Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:36, курсовая работа
Программа стать счастливым, к которой нас принуждает принцип удовольствия, неисполнима, и все же мы не должны, нет, мы не можем – отказаться от стараний хоть как-нибудь ее исполнить. Счастье – в том умеренном смысле, в котором мы можем признать его возможность, – есть проблема индивидуальной экономии либидо. Здесь невозможен совет, который подходил бы всем: каждый должен кроить себе счастье на собственный фасон.
Первое систематическое изложение психологических явлений и фактов было предпринято великим древнегреческим философом Аристотелем в его известном трактате "О душе", в связи с чем Аристотеля считают основателем психологической науки.
Введение 3
1.Биография 4
2.Научные возрения К. Юнга. 6
3.Структура личности. 8
4.Архетипы. 10
5.Эго - направленность. 15
6.Психологические функции. 16
7.Развитие личности. 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Термины 22
Психологи 26
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ - основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение информации о событиях внешнего мира и реакциях организма.
ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ - вид памяти, характеризующийся определёнными временными рамками; обязательный этап для других видов памяти.
ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ - вид памяти, характеризующийся взаимодействием памяти кратковременной и долговременной.
ПАМЯТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ - вид памяти, характеризующийся только повторением без установления ассоциативных или смысловых связей.
ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ - вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых понятий; её продуктивность примерно в 25 раз больше, чем памяти механической.
ПСИХОЗ — глубокое патологическое нарушение человеческой психики.
ПСИХОАНАЛИЗ - направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX - первой трети ХХ в.
ПСИХИЧЕСКАЯ СУБСТАНЦИЯ — это особый мир со своими законами, структурой и средствами выражения.
ПСИХОАНАЛИТИК — врач-психолог, специалист по психоанализу.
ПСИХОЛОГИЯ (греч. — душа и логос — слово, знание, дословно — душесловие, знание о человеческой душе) — наука о закономерностях развития и функционирования психики. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
РЕЛАКСАЦИЯ - приём психотерапии и медитации; произвольное расслабление всех мышц в удобной позе и отвлечение от неприятных мыслей и эмоций; сочетание физического и психического расслабления.
САНГВИНИК - восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется подвижностью, общительностью, стремлением к частой смене впечатлений, быстрой возбудимостью и лёгкой сменяемостью эмоций.
СТРЕСС - состояние напряжения, подавленности, спада, возникающее у человека или животного под влиянием экстремальных воздействий. Учение о стрессе разработано Г. Селье.
СУГГЕСТИЯ - внушение.
СТРАСТЬ— сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных.
ТЕСТ - экспериментальный психологический метод исследования того или иного психического процесса, личности в целом или гуппы. Применение тестов построено по принципу психологического моделирования и последующего психологического анализа.
ТЕСТИРОВАНИЕ — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи.
ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - физиологическое понятие и термин, положенные в основу теории темпераментов. Введены И.П. Павловым в 1927 году. Различают сильный и слабый типы нервной системы.
ТРЕМОР - непроизвольные ритмические мышечные сокращения, колебательные движения конечностей, головы при поражении нервной системы либо как следствие сильного утомления. Является противопоказанием к ряду профессий.
УПРАВЛЕНИЕ - в социальной психологии - вид индивидуальной или групповой деятельности как воздействия субъектов управления на объект управления для достижения цели управления. Если объектами управления выступают личности или коллективы, управление принимает форму руководства.
УСТАНОВКА - готовность к определённой активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации её удовлетворения. Понятие введено Д.Н. Узнадзе как основная категория теории установки.
ФЛЕГМАТИК - восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется медлительностью, слабым внешним выражением субъективных состояний, устойчивостью интересов и стремлений, спокойствием.
ФРЕЙДИЗМ - философское и психологическое учение о личности человека XIX и начала XX. в., получившее название по имени основателя австрийского психиатра 3. Фрейда; включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии.
ХОЛЕРИК - восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется бурным проявлением эмоций, резкими сменами настроения, неуравновешенностью и истощаемостью.
ЭКСТРАВЕРСИЯ - ориентация на внешние впечатления.
ЭКСТРАВЕРТ - тип личности, направленность которой в большей степени определяется внешними воздействиями и впечатлениями. Экстраверт (в противоположность интроверту) внешне направлен; общителен, легко вступает в контакты.
ЭМОЦИИ — потрясаю, волную, субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.
ЭМПАТИЯ - способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений; необходимый компонент полноценного общения.
.
Психологи.
1.Зигмунд Фрейд, он же Сигизмунд Шломо Фрейд . Родился Фрейд 6 мая 1856 года в городе Фрайберг Австро-Венгрия, сейчас Пршибор, Чехия. В мире известен, как знаменитый австрийский невролог, который стал основоположником, так называемой, психоаналитической школы с терапевтическим наклонением. Зигмунд является «отцом» теории о том, что все нервные расстройства человека происходят из-за целого ряда бессознательных и сознательных процессов, которые очень тесно взаимодействуют между собой.
2.Владимир Львович Леви, психолог-поэт.
Доктор медицинских наук и психолог Владимир Львович Леви родился 18 ноября 1938 года в Москве, где проживает и ныне. После окончания медицинского института долгое время работал врачом при скорой помощи, а затем перешел на должность психотерапевта и стал почетным работником Института психиатрии. Владимир Леви стал первым основоположником такого нового направления в науке психологии, как суицидологи. Это направление включало в себя полное и детальное изучение самоубийств и психологического состояния людей, которые склонны к суициду. За все время работы в психиатрии Леви издал 60 научных работ.
Помимо психологии, Владимир увлекается поэзией. Поэтому совсем не зря в 1974 году он стал почетным членом Союза писателей. Самые популярные книга Леви - «Искусство быть собой», «Разговор в письмах», трехтомник «Исповедь гипнотизера». А в 2000 году свет увидел его личный сборник стихов под названием «Зачеркнутый профиль».
3.Абраам Харольд Маслоу - это американский психолог, который стал почетным основателем гуманистической психологии. Его знаменитые научные работы включают в себя и такое понятие, как «Пирамида Маслоу». Эта пирамида включает в себя специальные диаграммы, которые представляют самые распространенные потребности человека. Именно эта теория нашла свое непосредственное применение в экономике.
4.Известный австрийский психиатр и психолог Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене. В мире его имя связывают не только с психологией, но и с философией, а также созданием Третьей Венской Школы психотерапии. Самые популярные научные труды Франкла включают в себя работу под названием «Человек в поисках смысла». Имена эта работа стала основой развития нового метода психотерапии под названием логотерапия. Этот метод включает в себя стремление человека реализовать свой смысл жизни в существующем внешнем мире. Логотерапия способна сделать существование человека более осмысленным.
5,Борис Герасимович Ананьев родился в 1907 году на Владикавказе.
Ананьев неспроста попал в список «знаменитые психологи мира». Он стал первым и почетным основателем научной школы психологов в Санкт - Петербурге. Учениками этой школы и соответственно самого Ананьева стали такие знаменитые психологи, как А. Ковалев, Б. Ломов и многие другие.Именно в Санкт-Петербурге, на доме, где жил Борис Ананьев, была установлена мемориальная доска в его честь.
6.Эрнст Генрих Вебер - знаменитый психолог всех эпох
Брат известного физика Вильгельма Вебера, немецкий психофизиолог и по совместительству анатом Эрнст Генрих Вебер родился 24 июня 1795 года в городе Лейпциг, Германия. Этому психологу принадлежат намного подвинувшие вперед научные работы по анатомии, чувствительности и физиологии. Самые популярные из них * это работы, которые затрагивают изучение органов чувств. Все работы Вебера легли в основу развития психофизики и экспериментальной психологии.
7.Акоп Погосович Назаретян и массовая психология
Знаменитый российский специалист по культурной антропологии и психологии массового поведения Акоп Погосович Назаретян родился 5 мая 1948 года в Баку. Назаретян является автором огромного числа публикаций, которые рассказывают о теории развития общества. Помимо этого, психолог стал основоположником гипотез о техно-гуманитарном балансе, который сравнивается с развитием культуры и технического прогресса.
8.Виктор Иванович Овчаренко родился 5 февраля 1943 года в городе Мелекесс, Ульяновской области. Овчаренко представляет собой легендарную личность в развитии психологии. На счету Овчаренко огромное количество научных званий и веских работ, которые внесли огромную лепту в психологию, как науку. Основной темой работ Овчаренко стало изучение социологического психологизма, а также проблем, связанных с личностью и межличностными отношениями в целом. В 1996 году психолог предложил с научной точки зрения впервые пересмотреть периодизацию всей истории российского психоанализа. Помимо всего выше сказанного, Овчаренко не раз называли лучшим психологом, а его знаменитые работы не раз были опубликованы в известных научных сборниках далеко за пределами России.
9.Августин (354-430) - религиозный мыслитель. В центре учения Августина находится идея о духовной активности личности, воля которой управляет как телесными, так и психическими процессами (ощущением, памятью, мышлением и др.); физиологический субстрат этих процессов (органы чувств и мозг) используется личностью в качестве орудия познания. Согласно Августину, все истинное знание изначально заложено в душе, которая живет и движется в боге. Оно не приобретается, а извлекается из нее благодаря направленности воли на реализацию внутренних потенций субъекта. Обращаясь к себе, душа познает с предельной достоверностью как собственную деятельность, так и ее незримые продукты. В соответствии с этим представлением складывалось понятие о внутреннем опыте как о непогрешимом способе познания, обладающем высшей достоверностью, отличном от опыта (чувственного и рационального) познания внешних объектов; культивировалась интровертивная установка - человек должен оставаться наедине с собой, чтобы устремиться к всевышнему. Эти положения Августина стали основополагающими для западных религиозных учений о душе, и в ряде случаев они способствовали проявлению волюнтаризма и интроспекционизма в психологии. Документом углубленного самоанализа служит автобиография Августин "Исповедь", в которой в духе христианской теологии показан драматизм жизненного пути личности. |
10.Адлер Альфред (1870-1937) - австрийский психолог, ученик Фрейда, основатель школы 'индивидуальной психологии'. Получил медицинское образование в Венском университете (1895), занимался исследованиями психопатологических симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал участником его дискуссионного кружка. Адлер с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психических расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции 'либидо' и 'Эдипова комплекса'. В 1907 опубликовал книгу 'Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации', негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собственное направление в психологии - 'индивидуальную психологию'. В 1914 основал журнал 'Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie', в 1924 - Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием. |
11.Адорно, Визенгрувд-Адорно Теодор (1903-1969) - немецкий философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском университете; изучал музыкальную композицию у композитора Адорно Берга, ученика Адорно Шёнберга. С 1931 Адорно преподавал во Франкфурт, университете (куда вернулся в 1949), в 1934 был вынужден эмигрировать в Великобританию, с 1938 работал в СШАдорно Центр, содержанием деятельности Адорно стало философское проникновение в сущность музыкальных произведений. Философская позиция Адорно складывалась в постоянной дискуссии с важными течениями прошлого и настоящего: с Гуссерлем (ему посвящена диссертация Адорно), с Кьеркегором (книга о нем вышла в 1933), со специфически воспринятой диалектикой Гегеля, ставшей стержнем в чрезвычайно широком и, в сущности, эклектичном, а также несколько эстетском усвоении Адорно многообразных мотивов философии 19-20 вв. |
12.Айзенк Ханс Юрген (род. 4.3.1916 г.) - английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 г. по 1945 г. работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 г. по 1955 г. он - заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955 г. по 1983 г. - профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 г. по настоящее время - почетный профессор психологии. |
13.Ананьев Борис Герасимович (1907-1.972) - советский, психолог. Следуя традициям В. М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке ('Человек как предмет познания', 1969), которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Интерес представляют исследования Ананьева в области сенсорных и перцептивных процессов ('Психология чувственного познания', 1960), а также педагогической психологии ('Психология педагогической оценки', 1935) и др. |
14.Анохин Петр Кузьмич Автор теории функциональных систем - основном механизме приспособления организма к среде. Пётр Кузьмич Анохин ([р. 14(26).1.1898, Царицын, ныне Волгоград] — 1974, Москва) — советский физиолог, академик АН СССР (1966), действительный член АМН СССР (1945). Родился в семье рабочего. В первые годы советской власти комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. В 1921—30 жил в Ленинграде, где в 1926 окончил Ленинградский институт медицинских знаний. |
15.Басов Михаил Яковлевич (1892 - 1931) - советский психолог. Разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. В полемике со сторонниками рефлексологии доказывал важность и возможность объективного экспериментального изучения внутрипсихических функций ('Воля как предмет функциональной психологии', 1923). Басов ввел в советскую психологию термин 'деятельность', опираясь на марксистское объяснение роли труда в формировании личности и ее психических функций. Саму деятельность он понимал как особую структуру и целостность, первичную по отношению к образующим ее отдельным элементам (условными рефлексами). Басов считал человека активным 'деятелем в среде', настаивал на социокультурной и исторической обусловленности индивидуального поведения, полагая, что его содержание опосредовано ценностями науки и культуры. Внес крупный вклад в педагогическую психологию ('Общие основы педологии', 1931). |
16.Бергер Ханс Психиатр и психофизиолог,
создатель |
17.Блонский Павел Петрович (1884-1941)- советский психолог и педагог. Блонский рассматривал психологию как науку о поведении живых существ ('Очерк научной психологии', 1921). Ему принадлежит ряд исследований по педологии ('Педология', 1934,1936) и возрастной психологии ('Очерки детской сексуальности', 1935). Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, Блонский анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в .условиях обучения ('Память и мышление'; 'Развитие мышления школьников', 1935). Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти - моторная, аффективная, образная и вербальная - описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности. |
18.Божович Лидия Ильинична Основная область область исследований - педагогическая и детская психология. Лидия Ильинична Божович (11 января, 1908, Курск — 21 июля 1981) — советский психолог, ученица Льва Выготского. Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. |
19.Вагнер Владимир Александрович - Cоветский биолог и психолог, основатель сравнительной психологии в России. Вагнер Владимир Александрович [17(29).3.1849— 8.3.1934], советский биолог и психолог, основоположник сравнительной психологиив России. Профессор Петербургского, затем Ленинградского университета (1906—31). |
20.Введенский Александр Иванович Утверждал, что чужая душевная жизнь объективных признаков не имеет и потому недоказуема, и вместе с тем неопровержима. Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский (23 ноября (6 декабря) 1904, Санкт-Петербург — 19 декабря 1941) — русский, советский поэт, драматург. Участник объединения ОБЭРИУ. Родился в семье экономиста. |
21.Ганнушкин Петр Борисович Исследования Ганнушкина связаны с областью психических расстройств, пограничных между нормой и патологией. Ганнушкин Петр Борисович (1875-1933) - русский психиатр, ученик С. С. Корсакова. Исследования Ганнушкина связаны с областью психических расстройств, пограничных между нормой и патологией. В монографии 'Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика' (1933), предложил следующую классификацию психопатических личностей: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и кон-ституционально-глупые, а также дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны. Данная классификация оказалась существенно шире рамок психопатий: с одной стороны, в типологию Ганнушкина были включены невротические варианты пограничных расстройств, с другой - помимо психопатических личностей в нее вошли типы характеров, близкие к норме (например, мечтатели, конституционально-глупые). |
22.Джеймс Уильям Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его "функциональной" ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. Джеймс Уильям (1842-1910). Американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. логии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885 - 1889) и психологии (1889 - 1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (Гарвардский университет, 1892 |
23.Жинкин Николай Иванович Исследовал психологические и психофизиологические механизмы процесса порождения речевых реакций. Жинкин Николай Иванович (1893-1979) - советский психолог. Исследовал психологические и психофизиологические механизмы процесса порождения речевых реакций. Динамической 'произносительной' единицей речи считал слог. Выделил три системы, обеспечивающие акустический эффект произносимой речи: генераторную (органы, генерирующие звук), резонаторную (органы, резонирующие звук) и энергетическую (механизм дыхания), управляемые двумя уровнями регуляции произнесения слов - произвольным и непроизвольным. Разрабатывал также психологические проблемы речевой коммуникации, понимания текста, развития речи учащихся. |
24Запорожец Александр Владимирович советский психолог, занимался проблемами возникновения психики в филогенезе, развития эмоций, мышления, памяти. Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (12 сентября (30 августа) 1905, Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960). |
25.Зейгарник Блюма Вольфовна Специалист в области патопсихологии, клинической психологии, экспериментальной психологии. Блю́ма Ву́льфовна Зейга́рник (урождённая Герштейн; нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии. |
26.Зинченко Петр Иванович Советский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельностного подхода. Зинченко Петр Иванович (1903-1969) - советский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельного подхода ('О забывании и воспроизведении школьных знаний', 1939). На этой основе исследовал проблемы непроизвольного запоминания, продемонстрировав зависимость его эффективности от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (их связи с мотивами, целями, способом осуществления деятельности), а также от способов смысловой обработки запоминаемого материала. Выступая против абсолютизации разграничения непроизвольной и произвольной памяти, обосновал общность их функциональных механизмов ('Непроизвольное запоминание', 1961). |
27.Кавелин Константин Дмитриевич Выступил с концепцией,
соединившей интроспективную Кавелин Константин Дмитриевич (1828-1885) - русский правовед и философ. Выступил с концепцией, соединившей интроспективную трактовку сознания с положением о том, что позитивное исследование сознания должно вестись не на почве физиологии, а путем анализа его воплощений в творениях культуры ('Задачи психологии', 1872). Концентрированным выражением сущности психического считал произвольность и потому неподвластность его проявлений естественнонаучному объяснению и принципу детерминизма. Телесные действия человека подпадают под законы материального мира после того, как сформированы волей.
|
28.Кандинский Виктор Хрисанфович Кандинский одним из первых в отечественной психиатрии обосновал понятие 'психопатия'. Ви́ктор Хриса́нфович Канди́нский (6 апреля 1849, с. Бянкино, Забайкальская область — 3 июля 1889, Санкт-Петербург) — русский психиатр, один из основоположников российской психиатрии. Впервые описал особый вид патологии психики. |
29.Кеттел Рэймонд Бернард Будучи одним из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности, Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей. Рэ́ймонд Бе́рнард Кэ́ттелл (англ. Raymond Bernard Cattell; 20 марта 1905 — 2 февраля 1998) — британский и американский психолог, внесший существенный вклад в развитие дифференциальной психологии в областях черт личности, способностей и мотивации |
30.Ладыгина-Котс Надежда Николаевна Советский психолог. Разрабатывала проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии. Ладыгина-Котс Надежда Николаевна (1889-1963) - советский психолог. Разрабатывая проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии на материале исследования интеллектуальных процессов у высших антропоидов (шимпанзе) и у человека на ранних стадиях его онтогенеза, пришла к выводу о том, что, несмотря на высокий уровень развития многих психических свойств животного, между психикой шимпанзе и психикой ребенка существуют коренные качественные различия ('Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях', 1935). Исследования конструктивной и орудийной деятельности шимпанзе позволили Лодыгиной-Котс выделить ряд факторов, отличающих 'пред-трудовую' деятельность антропоидов от трудовой деятельности человека ('Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян', 1959). Идеи Лодыгиной-Котс сыграли важную роль в изучении человеческой психики. |
31.Лазурский Александр Федорович Русский врач и психолог.
