Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:51, реферат
Введение
Часто душевнобольные, находясь на излечении в лечебницах, проявляют себя странным образом, например: рисуют на стенах, лепят из хлеба фигурки, пишут и т.д.; но эти занятия не старались ввести в нормальное русло. В прежнее время эти работы душевнобольных мало обращали на себя внимания, и почти никто не интересовался этими «забавами», скорее ставилось препятствие такому времяпрепровождению, так как предполагалось, что больной утомляет себя работою и тем может повредить своему здоровью или удлинить срок продолжительности болезненного процесса.
1. Введение
2. Индивидуальность творчества
3. Классификация творчества душевнобольных
4. Передача психического содержания с помощью звуков
5. Роль красок в передаче психической информации
6. Музей творчества больных людей
7. Великие люди
8. Вывод
Мир алкоголика, как свидетельствуют его записи, полон непонимания и вражды. И в центре этого злого, порочного, неблагодарного мира находится автор хороший, добрый, славный парень, которому чертовски не повезло. Характерны претензии на две роли. Роль судьи - "довели". И роль адвоката. Последняя сводится в нравственному, поведенческому и ситуационному оправданию. Обе роли тесно переплетаются между собою. В описаниях алкоголиков присутствуют элементы нравственного бесстыдства. Своеобразный личностный эксгибиционизм. Они смакуют сами и призывают к смакованию читателей, касаясь интимного, заветного, святого. Особенно этим грешат ревнивцы и обманутые в ожиданиях эротоманы.
Характерные для алкоголиков личностные особенностей находят свое отражение в предсмертных записках. Обращает на себя внимание их приземленность, мелочность, суетность. И, вообще, несерьёзное отношение к происходящему. Словно решаясь на трагический поступок, пишущий последние строки, не до конца осознаёт, на что он решился, что совершает в данную минуту. Здесь, как и при белой горячке, страх уживается с благодушием, какой-то неосновательностью и стремлением найти что-то смешное. Иллюстрацией к изложенному может служить великолепный катрен, созданный в ожидании смертной казни французским поэтом Франсуа Виньоном, бывшим, согласно легенде, бродягой и пьяницей:
Я, Франсуа, чему не рад.
Увы, ждёт смерть злодея.
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея.
Ещё одной характерной чертой творчества алкоголиков является своеобразное чувство юмора - "юмор висельников". Юмор, лучше, чем что-либо другое, заключает в себе наиболее характерные черты личности больного - парадоксальность умозаключений шизофреников, вязкость и обстоятельность эпилептиков, искрометную живость классических маньяков, низкий интеллектуальный уровень олигофренов и слабоумных органиков. В этом смысле, алкоголики не являются исключением. Эмиль Крепелин писал, что "в основе юмора пьяниц лежит глубокое чувство собственного бессилия, смягченное алкогольной веселостью". Плоские шутки, грубые и циничные остроты, пошлые забористые анекдоты, рассказываемые для собственного веселья и на потребу гогочущей пьяной компании.
Весь этот "джентльменский набор" записного острослова, весь этот "пир во время чумы" - прямое следствие деградации личности алкоголика. В обмен на капитуляцию, он получил в качестве компенсации, хорошее настроение и способность, в силу значительного нравственного дефекта, наслаждаться "малыми" радостями. Не столько из-за непонимания ситуации, сколько в силу поверхностности суждений и слабости критики. Наиболее представительной частью алкогольного фольклора являются анекдоты. Как правило, алкогольные анекдоты непритязательны, грубы и циничны. Проходной сюжет - сексуальные и алкогольные эксцессы. Оттенки происходящего пропускаются или не улавливаются. Важна суть в своей грубой плотской первооснове. Возможны всякие переиначивания, переносы в реальную ситуацию (случилось с самим рассказчиком, с кем-то из знакомых, с кем-то из присутствующих). Особо пикантные места смакуются, многократно повторяются. От слушателей требуется активное сопереживание. Его отсутствие воспринимается болезненно.
Передача психического содержания с помощью звуков
Музыкальное сочетание, как было сказано выше, в зависимости от музыкального образования слушателя, воспринимается или как приятный, или неприятный раздражитель, или же образно переживается. Что касается музыкальных произведений, то они, главным образом, действуют на сферу эмоций и активируют творческую фантазию. Звуки не владеют той точностью передачи психического содержания, каковая присуща слову. Звуки каждый слушатель понимает и переживает по-своему, так как в эти понимания и переживания неизбежно вплетается личное, индивидуальное творчество, чего нельзя сказать про слово. Все слушатели одинаково воспринимают речь и те идеи, которые облечены в слова, музыкальные же произведения этого достигнуть не могут.
Музыкальные произведения, так же как и слова, обладают методами, при помощи которых они могут сохраняться неопределенно долгое время, не теряя своей действенной силы. Они также бессмертны благодаря сохраняющим их знакам. Помимо этого, слова и музыкальные сочетания овладели и другим механизмом, при помощи которого сохраняется и особенность произношения слов и музыкальных произведений, присущая говорящему, поющему или играющему на музыкальном инструменте лицу. Это достижение осуществляется при помощи граммофона, создающего до известной степени иллюзию человеческого голоса с характеристикой тех оттенков, которые свойственны говорящему.
Роль красок в передаче психической информации
Краски, так же как и музыкальные произведения, воспринимаются как приятный или неприятный раздражитель; они также оживляются творчеством зрителя, но надо принять в соображение то, что картина всегда говорит больше того, что она содержит на своем полотне; например, картина Репина: "Иоанн Грозный и сын" создает впечатление не только той сцены, которая фиксирована на полотне, но оживляемое данной картиной творчество ввергает человека в ту эпоху, в которой этот эпизод произошел. Краски не овладели стереотипными формами, создающими их распространение и сохраняющими ту действенную силу, которая присуща печатному станку для слов и музыкальных сочетаний. Живописное творчество носит вполне индивидуальный характер; как будто картина является конденсатором переживаний, присущих творцу в момент творчества, и только этот экземпляр и является действенным, все же репродукции не сохраняют действенного влияния, присущего самой картине. Поэтому никогда не устраиваются музеи из репродукций. Если бы кому-нибудь пришла в голову мысль устроить музей и наполнить его репродукциями великих и более слабых произведений, то зритель от такого музея получил бы такое же впечатление, какое он получает на кладбище. Это было бы мертвым местом, не создающим тех эмоциональных переживаний, которые присущи галереям, хранящим оригиналы.
Язык красок своеобразен, его тайна лежит в абсолютном единстве. Благодаря же тому, что ритм красочной гаммы лежит непосредственно на продукте творчества, репродукция не дает тождественности восприятия и переживания, получаемых от оригинала
Музей творчества больных людей
Музей творчества душевнобольных
был открыт в 1974 году при кафедре
психиатрии и наркологии. Первоначально
экспонатами музея были чёрно-белые
копии рисунков, выполненных пациентами,
лечившимися по поводу алкоголизма
(они были профессиональными художниками)
В 1995 году экспонаты
музея были модернизированы.
Выбор рисунков для
музея производился по
Часть очень интересных рисунков, отвечающих этим требованиям, тем не менее не экспонируется в нашем музее - по этическим и правовым мотивам: на это нет согласия авторов.
Музей творчества
Ниже представлены некоторые из авторов:
Великие люди
Как известно все великие люди чуть-чуть сумасшедшие. Люди. Которые вложили свою жизнь в мировой творчество, в конце концов, умирали от психических заболеваний. Сейчас мы ознакомимся с небольшим списком Великих.
Вывод
Что значит душевнобольной или психически не здоровый? Больное сердце быстрее бьется или медленней, чем здоровое? Больная печень не очищает и не выводит желчь с организма? А мозг.. Чем здоровый отличается от больного? Забитым стандартом нормального поведения человека? Насколько известно наукой до сих пор не изучено явления психических отклонений. В обществе принято считать, что такие люди не здоровый психически только потому, что они не такие, как большинство. Возможно, они знают больше нас, способны видеть что-то, что неподвластно психике здоровой. Возможно, они используют свой мозг больше, чем все мы. Великие люди были «душевно больными». Люди называли их психопатами, а потом признали Великими....
Психология очень
молодая наука и нужно много
работать, чтобы найти ответы, на
все вопросы и со
Список используемой литературы: