Творческие проявления в игре детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Правомерна ли постановка проблемы творчества по отношению к столь маленьким детям? Ведь она неразрывно связана с личностным развитием человека и традиционно относится к его зрелым формам. Однако исследования последних лет показали, что формирование личности ребенка, включающее в себя становление собственного отношения к окружающему предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с первых месяцев жизни, и к началу раннего возраста завязывается тот “узелок” (

Файлы: 1 файл

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ИГРЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТ1.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

Итак, анализ параметров потребностно-мотивационной  сферы  игры, структуры игровых действий и воображения позволил выявить момент зарождения и содержание творческих элементов в игровой деятельности детей раннего возраста. Оказалось, что такие элементы появляются у ребенка уже на втором году жизни в ходе становления игры, имеющей первоначально характер совместной деятельности со взрослым. Они состоят в том, что на фоне усиливающегося интереса к новому виду активности ребенок довольно быстро начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослым, и вносить в них свои нюансы, варьировать, апробировать разные схемы их выполнения, а также осуществлять самостоятельные игровые действия. В то же время воображение имеет в этом периоде репродуктивный характер.

 

 На третьем году жизни  потребность в игровой деятельности  становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя и нуждается еще в поддержке и поощрении взрослым. Одновременно происходит усложнение структуры игровых действий, включающей детальную проработку ребенком доступной его пониманию сферы деятельности взрослых. В ходе самостоятельного моделирования этой сферы ребенок осваивает правила построения действий, их взаимосвязь и последовательность. Это освоение включает в себя помимо усложнения схем действий развитие символического употребления предметов,

 

 

 

26

 

 

 

которое приобретает все более творческий характер.

 

Таким образом, основным содержанием  игры в раннем возрасте является развернутая  ориентировка ребенка в предметной стороне человеческой деятельности, которая начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного, творческого построения образов действий с предметами пока еще с опорой на реальные объекты. Отработка схем ориентировки в предметных действиях и их взаимосвязях, имеющая первоначально развернутый характер и заслоняющая ориентировку на социальные отношения людей, представляет собой необходимый этап построения внутреннего плана действий, развития образного мышления, которое позволяет через ступени интериоризации внешних действий перейти к новой, более сложной схеме освоения социального поведения. Этот переход начинает осуществляться на границе раннего и дошкольного возраста, знаменуя появление ролевой игры.

 

 

 

1. Авдеева Н. Н., Елагина М.  Г., Мещерякова С. Ю. Развитие  личности на ранних этапах  детства // Психология личности  в социалистическом обществе: Личность и ее жтзненный путь / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская.  М., 1990.

 

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М, 1988.

 

3. Брунер Дж. Игра, мышление и  речь // Перспективы. Вопросы образования. 1987. № 1.

 

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

 

5. Выготский  Л. С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6 т.  Т. 4. М.: Педагогика,  1984.

 

6. Краткий  психологический словарь / Под  общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.  М.: Политиздат, 1985.

 

7. Лисина  М. И. Формирование личности  ребенка в общении // Психолого-педагогические  проблемы становления личности  и индивидуальности в детском  возрасте: Сб. научн. тр. / Под реб.  В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной. М.: Б.и., 1980.

 

8. Леонтьев  А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики.  М., 1972.

 

9. Палагина  Н. Н., Ахромеева Л. В. Ребенок  в раннем и дошкольном детстве.  Фрунзе, 1982.

 

10. Пиаже  Ж. Развитие мышления // Избр. психол. труды. М., 1969.

 

11. Философская  энциклопедия: В 5 т.  Т. 5. М., 1970.

 

12. Эльконин  Д. Б. Психология игры. М., 1978.

 

13. Эльконин  Б. Д.. Эльконинова Л. Метод изучения  предметного действия как творческого  акта // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практической  конференции. М., 1988.

 

 


Информация о работе Творческие проявления в игре детей раннего возраста