Учение Аристотеля о душе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:46, реферат

Описание работы

Аристотель стоит у истоков многих наук, и действительно его можно назвать первым крупным ученым-энциклопедистом Европы.
Какие задачи познания души ставит Аристотель. Каково соотношение души и движения. Каково соотношение души и телесности. К какому роду сущего относится душа. Какие части души выделяет Аристотель. Какими способностями обладает душа?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………
1. Задачи познания души по Аристотелю
2. Соотношение души и движения
3. Соотношение души и телесности
4. К какому роду сущего относится душа?
5. Какие части души по Аристотелю, способности души?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ АРИСТОТЕЛЬ О ДУШЕ.docx

— 32.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного  профессионального образования

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

на тему: Учение Аристотеля о душе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Выполнил ст. гр. ПСЛ 10-01

                                         Маханова С.В.

Проверил: ______________

 

 

 

Чита  2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………

3

1.

Задачи познания души по Аристотелю

4

2.

Соотношение души и движения

5

3.

Соотношение души и телесности

7

4.

К какому роду сущего относится  душа?

9

5.

Какие части души по Аристотелю, способности души?

10

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

11

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Аристотель — один из выдающихся представителей философской  мысли античности. Философия Аристотеля оказала огромное влияние, несравнимое с влиянием никакого другого философа, однако по степени воздействия его можно сравнить только с Сократом и Платоном.

В поздней античности Аристотель был мало известен, но в средние века, после того, как в Западную Европу стало проникать арабское научное знание, трактаты Аристотеля стали привлекать все больше к себе внимание, во многом благодаря трудам Фомы Аквинского, его идеи прочно обосновались в кафедрах западных университетов. После этого отношение к нему было разное: и восторженное, и полное неприятие, но дань этому философу отдавали все философы вплоть до наших дней.

Аристотель в отличие  от предыдущих крупных мыслителей, Платона и Сократа, был не только философом, но и ученым, и оставил  после себя множество трактатов  по естественным наукам — физике, биологии, а также по искусству и политике. Аристотель стоит у истоков многих наук, и действительно его можно  назвать первым крупным ученым-энциклопедистом  Европы.

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагиры на северо-западе Греции, рядом с Македонией. Отец его ,Никомах, был врачом царя Македонии Аминты III. И из некоторых работ Аристотеля можно сделать вывод, что и сам Аристотель (по месту своего рождения называемый также "Стагиритом") овладел врачебным мастерством. Однако врачом он стать не захотел и в 367 г. уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона и на 20 лет становится верным и лучшим учеником Платона. Сам Платон говорил: "Если Ксенократ нуждается в кнуте, то Аристотель нуждается в узде". Правда, впоследствии Аристотель критиковал Платона, и во многом следуя учению Платона он все-таки от многих платоновских мыслей отказался и создал свое собственное учение. Кроме философских трактатов, он написал множество других работ, в том числе и по науке.

1.  ЗАДАЧИ ПОЗНАНИЯ ДУШИ ПО  АРИСТОТЕЛЮ

Какие задачи познания души ставит Аристотель. Каково соотношение  души и движения. Каково соотношение  души и телесности. К какому роду сущего относится душа. Какие части  души выделяет Аристотель. Какими способностями  обладает душа?

Прежде всего необходимо определить к какому роду (сущего) относится  душа, что она такое; относится ли она к тому, что существует в возможности. или, скорее, есть некоторая энтелехия- (греч. entelechia - имеющее цель в самом себе, целеустремленность, целенаправленность как движущая сила; активное начало, превращающее возможность в действительность) или: душа — суть бытия и форма такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя. У Аристотеля душа есть- целеустремленность, целенаправленность, как движущая сила.

Следует также выяснить, состоит ли душа из частей или нет  и однородны ли все души или  нет. И если не однородны, то отличаются ли они друг от друга по виду или по роду. Это нужно выяснить потому что те, кто говорит о душе и исследует ее, рассматривают, по-видимому, лишь человеческую душу. Не должно ускользать от нас и то, одно ли определение души, как. например, определение живого существа одно, или душа каждого рода имеет особое определение, как например душа лошади, собаки, человека, Бога. Далее, если имеется не множество душ, а только части души, то возникает вопрос: нужно ли сначала исследовать всю душу или ее части?

Трудно также относительно частей определить, какие из них различаются между собой по природе и нужно ли сначала исследовать части или же виды их деятельности (например, мышление или ум, ощущение или способность ощущения). И точно так же относительно других способностей души. Если же нужно сначала исследовать виды ее деятельности, то опять-таки можно было бы поставить вопрос, не следует ли сначала рассмотреть то, что им противолежит, например: ощущаемое прежде способности ощущения, мыслимое - прежде мыслительные способности.

2.  СООТНОШЕНИЕ ДУШИ И ДВИЖЕНИЯ

Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал, что сама душа не может двигаться.

Аристотель различал четыре вида движения (изменения):

(1.) возникновение и уничтожение; 

(2) качественное изменение,  т. е. изменение свойства;

(3) количественное изменение,  т. е. увеличение и уменьшение;

(4) перемещение, перемена места.

Собственно к движению он относит изменения вида (2)-(4), поскольку  изменение вида (1) есть скорее просто измерение, состоящее в переходе одной вещи в другую. Между тем, утверждает философ, возникновение  и уничтожение совершаются относительно сущности; для нее же "нет движения, так как ничто существующее ей не противостоит".

Так как имеется четыре вида движений, то душа должна иметь  или одно из этих движений, или несколько, или все. Если душа движется не привходящим  образом, то движение должно быть ей присуще по природе. Но если сущность души заключается в том. что она сама себя движет. то движение ей будет присуще не привходящим образом.

Если движение присуще душе от природы, то она могла бы быть приведена в движение и посторонней силой, а если бы и посторонней силой, то и от природы. Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится от природы, там же она и от природы находится в покое. И точно так же: куда вещь движется под действием посторонней силы, там же она под действием посторонней силы находится в покое. Аристотель не мог точно объяснить движение души в состоянии ее покоя под действием посторонней силы.

Мы говорим, что душа скорбит, радуется, дерзает, испытывает страх, далее, что она гневается, ощущает, размышляет. Все это кажется движениями. И поэтому можно было подумать, что и сама душа движется. Но это вовсе не необходимо. Ведь если и скорбеть, радоваться, размышлять - это именно движения, и все это означает быть приведенным в движение, то такое движение вызывается душой (например, гнев или страх - оттого. что сердце вот так-то приходит в движение; размышление, быть может, означает такое вот движение сердца или чего-нибудь иного; причем в одних случаях происходит перемещения, в других - превращения). Между тем сказать, что душа гневается, - это то же. что сказать - душа пишет или строит дом. Лучше, пожалуй не говорить, что душа сочувствует, или учится, или размышляет. Это не означает, что движение находится в душе, а означает, что оно то доходит до нее, то исходит от нее; так, восприятие от таких-то вещей доходит до нее. а воспоминание - от души к движениям или к их остаткам в органах чувств.

Из изложенного очевидно, что душа не может двигаться. А  если она вообще не движется, то ясно, что она не может двигать самое  себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  СООТНОШЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛЕСНОСТИ?

Душа есть причина как  то, откуда движение, как цель и как  сущность одушевленных тел.

К сущности относится: во-первых, материя, которая сама по себе не есть определенное нечто; во-вторых, форма или образ. Благодаря которым она уже называется определенным нечто, и в-третьих, то, что состоит из материи и формы. Материя есть возможность, форма же - энтелехия, и именно в двояком смысле - в таком. как знание, в таком. как деятельность созерцания.

По-видимому, главным образом тела, естественная суть сущности, ибо они начала всех остальных тел. Из естественных тел одни наделены, жизнью другие нет. Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тел,. имеющие основание в нем самом. Таким образом, всякое естественное тело, причастное жизни, еЕсть сущность, притом сущность составная.

Но хотя есть такое тело, т. е. наделенное жизнью, оно не может  быть душой. Ведь тело есть нечто принадлежащее  субстрату, а скорее само есть субстрат и материя. Таким образом, душа необходима сущность в смысле формы естественного тела, обладающего возможностью жизни. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела.

Энтелехия же имеет двоякий смысл: такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания; совершенно очевидно, что душа есть энтелехия в таком смысле, как знание. Ведь в силу наличия души имеются и сон, и бодрствование, причем бодрствование сходно с деятельностью созерцания, сон же- с обладанием, но без действования. У одного и того же человека знание по своему происхождению предшествует деятельности созерцания.

Именно поэтому душа есть первая энтелехия естественного  тела, обладающего возможностью жизни. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами. Поэтому и не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать относительно любой материи и того, материя чего она есть. Ведь хотя единое и бытие имеют разные значения, но энтелехия есть единое и бытие в собственном смысле.

Душа есть суть бытия и  форма (logos) естественного тела, которое  в самом себе имеет начало движения и покоя. Сказанное нужно рассмотреть  и в отношении частей тела. Сказанное  же о части тела нужно приложить  ко всему живому телу. Как часть  относится к части, так сходным  образом совокупность ощущений относится  ко всему ощущающему телу как ощущающему.

Но живое в возможности - это не то, что лишено души, а то что ею обладает. Так же как зрачок и зрение составляют глаз, так и душа и тело составляют живое существо.

Душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая- либо часть ее, если душа по природе имеет  части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые  части души были отделимы от тела, так  как они не энтелехия какого-либо тела в том же смысле, в каком матрос есть энтелехия судна.

Человек, занимающий высшее место в природе, отличается от других животных наличием разума (разумной души). Структура его души, строение тела соответствуют этому более высокому положению. Оно сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии "жизненной теплоты" и т. д. Познание выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека. Ощущение или восприятие - это изменение, которое производится воспринимаемым телом в душе через посредство тела воспринимающего.

 

 

 

 

 

 

 

4.  К КАКОМУ РОДУ СУЩЕГО ОТНОСИТСЯ ДУША?

Согласно  Аристотелю душа, является формой, или энергией органического тела, а это означает, что  душа  и органическое тело составляют неразрывное целое: душа не может существовать без тела, тело же не может выполнять своих функций без души, которая его оживляет.

Аристотель определил  душу как "первую энтелехию органического  тела", т. е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как  свое орудие. Поэтому в живых телах  наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своим функциям душа делится на три рода. Функция питания  и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и  передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ЧАСТИ ДУШИ ПО АРИСТОТЕЛЮ, СПОСОБНОСТИ ДУШИ

Душа отличается растительной способностью, способностью ощущении, размышления и движения. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как будто в каждом таком растении имеется одна душа в действительности (энтелехия), а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души. А именно: каждая из частей обладает ощущением и способностью двигаться в пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо желание.

Информация о работе Учение Аристотеля о душе