Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 09:03, контрольная работа
Учение является ведущим типом деятельности человека на протяжении длительного промежутка времени. Оно побуждается целым рядом мотивов, которые входят в структуру мотивационной сферы личности.
Учебная мотивация - это частный вид мотивации, который, как и любой другой, характеризуется системностью, направленностью, устойчивостью, динамичностью и модальностью. Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного обучения, делом общественной важности.
Введение
Глава 1. Процесс обучения и успеваемость
Глава 2. Типы мотивов и их формирование
Глава 3. Формирование мотивации обучения
Заключение
Библиографический список
В формировании мотивов учения значительную роль играют
словесные подкрепления, оценки, характеризующие
учебную деятельность ученика. Тщательный
психологический анализ влияния оценки
на его личность
и отношение к учению описывается в работе
Б.Г. Ананьева «Психология педагогической
оценки». Автор рассматривает оценку знаний
во время опроса. Эту оценку он называет
парциальной. Ананьев считает, что она
информирует школьника о состоянии его
знаний, об успехе или неуспехе
в данной ситуации, выражает мнение учителя
о нем. Каждая из этих сторон оценки на
уроке в той или иной форме является побуждением
к действию или к знанию и в этом смысле
обладает своеобразной стимуляционной
силой. Ученый объединяет все оценки в
три группы: исходные, отрицательные, положительные.
К исходным он относит отсутствие оценки
(недооценивание одного при одновременном
оценивании других), опосредованную (оценка
одного ученика через оценку другого)
и неопределенную оценку.
К отрицательным оценкам относятся: замечание, отрицание, порицание, к положительным
- согласие, одобрение, ободрение. Каждый
ее вид определенным образом влияет на
учение и в целом на личность учащегося.
Так, отсутствие оценки дезориентирует
его, заставляет строить собственную самооценку
не на основе объективной оценки, а на
основе субъективного истолкования отношения
к нему учителя. Также отрицательно влияет
и опосредованная оценка. При систематическом
ее применении может возникнуть отрицательное
отношение к одноклассникам или отчуждение
от класса.
А.И. Липкина рассматривает вопрос о влиянии педагогической оценки на формирование
личности неуспевающих детей. Школьники
на разных уроках выполняли обычные для
них учебные задания (писали изложения,
решали задачи). После того как работа
заканчивалась, каждому из них предлагалось
ее проверить и самому выставить за нее
заслуженную оценку. Выяснилось, что уже
на первоначальном этапе учения отстающие
дети склонны переоценивать результаты
своего учебного труда. Часть из них обнаруживала
тенденцию к недооценке. Материалы, полученные
в экспериментах, наблюдения и беседы
с этими детьми свидетельствуют
о том, что выявленная динамика развития
их самооценки детерминирована не столько
их объективными возможностями, сколько
влиянием оценочных воздействий учителя
и учеников. Существенная роль в этом процессе
на протяжении первых лет обучения принадлежит
оценочным воздействиям учителя.
Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, то есть различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.
Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.
Помимо субъективных причин, обусловленных
особенностями школьников, могут иметь
место объективные причины, связанные
с деятельностью самого учителя. Например:
1) учебный материал, используемый на уроке,
не способствует поддержанию любознательности,
пробуждению интереса, не соответствует
уровню их умственного развития, уровню
наличных знаний (или слишком оторван
от этих знаний, или
во многом их повторяет); 2) приемы и методы
работы на уроке
не соответствуют пробуждению активности
и самостоятельности детей (однообразные
упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные
только
на запоминание); 3) выбранные педагогом
средства побуждения
не соответствуют причинам отрицательного
отношения к учению (учитель пытается
побудить ученика угрозой, двойками, в
то время как причиной отрицательного
отношения является отсутствие нужного
уровня знаний,
и в этом случае надо было организовать
восполнение пробела в знаниях
и поощрять каждый шаг продвижения вперед).
Все это требуется знать учителю для того,
чтобы формирование положительной мотивации
в учебной деятельности было успешным.
Заключение
Мотивация является особо важным и специфическим
компонентом учебной деятельности, через
реализацию и посредством которого возможно формирование
учебной деятельности школьников в целом.
Через мотивацию педагогические цели
быстрее превращаются в психические цели
обучаемых; через содержание формируется
определенное отношение учащихся
к учебному предмету и осознается его
ценностная значимость для личностного,
в том числе интеллектуального развития
ребенка; с помощью побуждающих функций
средств в педагогической коммуникации
актуализируются и осваиваются учебные
ситуации; систематический контроль за
учебной деятельностью и его результаты
используются для формирования ответственности
и принятия корректирующих решений.
Библиографический список
1.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. -583 с.
2.Краткий словарь системы психологических понятий / Под ред. К.К. Пла-тонов М.: Высшая школа, 1984. -246 с.
3.Логинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005.-221 с
4.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. -583 с.
Информация о работе Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения