Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:36, курсовая работа
Программа стать счастливым, к которой нас принуждает принцип удовольствия, неисполнима, и все же мы не должны, нет, мы не можем – отказаться от стараний хоть как-нибудь ее исполнить. Счастье – в том умеренном смысле, в котором мы можем признать его возможность, – есть проблема индивидуальной экономии либидо. Здесь невозможен совет, который подходил бы всем: каждый должен кроить себе счастье на собственный фасон.
Первое систематическое изложение психологических явлений и фактов было предпринято великим древнегреческим философом Аристотелем в его известном трактате "О душе", в связи с чем Аристотеля считают основателем психологической науки.
Введение 3
1.Биография 4
2.Научные возрения К. Юнга. 6
3.Структура личности. 8
4.Архетипы. 10
5.Эго - направленность. 15
6.Психологические функции. 16
7.Развитие личности. 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Термины 22
Психологи 26
Количество архетипов в
Персона (от
латинского слова «регsоnа», обозначающего
«маска») — это наше публичное лицо, то
есть то, как мы проявляем себя в отношениях
с другими людьми. Персона обозначает
множество ролей, которые мы проигрываем
в соответствии с социальными требованиями.
В понимании Юнга, персона служит цели
производить впечатление на других или
утаивать от других свою истинную сущность.
Персона как архетип необходима нам, чтобы
ладить с другими людьми в повседневной
жизни. Однако Юнг предупреждал о том,
что если этот архетип приобретает слишком
большое значение, то человек может стать
неглубоким, поверхностным, сведенным
до одной только роли и отчужденным от
истинного эмоционального опыта.
В противоположность той роли, которую
выполняет в нашем приспособлении к окружающему
миру персона, архетип тень представляет подавленную
темную, дурную и животную сторону личности.
Тень содержит наши социально неприемлемые
сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные
мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные
свойства. Юнг рассматривал тень как источник
жизненной силы, спонтанности и творческого
начала в жизни индивидуума. Сгласно Юнгу,
функция эго состоит в том, чтобы направлять
в нужное русло энергию тени, обуздывать
пагубную сторону нашей натуры до такой
степени, чтобы мы могли жить в гармонии
с другими, но в то же время открыто выражать
свои импульсы и наслаждаться здоровой
и творческой жизнью.
В архетипах анимы и анимуса
находит выражение признание Юнгом врожденной
андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний
образ женщины в мужчине, его бессознательную
женскую сторону, в то время как анимус — внутренний образ мужчины
в женщине, ее бессознательная мужская
сторона. Эти архетипы основаны, по крайней
мере частично, на том биологическом факте,
что в организме мужчин и женщин вырабатываются
и мужские, и женские гормоны. Этот архетип,
как считал Юнг, эволюционировал на протяжении
многих веков в коллективном бессознательном
как результат опыта взаимодействия с
противоположным полом. Многие мужчины,
по крайней мере до некоторой степени,
«феминизировались» в результате многолетней
совместной жизни с женщинами, а для женщин
является верным обратное. Юнг настаивал
на том, что анима и анимус, как
и все другие архетипы, должны быть выражены
гармонично, не нарушая общего баланса,
чтобы не тормозилось развитие личности
в направлении самореализации. Иными словами,
мужчина должен выражать свои феминные
качества наряду с маскулинными, а женщина
должна проявлять свои маску-линные качества,
так же как и феминные. Если же эти необходимые
атрибуты остаются неразвитыми, результатом
явится односторонний рост и функционирование
личности.
Самость — наиболее важный архетип
в теории Юнга. Самость представляет собой
сердцевину личности, вокруг которой организованы
и объединены все другие элементы. Когда
достигнута интеграция всех аспектов
души, человек ощущает единство, гармонию
и целостность. Таким образом, в понимании
Юнга развитие самости — это главная цель
человеческой жизни.
Основным символом архетипа самости является
мандала и ее многочисленные разновидности
(абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка).
По Юнгу, целостность и единство «Я», символически
выраженные в завершенности фигур вроде
мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях,
мифах, в религиозном и мистическом опыте.
Юнг полагал, что религия является великой
силой, содействующей стремлению человека
к целостности и полноте. В то же время,
гармонизация всех частей души — сложный
процесс. Истинной уравновешенности личностных
структур, как считал он, достичь невозможно,
по меньшей мере, к этому можно прийти
не ранее среднего возраста. Более того,
архетип самости не реализуется до тех
пор, пока не наступит интеграция и гармония
всех аспектов души, сознательных и бессознательных.
Поэтому достижение зрелого «Я» требует
постоянства, настойчивости, интеллекта
и большого жизненного опыта.
Наиболее известным вкладом
Юнга в психологию считаются описанные
им две основные направленности, или жизненные
установки; экстраверсия и интровер-сия. Согласно
теории Юнга, обе ориентации сосуществуют
в человеке одновременно, но одна из них
обычно становится доминантной. В экстравертной
установке проявляется направленность
интереса к внешнему миру — другим людям
и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив,
быстро устанавливает отношения и привязанности,
внешние факторы являются для него движущей
силой. Интроверт, напротив, погружен во
внутренний мир своих мыслей, чувств и
опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится
к уединению, склонен удаляться от объектов,
его интерес сосредоточен на себе самом.
Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной
и интровертной установки не существует.
Обычно они присутствуют обе и находятся
в оппозиции друг к другу: если одна проявляется
как ведущая и рациональная, другая выступает
в качестве вспомогательной и иррациональной.
Результатом комбинации ведущей и вспомогательной
эго-ориентаций являются личности, чьи
модели поведения определенны и предсказуемы.
^
Вскоре после того, как Юнг
сформулировал концепцию
Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций,
поскольку они позволяют образовывать
суждения о жизненном опыте. Мыслящий
тип судит о ценности тех или иных вещей,
используя логику и аргументы. Противоположная
мышлению функция — чувство — информирует
нас о реальности на языке положительных
или отрицательных эмоций. Чувствующий
тип фокусирует свое внимание на эмоциональной
стороне жизненного опыта и судит о ценности
вещей в категориях «плохой или хороший»,
«приятный или неприятный», «побуждает
к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу,
когда мышление выступает в роли ведущей
функции, личность ориентирована на построение
рациональных суждений, цель которых —
определить, является оцениваемый опыт
истинным или ложным. А когда ведущей функцией
является чувство, личность ориентирована
на вынесение суждений о том, является
ли этот опыт прежде всего приятным или
неприятным.
Вторую пару противоположных функций
— ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому
что они просто пассивно «схватывают»,
регистрируют события во внешнем (ощущение)
или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая
их и не объясняя их значение. Ощущение представляет
собой непосредственное, безоценочное
реалистическое восприятие внешнего мира.
Ощущающий тип особенно проницателен
в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений
от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется
сублиминальным и неосознанным восприятием
текущего опыта. Интуитивный тип полагается
на предчувствия и догадки, схватывая
суть жизненных событий. Юнг утверждал,
что, когда ведущей функцией является
ощущение, человек постигает реальность
на языке явлений, как если бы он фотографировал
ее. С другой стороны, когда ведущей функцией
является интуиция, человек реагирует
на неосознанные образы, символы и скрытое
значение переживаемого.
Каждый человек наделен всеми четырьмя
психологическими функциями. Однако как
только одна личностная ориентация (экстраверсия
или интроверсия) обычно является доминирующей,
осознаваемой, точно также только одна
функция из рациональной или иррациональной
пары обычно преобладает и осознается.
Другие функции погружены в бессознательное
и играют вспомогательную роль в регуляции
поведения человека. Любая функция может
быть ведущей. Соответственно, наблюдаются
мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный
типы индивидуумов. Согласно теории Юнга,
интегрированная, или «индивидуированная»
личность для совладания с жизненными
обстоятельствами использует все противоположные
функции. Две эго-ориентации и четыре психологических
функции, взаимодействуя, образуют восемь
различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный
тип фокусируется на объективных имеющих
практическое значение фактах окружающего
мира. Он обычно производит впечатление
холодного и догматического человека,
живущего в соответствии с установленными
правилами. Вполне возможно, что прототипом
экстравертного мыслительного типа был
Фрейд. Интровертный интуитивный
тип, наоборот, сосредоточен на реальности
собственного внутреннего мира. Этот тип
обычно эксцентричен, держится в стороне
от окружающих и индифферентен к ним. В
данном случае Юнг, вероятно, в качестве
прототипа имел в виду себя .
^
Юнг рассматривал развитие личности как
динамический процесс, как эволюцию
на протяжении всей жизни. Он почти
ничего не говорил о социализации
в детстве и не разделял взглядов
Фрейда относительно того, что определяющими
для поведения человека являются только
события прошлого (особенно психосексуальные
конфликты).
С точки зрения Юнга, человек постоянно
приобретает новые умения, достигает новых
целей и реализует себя все более полно.
Он придавал большое значение такой жизненной
цели индивида, как «обретение самости»,
являющейся результатом стремления различных
компонентов личности к единству. Эта
тема стремления к интеграции, гармонии
и целостности в дальнейшем повторилась
в экзистенциальной и гуманисти-ческой
теориях личности.
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель
— это полная реализация «Я», то есть становление
единого, неповторимого и целостного индивида.
Развитие каждого человека в этом направлении
уникально, оно продолжается на протяжении
всей жизни и включает в себя процесс,
получивший название индивидуация. Говоря
упрощенно, индивидуация — это динамичный
и эво-люционирующий процесс интеграции
многих противодействующих внутри-личностных
сил и тенденций. В своем конечном выражении
индивидуация предполагает сознательную
реализацию человеком своей уникальной
пси-хической реальности, полное развитие
и выражение всех элементов личности.
Таким образом, архетип самости становится
центром личности и уравновешивает многие
противоположные качества, входящие в
состав личности как единого главного
целого. Благодаря этому высвобождается
энергия, необходимая для продолжающегося
личностного роста. Итог осуществления
индивидуализации, очень непросто достигаемый,
Юнг называл самореализацией. Он считал,
что эта конечная стадия развития личности
доступна только способным и высокообразованным
людям, имеющим к тому же достаточный для
этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация
недоступна подавляющему большинству
людей.
Заключение
Я рассмотрела сущность архетипа, условия его проявления, его онтологическое значение в современных условиях жизни. Созданная работа К.Юнга в области психологии имеет специфический поход к обоснованию психических особенностей человека в жизни общества. Им тонко подмечены моменты, ситуации, отталкиваясь от которых дается характеристика человеку на уровне психоаналитика.
В последнее время психология становится одной из ведущих наук. К ней все чаще обращаются педагоги, врачи, юристы, политики и многие другие. Психология является особой наукой, т. к. системой ее знаний владеют немногие, но каждый человек постоянно сталкивается с областью явлений, изучаемых этой наукой: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений.
Для понимания всей уникальности
современного момента, для эффективных
действий в сфере менеджмента (прежде
всего для самих менеджеров) как
никогда актуально психологичес
Список литературы:
Термины
АГОРАФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью открытого пространства.
АДАПТИВНОСТЬ - способность к адаптации.
АМНЕЗИЯ - отсутствие воспоминаний вследствие нарушения памяти; потеря памяти.
АНИТИЦИПАЦИЯ - способность человека предвидеть, предугадывать события.
АНКЕТА - один из методов психологии: письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы в строго определённой форме.
АУТИЗМ - уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.
АФФЕКТ - бурно протекающая кратковременная эмоция взрывного характера, неподконтрольная сознанию. Возникает, как правило, в ответ на сильный раздражитель.
ВНИМАНИЕ - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект. Различают виды понимания: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное, когда выбор объекта внимания осуществляется сознательно, преднамеренно ).
ВНУШАЕМОСТЬ - предрасположенность личности к внушению.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— представляет собой средство мышления в уме.
Воля — это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.
ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ - фантастические нереальные образы, возникающие у человека, восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.
ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ - отрасль геронтологии и возрастной психологии, использующая общепсихологические средства и методики для изучения особенностей психики и поведения лиц пожилого и преклонного возраста.
ВЛЕЧЕНИЕ - подсознательно возникающая направленность на определенные объекты.
ДЕПРЕССИЯ - психическое состояние резко выраженной подавленности с отсутствием интереса к окружающему; тоскливое настроение с сознанием собственной никчёмности, со снижением порога побудительных мотивов, заторможенностью движений.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ - метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения принятию решений.
ДИСЛЕКСИЯ - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм дислексии.
ДУХОВНОСТЬ- система высших нематериальных ценностей.
ЗАВИСТЬ - негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений благ, влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям.
ИНТРОВЕРСИЯ - ориентация на свой внутренний мир.
ИНТРОВЕРТ - тип личности, направленность которой в большей степени определяется внутренним миром с выраженным развитием Я, памяти и воображения. Понятие и термин введены К.Г. Юнгом.
ИНТРОСПЕКЦИЯ - самонаблюдение.
ЛИБИДО - половое влечение, стремление к половой близости. Выраженность и направленность либидо определяются уровнем полового созревания, наследственностью, железами внутренней секреции, индивидуальным опытом.
МЕДИТАЦИЯ - серия мыслительных действий, цель которых - привести себя в психическое состояние отвлечения от внешних воздействий, углублённости и сосредоточенности; достигается путём концентрации внутренненаправленного внимания, мышечного расслабления (релаксации) и эмоционального покоя.
МЕЛАНХОЛИК - восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется лёгкой ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям даже незначительных событий при вялом внешнем реагировании; человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одна из трёх основных психологических наук (наряду с индивидуальной и социальной психологией), предметом которой являются общие закономерности психики в их развитии.
ОСОЗНАННОЕ - основные психические явления, свойственные взрослому здоровому человеку при обычной ясности его сознания и сознательной ориентировке личности.
ПАМЯТЬ - одно из основных свойств нервной системы; форма психического отражения, развивающаяся как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Различают память: произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. особые виды памяти: словесно-логическая, образная, эмоциональная (память "чувств"), моторная (память-привычка).