Творчество душенобольных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:51, реферат

Описание работы

Введение
Часто душевнобольные, находясь на излечении в лечебницах, проявляют себя странным образом, например: рисуют на стенах, лепят из хлеба фигурки, пишут и т.д.; но эти занятия не старались ввести в нормальное русло. В прежнее время эти работы душевнобольных мало обращали на себя внимания, и почти никто не интересовался этими «забавами», скорее ставилось препятствие такому времяпрепровождению, так как предполагалось, что больной утомляет себя работою и тем может повредить своему здоровью или удлинить срок продолжительности болезненного процесса.

Содержание работы

1. Введение
2. Индивидуальность творчества
3. Классификация творчества душевнобольных
4. Передача психического содержания с помощью звуков
5. Роль красок в передаче психической информации
6. Музей творчества больных людей
7. Великие люди
8. Вывод

Файлы: 1 файл

Творчество душевнобольных.docx

— 151.79 Кб (Скачать файл)

   Мир алкоголика, как  свидетельствуют его записи, полон  непонимания и вражды.   И в центре этого злого, порочного, неблагодарного мира находится автор хороший, добрый, славный парень, которому чертовски не повезло.   Характерны претензии на две роли. Роль судьи - "довели". И роль адвоката. Последняя сводится в нравственному, поведенческому и ситуационному оправданию. Обе роли тесно переплетаются между собою.  В описаниях алкоголиков присутствуют элементы нравственного бесстыдства. Своеобразный личностный эксгибиционизм. Они смакуют сами и призывают к смакованию читателей, касаясь интимного, заветного, святого. Особенно этим грешат ревнивцы и обманутые в ожиданиях эротоманы.

   Характерные для алкоголиков личностные особенностей находят свое отражение в предсмертных записках. Обращает на себя внимание их приземленность, мелочность, суетность. И, вообще, несерьёзное отношение к происходящему. Словно решаясь на трагический поступок, пишущий последние строки, не до конца осознаёт, на что он решился, что совершает в данную минуту. Здесь, как и при белой горячке, страх уживается с благодушием, какой-то неосновательностью и стремлением найти что-то смешное. Иллюстрацией к изложенному может служить великолепный катрен, созданный в ожидании смертной казни французским поэтом Франсуа Виньоном, бывшим, согласно легенде, бродягой и пьяницей:

Я, Франсуа, чему не рад.

Увы, ждёт смерть злодея.

И сколько весит этот зад,

Узнает скоро шея.

 

 

  Ещё одной характерной  чертой творчества алкоголиков  является своеобразное чувство юмора - "юмор висельников". Юмор, лучше, чем что-либо другое, заключает в себе наиболее характерные черты личности больного - парадоксальность умозаключений шизофреников, вязкость и обстоятельность эпилептиков, искрометную живость классических маньяков, низкий интеллектуальный уровень олигофренов и слабоумных органиков.   В этом смысле, алкоголики не являются исключением. Эмиль Крепелин писал, что "в основе юмора пьяниц лежит глубокое чувство собственного бессилия, смягченное алкогольной веселостью".   Плоские шутки, грубые и циничные остроты, пошлые забористые анекдоты, рассказываемые для собственного веселья и на потребу гогочущей пьяной компании.

   Весь этот "джентльменский  набор" записного острослова, весь этот "пир во время чумы" - прямое следствие деградации личности алкоголика.  В обмен на капитуляцию, он получил в качестве компенсации, хорошее настроение и способность, в силу значительного нравственного дефекта, наслаждаться "малыми" радостями. Не столько из-за непонимания ситуации, сколько в силу поверхностности суждений и слабости критики. Наиболее представительной частью алкогольного фольклора являются анекдоты. Как правило, алкогольные анекдоты непритязательны, грубы и циничны.  Проходной сюжет - сексуальные и алкогольные эксцессы. Оттенки происходящего пропускаются или не улавливаются. Важна суть в своей грубой плотской первооснове. Возможны всякие переиначивания, переносы в реальную ситуацию (случилось с самим рассказчиком, с кем-то из знакомых, с кем-то из присутствующих). Особо пикантные места смакуются, многократно повторяются. От слушателей требуется активное сопереживание. Его отсутствие воспринимается болезненно.

 

 

 

 

 

 

Передача психического содержания с помощью звуков

        Музыкальное сочетание, как было сказано выше, в зависимости от музыкального образования слушателя, воспринимается или как приятный, или неприятный раздражитель, или же образно переживается. Что касается музыкальных произведений, то они, главным образом, действуют на сферу эмоций и активируют творческую фантазию. Звуки не владеют той точностью передачи психического содержания, каковая присуща слову. Звуки каждый слушатель понимает и переживает по-своему, так как в эти понимания и переживания неизбежно вплетается личное, индивидуальное творчество, чего нельзя сказать про слово. Все слушатели одинаково воспринимают речь и те идеи, которые облечены в слова, музыкальные же произведения этого достигнуть не могут.

     Музыкальные произведения, так же как и слова, обладают методами, при помощи которых они могут сохраняться неопределенно долгое время, не теряя своей действенной силы. Они также бессмертны благодаря сохраняющим их знакам. Помимо этого, слова и музыкальные сочетания овладели и другим механизмом, при помощи которого сохраняется и особенность произношения слов и музыкальных произведений, присущая говорящему, поющему или играющему на музыкальном инструменте лицу. Это достижение осуществляется при помощи граммофона, создающего до известной степени иллюзию человеческого голоса с характеристикой тех оттенков, которые свойственны говорящему.

 

 

 

 

       

 

Роль красок в  передаче психической информации

     Краски, так же как и музыкальные произведения, воспринимаются как приятный или неприятный раздражитель; они также оживляются творчеством зрителя, но надо принять в соображение то, что картина всегда говорит больше того, что она содержит на своем полотне; например, картина Репина: "Иоанн Грозный и сын" создает впечатление не только той сцены, которая фиксирована на полотне, но оживляемое данной картиной творчество ввергает человека в ту эпоху, в которой этот эпизод произошел. Краски не овладели стереотипными формами, создающими их распространение и сохраняющими ту действенную силу, которая присуща печатному станку для слов и музыкальных сочетаний. Живописное творчество носит вполне индивидуальный характер; как будто картина является конденсатором переживаний, присущих творцу в момент творчества, и только этот экземпляр и является действенным, все же репродукции не сохраняют действенного влияния, присущего самой картине. Поэтому никогда не устраиваются музеи из репродукций. Если бы кому-нибудь пришла в голову мысль устроить музей и наполнить его репродукциями великих и более слабых произведений, то зритель от такого музея получил бы такое же впечатление, какое он получает на кладбище. Это было бы мертвым местом, не создающим тех эмоциональных переживаний, которые присущи галереям, хранящим оригиналы.

    Язык красок своеобразен, его тайна лежит в абсолютном единстве. Благодаря же тому, что ритм красочной гаммы лежит непосредственно на продукте творчества, репродукция не дает тождественности восприятия и переживания, получаемых от оригинала

 

 

 

 

Музей творчества больных людей

Музей творчества душевнобольных был открыт в 1974 году при кафедре  психиатрии и наркологии. Первоначально  экспонатами музея были чёрно-белые  копии рисунков, выполненных пациентами, лечившимися по поводу алкоголизма (они были профессиональными художниками).

 В 1995 году экспонаты  музея были модернизированы. Сейчас  музей представлен копиями рисунков  больных, сделанными на цветном  ксероксе.

 Выбор рисунков для  музея производился по следующим  двум критериям: во-первых, в этих  рисунках должны быть отражены  различные виды психопатологических  переживаний; во-вторых, эти рисунки  должны быть достаточно выразительными, т.е. стоять, по возможности, на  высоком формальном уровне. Среди  работ душевнобольных всегда  есть и будут такие, которые  на основе своего высокого  формального уровня и гармоничного  совпадения формы с идейным  содержанием вполне могут быть  признаны художественным произведением. 

 Часть очень интересных  рисунков, отвечающих этим требованиям,  тем не менее не экспонируется в нашем музее - по этическим и правовым мотивам: на это нет согласия авторов.

 Музей творчества душевнобольных  на кафедре психиатрии и наркологии  используется в основном в  учебных целях. Решившись на  широкую публикацию его экспонатов, мы рассчитываем, что они найдут  отклик в душах читателей, ибо  авторы этих рисунков, люди, страдающие  психическими расстройствами, достойны  не только сочувствия и сострадания,  но и нашего с вами уважения  к тому таланту, который открыла  в них болезнь.

Ниже представлены некоторые из авторов:

  1. Молодой человек, заболевание началось в 13-14 лет с изменений характера: стал замкнутым, утратил все контакты с друзьями, родными, перестал ходить в школу, уходил из дома, проводил время в церкви, монастырях, библиотеках, где "занимался философией", сам писал "философские трактаты", в которых излагал своё видение мира. Именно в это время начал рисовать в очень странной манере. По словам родителей раньше никогда не рисовал, и для них было неожиданно, что в сыне открылся талант живописца, хотя его рисунки и были странными, непонятными.

 

 

 

 

 

 

  1. Мужчина, 35 лет, хронический алкоголизм. В психиатрическую больницу поступал неоднократно в связи с повторными алкогольными психозами. Его болезнь была отягощена неблагополучной наследственностью - родная сестра страдала шизофренией. Все рисунки, отражающие психопатологические переживания выполнены по выходе из психоза и в светлом промежутке (вне запоя). Автор имел неоконченное художественное образование, профессионально владел техникой живописи.

 

 

 

 

  1. Женщина, шизофрения. Первые три рисунка автор обозначил: из серии "Судьба". В них состояние депрессии, мотивы смерти и - надежда на спасение. В других рисунках нашёл отражение бред "реформаторства".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великие люди

Как известно все великие  люди чуть-чуть сумасшедшие. Люди. Которые вложили свою жизнь в мировой творчество, в конце концов, умирали от психических заболеваний. Сейчас мы ознакомимся с небольшим списком Великих.

  • ВАН ГОГ (Van Gogh) Винсент (1853 - 90), голландский живописец. Представитель постимпрессионизма. В 1-й половине 80-х гг. создавал произведения, выдержанные в сумрачной гамме и проникнутые сочувствием к людям труда; с 1888 - трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, нервного пастозного мазка ("Ночное кафе", 1888; "Пейзаж в Овере после дождя", 1890). Ван Гогу было поставлено свыше 150 диагнозов. Среди прочих тяжелых болезней эскулапы нашли у Ван Гога эпилепсию, опухоль мозга, маниакально-депрессивный психоз, шизофрению, магниевую недостаточность и даже отравление наперстянкой, которой в то время лечили психические заболевания. Напряженная работа в последние годы жизни сопровождалась у Ван Гога приступами душевной болезни, приведшей его в больницу для душевнобольных, а затем к самоубийству.

 

  • ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856 - 1910), российский живописец. В творчестве Врубеля - морально-философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире. Произведениям ("Сирень", "К ночи" - оба 1900) свойственно органическое слияние мира человеческих чувств и мира природы, драматическая напряженность колорита, обобщенность образов, нередко принимающих трагическую окраску ("Демон", 1890; "Демон поверженный", 1902). Создал остропроницательные по характеристике графические портреты ("В.Я. Брюсов", 1906). С 1902 страдал душевной болезнью, в 1906 ослеп.

 

 

  • ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 81), русский писатель. В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. - страдания "маленького человека" как трагедия социальная. В повести "Двойник" (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М.В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850 - 1854). В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. "Записки из Мертвого дома" (1861 - 62) - о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М.М. Достоевским издавал журналы "Время" (1861 - 63) и "Эпоха" (1864 - 65), выражавшие идеи почвенников. В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871 - 72), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879 - 80) - осмысление социального и духовного кризиса России с христианской точки зрения, диалогическое столкновение самобытных личностей, носителей своей "идеи", страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм. Публицистический "Дневник писателя" (1873 - 81).

 

  • Немецкий композитор ШУМАН страдать приступами помешательства начал в 24 года, а в 46 лет вовсе лишился рассудка. Его преследовали говорящие столы, а кроме того, он видел звуки, которые складывались в аккорды и музыкальные фразы.

 

  • ШОПЕНГАУЭР приходил в ярость и отказывался платить в гостиницах по счетам, если его фамилия была написана через два п.” А однажды в приступе ярости Шопенгауэр избил старуху и должен был по суду платить ей пенсию до конца ее жизни.

 

  • МОЦАРТ страдал манией преследования, считая, что его хотят отравить некие итальянцы. Существует версия, что Моцарта отравил Сальери. Сальери итальянец по происхождению. Многие до сих пор считаю, что это было предсказание.

 

 

Вывод

     Что значит  душевнобольной или психически не здоровый? Больное сердце быстрее бьется или медленней, чем здоровое? Больная печень не очищает и не выводит желчь с организма? А мозг.. Чем здоровый отличается от больного? Забитым стандартом нормального поведения человека? Насколько известно наукой до сих пор не изучено явления психических отклонений. В обществе принято считать, что такие люди не здоровый психически только потому, что они не такие, как большинство. Возможно, они знают больше нас, способны видеть что-то, что неподвластно психике здоровой. Возможно, они используют свой мозг больше, чем все мы. Великие люди были «душевно больными». Люди называли их психопатами, а потом признали Великими....

   Психология очень  молодая наука и нужно много  работать, чтобы найти ответы, на  все вопросы и со стопроцентной  вероятностью можно было отличать  здорового и душевнобольного  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. П. Карпов – Творчество душевнобольных людей
  2. В. А. Гиляровский – Учение о галлюцинациях
  3. Э. Крепелин – Введение в психиатрическую клинику
  4. К. Леонгард  – Акцентуированные личности
  5. С. Рубинштейн – Основы общей психологии
  6. А. Макарова – Культурология
  7. В. Кузнецов – Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования

 


Информация о работе Творчество душенобольных