Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 09:03, контрольная работа
Учение является ведущим типом деятельности человека на протяжении длительного промежутка времени. Оно побуждается целым рядом мотивов, которые входят в структуру мотивационной сферы личности.
Учебная мотивация - это частный вид мотивации, который, как и любой другой, характеризуется системностью, направленностью, устойчивостью, динамичностью и модальностью. Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного обучения, делом общественной важности.
Введение
Глава 1. Процесс обучения и успеваемость
Глава 2. Типы мотивов и их формирование
Глава 3. Формирование мотивации обучения
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Кафедра управления персоналом
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения
Выполнила: студентка заочного отделения, группы
номер зачетной книжки
Проверила: преподаватель психологии и педагогики в работе с персоналом
______________
Красноярск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
| |
Введение |
|
Глава 1. Процесс обучения и успеваемость |
|
Глава 2. Типы мотивов и их формирование |
|
Глава 3. Формирование мотивации обучения |
|
Заключение |
|
Библиографический список |
Введение
Мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии, так как только понимание мотивов поведения человека позволяет адекватно оценивать поступки и их следствия. Также является “сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности”.
Учение является ведущим типом деятельности человека на протяжении длительного промежутка времени. Оно побуждается целым рядом мотивов, которые входят в структуру мотивационной сферы личности.
Учебная мотивация - это частный вид мотивации, который,
как
и любой другой, характеризуется системностью,
направленностью, устойчивостью, динамичностью
и модальностью. Формирование мотивации
учения без преувеличения можно назвать
одной из центральных проблем современного
обучения, делом общественной важности.
Актуальность обусловлена: обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Проблема формирования мотивации учения лежит на „стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию учащегося.
Глава 1. Процесс обучения и успеваемость
У многих учащихся в подростковом возрасте
возникают проблемы
с успеваемостью. Зачастую это связано
не с работоспособностью ребенка или его
интеллектуальными возможностями, а с
резким падением интереса
к учению, снижением учебной мотивации.
Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспеваемостью в обучении.
Дети, которые обучаются в школе, разные
не только по характеру
и поведению, но и по уровню психического
и физического развития. Одни учатся легко,
схватывают все на лету, а другим для усвоения
даже базового уровня школьной программы
требуются напряженные усилия. Есть
в школе дети, для которых процесс обучения
оказывается слишком трудным, они не успевают
прочно усвоить те основы, которые необходимы
для дальнейшего обучения, и теряют веру
в свои силы.
Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик
работает медленно, зачастую неверно,
нарушает школьную дисциплину, получает
много замечаний и отрицательных оценок.
В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности
в себе, страх перед плохой оценкой, что
еще больше снижает желание учиться и
тормозит процесс усвоения знаний. Таким
образом, чувство постоянной неуспеваемости
приводит ребенка к потере интереса к
учебе.
Основными признаками неуспеваемости
учащихся можно считать:
Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:
Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:
Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:
Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и в классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.
Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:
Также для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации.
Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:
В каждой школе, в каждом классе в течение года проводятся административные работы: входной контроль на определение уровня обучаемости по каждому предмету, промежуточный и итоговый контроль.
Тест – наиболее удобная форма проверки качества знаний учащихся. Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. Если проверочный элемент выполнен 70% учащихся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Более наглядно выглядит такой способ оценки качества знаний учащихся, выполненный графически.
Учащиеся относятся к тестированию очень серьезно. Диагностика уровня знаний на основе мониторинга показывает повышение уровня обучаемости учащихся.
Также важен мониторинг индивидуальных достижений учащихся, которые могут служить основой портфолио ученика школы, которое в большей степени, чем традиционное, нацелено на выявление:
Кроме этого, портфолио в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль.
Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул).
К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:
Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с воспитанием, запоминанием, осмыслением, кончая операциями логического и творческого мышления.
Информация о работе Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения