Творчество душенобольных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:51, реферат

Описание работы

Введение
Часто душевнобольные, находясь на излечении в лечебницах, проявляют себя странным образом, например: рисуют на стенах, лепят из хлеба фигурки, пишут и т.д.; но эти занятия не старались ввести в нормальное русло. В прежнее время эти работы душевнобольных мало обращали на себя внимания, и почти никто не интересовался этими «забавами», скорее ставилось препятствие такому времяпрепровождению, так как предполагалось, что больной утомляет себя работою и тем может повредить своему здоровью или удлинить срок продолжительности болезненного процесса.

Содержание работы

1. Введение
2. Индивидуальность творчества
3. Классификация творчества душевнобольных
4. Передача психического содержания с помощью звуков
5. Роль красок в передаче психической информации
6. Музей творчества больных людей
7. Великие люди
8. Вывод

Файлы: 1 файл

Творчество душевнобольных.docx

— 151.79 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный  медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению  и социальному развитию»

(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

 

ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

 

                                                         ТВОРЧЕСТВО ДУШЕВНОБОЛНЫХ

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила: ст-ка ф-ка Клинической  психологии

                                                                                1 курса, 3 группы

                                                                              Проверил Новиков Андрей Владиленович

 

 

 

 

                                                                             Новосибирск

                                                                                 2012г.

 

                    Содержание

  1. Введение
  2. Индивидуальность творчества
  3. Классификация творчества душевнобольных
  4. Передача психического содержания с помощью звуков
  5. Роль красок в передаче психической информации
  6. Музей творчества больных людей
  7. Великие люди
  8. Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Часто душевнобольные, находясь на излечении в лечебницах, проявляют  себя странным образом, например: рисуют на стенах, лепят из хлеба фигурки, пишут и т.д.; но эти занятия  не старались ввести в нормальное русло. В прежнее время эти  работы душевнобольных мало обращали на себя внимания, и почти никто не интересовался этими «забавами», скорее ставилось препятствие такому времяпрепровождению, так как предполагалось, что больной утомляет себя работою и тем может повредить своему здоровью или удлинить срок продолжительности болезненного процесса.

Постепенно взгляд на это изменялся; врачи стали смотреть на данное явление как на творчество, и, кроме того, было замечено, что такое занятие нередко отвлекало больного от охвативших его идей и служило средством успокоения.

Душевнобольные в больницах  в зависимости от степени возбуждения  иногда проявляют разрушительные действия, нападают на окружающих, причиняют  повреждения и себе, и другим лицам, а иногда покушаются на самоубийство или на жизнь персонала. Умение заинтересовать больного той или иной работой может отвлечь его от таких намерений.

На разрушения и нападения  больных нужно смотреть так же, как на творчество, но последнее  имеет отрицательный характер. Многое зависит от внимания и умения врача, который при помощи своего умелого  вмешательства может разрушительное творчество превратить в созидательное.

Творчество душевнобольных, как было сказано выше, дает возможность  лечащему врачу наблюдать больного в эти моменты и входить  с ним в более интимную духовную связь, способствующую глубокому проникновению  в недра психического механизма  творческого процесса.

 

 

Индивидуальность  творчества

Материал, полученный от душевнобольных в виде писаний и рисунков, требует  теоретического обоснования процессов, протекающих в период творчества. Что касается демонстрации работ душевнобольных, то последние могут оцениваться с точки зрения художественного исполнения, красоты, красочности выполнения, формы и т.д.

Художественная оценка зависит  от индивидуального восприятия и  того переживания, которое производит художественное произведение на зрителя. Потому задача врача будет заключаться не в личном впечатлении, а в психологическом объяснении данных образцов.

Задача, которую ставят себе авторы, является в высокой степени неблагодарной уже потому, что до настоящего времени психологию они считают не наукой, а лишь ее преддверием; что же касается психологии творчества, то в данной дисциплине есть много обобщений, поставлено много вопросов, исписано много бумаги, но действительных знаний, позволяющих ориентироваться в темной области творчества, почти нет. Меж тем процессы творчества не перестают волновать человечество. Пытливость ума требует ответа на вопросы, как происходит процесс творчества, почему этот процесс всегда индивидуален, можем ли мы оказать влияние на усиление творческого процесса и т.д. Вопросы далеко не праздные, и более или менее удовлетворительное решение их может дать в руки человечества великие средства, при помощи которых творческие процессы могут выявить свою закономерность, становящуюся не только доступной для изучения, но, может быть, и для непосредственного на эту закономерность воздействия.

 

 

 

 

Классификация творчества душевнобольных

Существовало множество  попыток классифицировать произведения душевнобольных, как по технике исполнения, так и по жанрам, и объектам изображения. Однако искусственность такого деления  не позволяет проанализировать произведение в целом. Поэтому в основу одной  из классификаций работ положен  характер изобразительного языка, его  уровень, его способность адекватно  выделить суть индивидуального видения  художника.

По характеру изобразительного языка работы достаточно четко делятся  на три группы:

    • Распад изобразительной формы.
    • Естественная изобразительная форма.
    • Условная изобразительная форма.

Первый тип работ, характеризующийся  явным распадом изобразительной  формы, ее деформацией и искажением, принадлежит особой группе больных. Живописное творчество в этих случаях  интимно связано с основными  проявлениями болезни. Тяга к рисованию, обнаруживающаяся в детстве, еще  до появления отчетливой психопатологической  симптоматики, по мере развития психопатологического процесса приобретает характер патологического  творчества, выступая в рамках сверхценных образований.

Большая часть больных, творчество которых осуществляется в рамках естественной изобразительной формы, тяготеет к пейзажному жанру. Часто  изображается море, однако, например, у  депрессивных больных оно не светлое  и спокойное, а тревожное, мрачное, с высокой волной, тучами и дождем над ними. В морском пейзаже  больные не видят красоты моря, его величия и гармонии. Оно  скорее пугает их, вызывая тревогу  и мрачные чувства.

Цветовая гамма по большей  части серая, сдержанная. Напротив, напряженный цвет, темпераментное письмо отличают рисунки, сделанные в период гипомании.

При кажущемся внешнем  спокойствии и «благополучии» изобразительного языка в работах второго типа (естественной изобразительной формы) опосредованно и менее жестко дают о себе знать негативные изменения, исподволь нарастающие по мере развития болезни. В большинстве работ  этого типа исчезает индивидуальное видение мира, творческое вдохновение. На смену приходит механическое воспроизведение  привычного стереотипа изопродукции.

Работы, выполненные в  условно изобразительной форме, отличаются рядом свойств, которые  принципиально отделяют их от картин, выполненных в естественно-изобразительной  форме. Отличительные черты этих работ – плоскостная интерпретация  пространства, локальность тона, аппликационная уплощенность рисунка, условность и  фантастичность образов.

Характеристика больных, которым принадлежат эти работы, в клиническом аспекте не может  быть представлена в единообразном  виде. Необходимо отметить, однако, что  в большей части случаев этой группы отчетливо выступают негативные изменения, а психопатологические  расстройства относятся к более  тяжелым регистрам (бред, галлюцинации) по сравнению со случаями 1 и 2 групп.

      Часть работ, на первый взгляд, близка к детским рисункам, но лишена их непосредственности и открытости; в них сказывается или просто неумение или рационалистическая преднамеренная стилизация под примитив.

Многие работы отличает плакатная  прямолинейность, внешняя иллюстративность. Изображение человека зачастую условно- схематическое: нет портретов, человек  лишь предлог для изображения  чего-нибудь другого.

Душевнобольной художник действует в своей творческой нише тем более успешно и эффективно, чем более «странным» и «сумасшедшим»  является его искусство. Так, для  него могло бы стать роковым превращение  в «нормального человека», т.к. в  этом случае ему довелось бы услышать от тех, кто недавно восхвалял  его произведения: «сумасшедшим ты нам нравился больше». Эта потребительская  мотивация может служить стимулом формальной разработки прежнего периода  творчества в состоянии болезни, нисколько не снижая этим своей художественной ценности.

Душевнобольные, по выражению  Альфреда Адлера, «способны находить цветы в саду творчества, не отвлекаясь на мирские переживания и дарить их нам». Иногда – возможно с сорняками, которые подразумевают под собой  негативную симптоматику.

 

          

          

 

Творчество больных  алкоголизмом

    Творческие возможности  алкоголиков оцениваются по-разному.  Говорят о губительном влиянии  пьянства на талант и приводят  многочисленные примеры из истории  литературы и искусства.  Есть  другие примеры - творческая личность, особенно большой талант, даже  в экстремальных условиях, ищет  и находит неожиданные пути  для самовыражения. Всё это  частично или в полной мере, присутствует в "произведениях"  алкоголиков. 

 Условно они могут  быть отнесены к трём группам: 

  • живописная продукция.
  • литературное творчество
  • фольклор.   

   Специфические особенности  творчества присущи далеко не  всем алкоголикам. Как правило,  они становятся заметными у  лиц с "нажитой" алкогольной  деградацией. При ней выражена крайняя аффективность, дефекты воли, слабость суждений и критики, морально-этические изъяны.  Больным, в части своей, свойственно легкомыслие, бахвальство, сексуальная расторможенность. Удивительная способность ничего не принимать близко к сердцу. Умение прощать себя в самых неприглядных ситуациях и находить людей, которые прощают их.

Эйфорическая я окраска настроения, - писал Ричард Вайс, способствует всё новым самообманам в плане пошлого оптимизма, пустого острословия и стереотипных оговорок, которые во всём мире одни и те же.

   Живописная продукция  алкоголиков чаще всего связана  с отображением пережитого ими  во время белой горячки.  В  рисунках делирантов обращает на себя внимание стремление к натуралистическим подробностям. Подчеркиваются сцены насилия, разрушительные действия.   В рисунках фигурируют груды тел, пролитая кровь, орудия убийства. Всё это выпячивается за счёт остальных компонентов композиции. Отдельные сцены носят выраженную сексуальную окраску. Нередко изображение перверсий. Характерны демонологические сюжета (черти, ведьмы и т.д.). Они чередуются с изображением мелких животных и насекомых. Рисунки, в части своей, несут на себе характерные проявления алкогольного юмора. Больные стараются смягчить драматизм пережитого, его остроту, испытан ное ими чувство страха  Они низводят свои переживания до уровня шутки, анекдота. Здесь и игра в карты с чертями. И застолье в хлеву. И рыбная ловля, где в качестве рыбы фигурирует сам больной, тянущийся губами к висящей на крючке наживке - бутылке водки.

   Впрочем, и на  высоте психоза приступы неудержимого  страха чередуются с благодушием  и шутливостью. Страх быстро исчезает из памяти алкоголика. Из-за слабости критики он мало влияет на оценку пережитого. Отсюда снисходительное, почти ласковое звучание синонимов белой горячки - "белка...белочка".

   Пишут алкоголики  мало. К этому, чаще всего, их  побуждает не потребность к  самовыражению, а какие-то конкретные  сиюминутные причины - просьба  врача описать свои переживания  во время делирия; необходимость  что-то объяснить или доказать; что-то потребовать. Различные  жалобы. Записки, в том числе  посмертные. Реже дневниковые записи, стихи, частушки. Несмотря на жанровое  многообразие, написанное алкоголиками, объединяет ряд общих признаков.  В том числе, "алкогольное кокетство"   Это и особые росчерки, завитушки, многочисленные знаки восклицания и вопроса, многозначительные подчеркивания.  В отличие от больных шизофренией за этим не стоит какой-то особый смысл, не прячется некий, не всегда понятный символ.   Алкоголик, просто выделяет, показавшиеся ему значительные места. Подчеркивает их важность.  В этом же ряду тяга к высокопарным выражениям, к употреблению наукообразных терминов, и просто "красивых" слов. Ссылки на авторитетов. Употребление более или менее подходящих цитат. Частично выдуманных или извращенных. Всё это, по мнению пишущего, должно свидетельствовать о его неординарности, наличии, несмотря ни на что, большого духовного и интеллектуального потенциала. Впрочем, сплошь и рядом, надолго автора не хватает. В самом неожиданном месте "высокая" тирада обрывается. С тем, чтобы уступить место неожиданной, сомнительного свойства остроте, плоской шутке или неприкрытой брани.

Информация о работе Творчество душенобольных