Труды Дж. Келли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ— школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом— Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на не осознаваемые детерминанты психической деятельности.

Содержание работы

Введение
Биографический очерк Джорджа Келли
Полная биография Дж. Келли
Труды Дж. Келли
Конструктивный альтернативизм, разработанный Келли
Общие сведения
Люди как исследователи
Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
Личностные конструкты: модели для действительности
Формальные свойства конструктов
Типы конструктов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат Снежаны.docx

— 50.37 Кб (Скачать файл)

Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются  похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, или полюсом  сходства конструкта; то, в чем они  противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом  контраста конструкта. Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта — объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

К сожалению, Келли отказался  от исследования процессов, путем которых  человек интерпретирует свой жизненный  опыт в определенном направлении. Он просто не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношению  к происхождению и развитию личностных конструктов. В определенной степени  это понятно, так как теория Келли  «неисторична» в том смысле, что в ней не акцентируется прошлый жизненный опыт человека. Однако конструкты должны из чего — то происходить, и наиболее разумным кажется предположение, что они являются продуктами предшествующего опыта. Вероятно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.

3.2. Формальные свойства конструктов

Келли предположил, что все  конструкты характеризуются определенными  формальными свойствами. Во — первых, конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим. Конструкт «научный — ненаучный», например, вполне применим для интерпретации множества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ положения человека женатого или холостого. Келли заметил, что прогностическая эффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда он обобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Следовательно, все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться., Конструкт «хороший — плохой» имеет широкий диапазон применимости, так как он предполагает множество ситуаций, требующих личной оценки. А конструкт «непорочность — проституция» имеет значительно более узкие границы.

Во — вторых, у каждого  конструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым  конструкт наиболее применим. Например, конструкт «честный — нечестный» у одного человека имеет фокусом  применимости то, что следует держать  руки подальше от чужих денег и  имущества. А другой человек может  применить тот же конструкт к  политическим событиям. Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.

Проницаемость — непроницаемость  — еще один параметр, по которому конструкты могут различаться. Проницаемый  конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные  в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С  другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Существует относительная степень  проницаемости и непроницаемости. Конструкт «компетентный врач —  некомпетентный врач» у одного человека может быть вполне проницаемым для  интерпретации любого нового доктора, которого он встречает, то есть, общаясь  какое — то время с любым  новым доктором, человек может  понять, компетентен он или некомпетентен. Но другой человек может сделать  тот же конструкт совершенно непроницаемым, настаивая на том, что компетентных врачей больше нет, что последним  компетентным врачом был его педиатр, который уже умер. Следовательно, различие между компетентными и  некомпетентными докторами для  него больше не релевантно. Все доктора некомпетентны! Заметьте, что проницаемость относится только к области пригодности конструкта — конструкт по определению непроницаем для какого — то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие «компетентный — некомпетентный» не имеет смысла, если судить о вкусе крабов.

      1. Типы конструктов.

 Келли также предположил,  что личностные конструкты можно  классифицировать в соответствии  с природой контроля, который  они имплицитно осуществляют  над своими элементами. Конструкт,  который стандартизирует («упреждает»)  элементы для того, чтобы они  были исключительно в его диапазоне,  Келли назвал упредительным конструктом.  Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию,  исключается из другой. Упредительную  интерпретацию можно сравнить  с такой характеристикой мышления  ригидного человека, как «ничего,  кроме». Примером упредительного конструкта может быть этнический ярлык. Скажем, если человек идентифицирован как «мексиканец», то о нем будут думать только как о мексиканце и никак иначе. Или, если профессору приклеят ярлык «упрямец», то некоторые студенты даже и не подумают о нем по — другому (что он, например, может испытывать нежные чувства к своим детям или активно интересоваться проблемой социальных реформ). Упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации для других или для себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете [9].

В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой — то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Шаблонное мышление иллюстрирует этот тип конструкта. Пример констелляторного мышления: «Если этот человек продавец автомобилей, он скорее всего нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом». В этом примере нет места для иных суждений об этом человеке. По определению, констелляторные конструкты ограничивают наши возможности для альтернативных мнений; раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.

Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом. Этот тип конструкта прямо  противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. В этом случае трактовка кого — то как продавца автомобилей, является настолько предполагающей, что другие его личные качества не вытекают из нее. Следовательно, утверждающее мышление — гибкое мышление. Индивид открыт для нового опыта и может изменять существующие конструкты. Хотя есть соблазн интерпретировать упредительный и констелляторный конструкты как нежелательные типы, а предполагающий конструкт — как желательный, Келли утверждал, что это не так. Если бы мы пользовались только предполагающими конструктами, мы испытывали бы массу трудностей, так как не могли бы принимать неотложные решения.\

В качестве примера представим, что при игре в бейсбол мяч  летит в вашу голову. Вы можете начать интерпретировать мяч предположительно, рассматривая его со всех сторон. Но когда он ударит вас по лицу, вы увидите, что куда лучше было бы при таких  обстоятельствах интерпретировать мяч упредительно (то есть решить, что  мяч, который летит в вашу голову, — это мяч, который летит в  вашу голову, и ничего больше). Однако Келли полагал, что если мы не хотим  закостенеть интеллектуально, мы должны включать предположительное мышление. Без него мы были бы обречены на неизменяемый, шаблонный и нерезультативный способ осознания действительности. Таким  образом, и упреждающие, и констелляторные, и предположительные формы мышления необходимы для объяснения явлений, вещей и людей. Предположительное мышление просто является противоположностью упредительному и констелляторному способу осознания действительности.

Личностные конструкты можно  классифицировать несколькими способами. Например, есть всесторонние конструкты, которые включают в себя относительно широкий спектр явлений, и частные  конструкты, включающие в себя небольшой  диапазон явлений (то есть имеющие более  узкий диапазон возможностей). Есть основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека, и  периферические конструкты, которые  могут меняться, не изменяя значительно основную структуру. И наконец, некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие — свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

Личность: конструкт персонолога

Келли никогда не предлагал  точного определения термина  «личность». Однако он обсуждал эту  концепцию в одной статье, утверждая, что личность — «наша абстракция деятельности человека и последующая  генерализация этой абстракции на все  аспекты ее связи с другими  людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с тем, что может  представлять определенную ценность» [10, p. 220–221]. Следовательно, Келли полагал, что личность есть абстракция, созданная персонологами из психических процессов, которые они наблюдают и/или подразумевают в других. Это не отдельная реальность, открытая ими. Кроме того, он утверждал, что личность по своей природе включена в межличностные отношения человека. Соединив эти две идеи, можно дать более точное определение личности в теории Келли, а именно: личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Для Келли личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что — то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Короче, узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

Мотивация: кому она нужна

Психологи традиционно используют концепцию мотивации для того, чтобы объяснить два аспекта  поведения: а) почему люди ведут себя активно и б) почему их активность направлена на одно, а не на другое. С точки зрения Келли, термин «мотивация»  подразумевает, что люди по своей  природе статичны и действуют  только тогда, когда их вдохновляет  какая — то особая сила. Сам он отвергал концепцию, что люди инертны  или реактивны по природе и начинают действовать только под влиянием внутренних или внешних сил. По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что они живы [11]. Действительно, суть жизни — движение или развитие; люди представляют собой одну из форм этого всепроникающего движения. Исходя из этого, не требуется специальной концепции (например, влечения, потребности, инстинкты, поощрения, мотивы) для объяснения того, что является причиной или мотивацией поведения человека.

Возражение Келли против использования концепции мотивации  для объяснения поведения пришло из его опыта практикующего психотерапевта. Как выяснилось, чтобы помочь пациентам, не обязательно приписывать им какие  — то мотивы. Мотивационные концепции  — это интерпретация того, что  психотерапевты обнаруживают в поведении  своих пациентов. Они могут быть полезны для прогноза поведения (например, Памела ленива и поэтому, возможно, вовремя не закончит школу), но они бесполезны для понимания человека и оказания помощи ему, потому что отражают взгляд психотерапевта, а не пациента. Далее Келли отмечал, что мотивационные утверждения в большей степени характеризуют того, кто их высказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются: «Когда мы видим человека, озабоченного поиском мотивов, обычно оказывается, что он один из тех, кто чувствует угрозу со стороны коллег, и хочет поставить их на место» [2, р. 77].

Келли характеризует современные  теории мотивации и противопоставляет  их своей точке зрения следующим  образом:

«Теории мотивации можно  разделить на два типа — теории толчка и теории тяги. В теории толчка можно найти такие термины, как  влечение, мотив или даже стимул. В теории тяги используются такие  конструкты, как цель, ценность или  потребность. Используя хорошо известную  метафору — есть теории сенных вил, с одной стороны, и теории моркови, с другой. Но наша теория не относится  ни к одной из них. Так как мы предпочитаем заглянуть в природу  самого живого существа, нашу теорию, вероятно, лучше всего назвать ослиной  теорией» [11, р. 50].

Заключение

Хотя теоретические концепции  Келли мало разрабатывались другими  исследователями, он изобрел инструмент оценки личности — Реп — тест, который широко применялся в разнообразных  исследованиях. Реп — тест оценивает  личностные конструкты, которые люди используют в интерпретации ролевых  отношений и других аспектов своего опыта. Его применение было проиллюстрировано  в исследованиях расстройств  мышления у больных шизофренией  и на примере формирования дружбы.

Теория личностного конструкта Келли применима к областям, далеким  от тех, которые традиционно определяют как когнитивные. В разделе главы, посвященном практическому использованию, показано применение теории Келли к  нуждам клинических психологов —  эмоциональные состояния, психологическое  здоровье и расстройства и психотерапия.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что Джордж Келли  за свою жизнь внёс огромный вклад  в науку, как в практическую, так  и в теоретическую часть. Так  же, можно отметить, что его работы не устаревают до сих пор, они используются мировыми учёными, что, соответственно, показывает его деятельность с лучшей стороны. На этой ноте мне бы хотелось закончить свой реферат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. http://pcyhologia.ru/o-psihologii.html
  2. Kelly G. (1969). Clinical psychology and personality. In B. Maher (Ed.). Clinical psychology and personality: The selected papers of George Kelly. New York: Wiley.
  3. Bannister D. (Ed.) (1977). New perspectives in personal construct theory. New York: Academic Press.
  4. Landfield A. W., Leitner L. M. (Eds.). (1980). Personal construct psychology. New York: Wiley.
  5. Neimeyer R. A. (1985). The development of personal construct psychology. Lincoln: University of Nebraska Press.
  6. Kelly G. (1955). The psychology of personal constructs (Vols. 1 and 2). New York: Norton.
  7. Kelly G. (1970). A brief introduction to personal construct theory. In D. Bannister (Ed.). Perspectives in personal construct theory (pp. 1–29). New York: Academic Press.
  8. Kelly G. (1963). A theory of personality: The psychology of personal constructs. New York: Norton.
  9. Bannister D. (1985). Issues and approaches in personal construct theory. London: Academic Press.
  10. Kelly G. (1961). A nonparametric method of factor analysis for dealing with theoretical issues. Unpublished manuscript. Mimeograph, Ohio State University
  11. Kelly G. (1958). Man's construction of his alternatives. In G. Lindzey (Ed.). Assessment of human motives (pp. 33–64). Orlando, FL: Harcourt Brace Jovanovich, Inc.

Информация о работе Труды Дж. Келли