Труды Дж. Келли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ— школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом— Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на не осознаваемые детерминанты психической деятельности.

Содержание работы

Введение
Биографический очерк Джорджа Келли
Полная биография Дж. Келли
Труды Дж. Келли
Конструктивный альтернативизм, разработанный Келли
Общие сведения
Люди как исследователи
Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
Личностные конструкты: модели для действительности
Формальные свойства конструктов
Типы конструктов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат Снежаны.docx

— 50.37 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П. М. МАШЕРОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила:

                                                                              Студентка 33 гр, ФСПиП,

                                                                              Михайловская Снежана

                                                                             

                                                                              Проверила: 

                                                                              Каратерзи В. А.

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2013

 

Содержание

Введение

  1. Биографический очерк Джорджа Келли
    1. Полная биография Дж. Келли
    2. Труды Дж. Келли
  2. Конструктивный альтернативизм, разработанный Келли
    1. Общие сведения
    2. Люди как исследователи
  3. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
    1. Личностные конструкты: модели для действительности
    2. Формальные свойства конструктов
    3. Типы конструктов

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Свою деятельность Дж. Келли как человек науки начал уже в 1926 году и продолжал её до конца своих дней. За это время множество учёных проявили себя, было совершено множество открытий и исследований: например:

Первые десятилетия

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается  психоанализ— школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом— Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на не осознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлери Карл Густав Юнг.

В США активно развивается  бихевиоризм— основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работахИ.П. Павловаи Э. Торндайкао научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят— реакции на эти стимулы.

ВГермании развивается гештальтпсихология(М.Вертгеймер,К. Коффка,В. Келлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война  стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь—психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта(А. Бине, Р.Йеркс).

1930—1940-е годы

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи  гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители какКарл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацисткой Германии. Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное».

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых  были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых  уже практически не встречается  у более старших детей.

Активно развивается психологическая  и психотерапевтическая практика. Психоанализ  делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует  основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась  необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории  и культуры. На базе этого направления  в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война  вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется  социальной психологии и эргономике.

1950—1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве  направлений. В современных учебниках  большая часть материала посвящена  экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла  дать ответы на многие вопросы, которые  ставила перед наукой развивающаяся  промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных  форм представления информации на пультах  управления сложными устройствами и  другие задачи требовали активного  изучения не только простых реакций  на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться  область, которая позднее получит  название «когнитивная психология»  — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются техники  модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает техникусистематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон  Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в религиозные культы: (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскимипостроениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России. [1]

Но, несмотря на всё это  мне хотелось бы выделить деятельность Дж. Келли. Итак, начнём рассказ о деятельности великого американского психолога.

  1. Биографический очерк Джорджа Келли

(28 апреля 1905 - 06 марта 1967)

    1. Полная биография Дж. Келли

Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был обожаемым единственным ребенком.

Келли в течение трех лет  учился в Университете Френдз, а потом один год в Парк — колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера — механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не заинтересовало.

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас — сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал  вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

Келли начал свою академическую  карьеру как преподаватель физиологической  психологии в Форт — Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Beликой депрессии, он решил, что ему следует «заниматься чем — то еще, кроме преподавания физиологической психологии» [2, р. 48]. Он стал заниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в области эмоциональных проблем. В течение 13–летнего пребывания в Форт — Хейсе (1931–1943) Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо.

Во время второй мировой  войны Келли в качестве психолога  подразделения морской авиации  возглавлял программу по обучению местных  гражданских летчиков. Он также работал  в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, где  оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.

После окончания войны  возникла значительная потребность  в клинических психологах, так  как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были разнообразные  психологические проблемы. Действительно, вторая мировая война была важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как составной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области. В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии для лучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

В 1965 году Келли начал  работать в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора) дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Brendan Maher).

Кроме того, что Келли  был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двух подразделений — клинического и  консультативного — в Американской психологической ассоциации. Он также  активно читал лекции в Соединенных  Штатах и за границей. В последние  годы жизни Келли уделял большое  внимание возможному применению своей  теории личностных конструктов в  разрешении различных международных  проблем.

    1. Труды Дж. Келли

Самый известный научный  труд Келли — двухтомная работа «Психология личностных конструктов» (1955). В ней описываются его  теоретические формулировки понятия  личности и их клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться  с другими аспектами работы Келли, рекомендуются следующие книги: «Новые направления в теории личностного  конструкта» [3],«Психология личностного конструкта» [4]и «Развитие психологии личностного конструкта» [5].

  1. Конструктивный альтернативизм, разработанный Келли

Информация о работе Труды Дж. Келли