Анализ изученных материалов позволяет прийти к выводу, что  самообслуживанием ребенок может  оказывать действенную помощь родителям, приняв на себя часть домашних забот. Это воспитывает у ребенка  инициативу, самостоятельность в  работе, сознательную дисциплину, деловитость, чувство ответственности за порученное дело, хозяйственность, привычку проявлять  заботу о других. Все эти взгляды  складываются на пороге юности, играющие важную роль в будущей трудовой деятельности.

Труд является практическим условием воспитания нравственных качеств, надежным рукотворным средством  создания тончащей материи - духовного  облика ребенка.

В процессе формирования готовности к труду, в духовном мире ребенка  происходит формирование социально-экономического, нравственного, эстетического мотивов  труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. А.С.Макаренко «Лекции  о воспитании детей»пед.сочинения  в 8т.,т.4.

2. "Воспитание школьников  в труде" под редакцией А.А.  Шибанова:М.: "Педагогика"; 1976

3. Гуламов Г. " Взаимосвязь  общественно полезного труда  и нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.

4. Джуринский А.Н. «История  педагогики»: Учеб. пособие для  студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2000.

5. «История педагогики».  Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский,  М.Ф. Шабаева. М: 1982, «Просвещение».

6. Концепция трудовой  подготовки в системе непрерывного  образования. - "Школа и производство", 1990, № 1 с.62

7. Латышина Д.И. «История  педагогики» (История образования  и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М: Гардарики, 2003.

8. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: - М.: Гуманит. изд.  Центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2. М 2001.

9. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб.  и доп. - М.: Гардарики, 2002 г.

 


Информация о работе Трудовое воспитание