Придерживаясь |
32.Ланге Карл Георг Известность ему принесла его периферическая теория возникновения эмоций - сосудо-двигательная теория. Карл Георг Ланге (дат. Carl Georg Lange; 4 декабря 1834, г. Вордингборг на острове Зеландия — 25 мая 1900, Копенгаген) — датский медик, физиолог, психиатр, психолог, философ, профессор патанатомии Копенгагенского универитета (1885)... |
33.Ланге Николай Николаевич Русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Николай Николаевич Ланге (12 (24) марта 1858, Санкт-Петербург — 15 февраля 1921, Одесса) — русский психолог, один из основоположников российской и видных представителей мировой экспериментальной психологии своего времени. |
34.Лурия Александр Романович Советский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР. Лурия Александр Романович (1902-1977) - советский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР. Исследуя в 20-х гг. аффективные состояния человека, разработал сопряженную моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы. В дальнейшем, работая с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими советскими психологами, разрабатывал культурно-историческую теориючеловеческой психики ('Этюды по истории поведения', 1930 - в соавторстве с Л. С. Выготским), особое внимание уделяя проблеме социальной обусловленности мышления ('Об историческом развитии познавательных процессов', 1974). |
35.Макаренко Антон Семенович В связи с разработкой педагогической проблематики затрагивал в своих трудах ряд вопросов психологии. Анто́н Семёнович Мака́ренко (1 (13) марта 1888, Белополье, Сумский уезд, Харьковская губерния, Российская империя — 1 апреля 1939, станция Голицыно, Московская область) — советский педагог и писатель. |
36.Мерлин Вольф Соломонович советский психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии. Вольф Соломо́нович Ме́рлин (22 января 1898, Могилёв, Российская империя — 6 апреля 1982, Пермь, СССР) — российский психолог, доктор психологических наук (1950), профессор, основатель Казанской и Пермской психологической школ... |
37.Мясищев Владимир Николаевич советский психолог. Разработал концепцию отношений личности. Мясищев Владимир Николаевич (1892-1973) - советский психолог. Разрабатывал концепцию отношений личности, восходящую своими корнями к воззрениям А. Ф. Лазурского и являющуюся конкретно-научным воплощением марксистского понимания сущности человека. Ядро личности, по Мясищеву, составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. Данная теория составляла основу исследований Мясищева в области медицинской психологии ('Личность и неврозы', 1960). |
38.Небылицын Владимир Дмитриевич Экспериментально обосновал гипотезу Б. М. Теплова об обратной зависимости между силой нервной системы и чувствительностью. Небылицын Владимир Дмитриевич (1930-1972) - советский психолог. Экспериментально обосновал гипотезу Б. М. Теплова об обратной зависимости между силой нервной системы и чувствительностью, внедрил факторный анализ и электроэнцефалографические методы в исследование физиологических основ индивидуально-психологических различий. Это позволило выделить такое свойство нервной системы, как динамичность нервных процессов. Раскрыл роль типологических свойств нервной системы в индивидуально - психологическом своеобразии деятельности (производственной, учебной и др.); предложил оригинальную трактовку темперамента ('Основные свойства нервной системы', 1966; 'Психофизиологические исследования индивидуальных различий', 1976). |
39.Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич Русский психолог, представитель психологического направления в литературоведении и языкознании. Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский (23 января [4 февраля] 1853, Каховка Таврической губернии — 9 октября 1920, Одесса) — русский и украинский литературовед и лингвист. |
40.Орбели Леон Абгарович исследования в области физиологии анализаторов, вегетативной нервной системы, подкорковых центров головного мозга. Орбе́ли Леон Абгарович (1882—1958), физиолог, один из создателей эволюционной физиологии, академик (1935) и вице-президент (1942—46) АН СССР, академик АН Армянской ССР (1943) и АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1945)… |
41.Павлов Иван Петрович Павлов и его ученики исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов, открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений. Павлов Иван Петрович (1849- 1936) - русский физиолог. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. M. Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторнoй саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). |
42.Рубинштейн Сергей Леонидович Советский психолог и философ. Автор деятельностного подхода к анализу психологических явлений. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог и философ. Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.) ('Основы общей психологии', 1946). |
43.Сеченов Иван Михайлович Русский физиолог и психолог.
Разработал естественнонаучную теорию
психической регуляции Сеченов Иван Михайлович (1829 - 1905) - русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения ('Рефлексы головного мозга', 1863). Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего на открытие 'центрального торможения'- тормозного влияния нервных центров), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны. При этом рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием. |
44.Термен Льюис Один из основоположников учения о психологических тестах. Термен Льюис (1877-1955) - американский психолог. Один из основоположников учения о психологических тестах. Развил идеи Л. Бине; разработал шкалу измерения интеллекта (тест Бине - Термена), ставшую стандартной. В период первой мировой войны с целью массового обследования новобранцев применял этот тест, а также ряд других психометрических средств, включив наряду с вербальными невербальные задачи. Разработал и реализовал программу лонгитюдональности изучения большого контингента одаренных детей. |
45.Франкл Виктор Австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии. Франкл Виктор Эмиль (р. 1905) - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками. Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь труд); ценности переживания (в частности, любовь) и ценное отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). |
46.Штерн Уильям Штерн был одним из первых психологов, поставившим в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Немецкий психолог В. Штерн получил образование в Берлинском университете, где он учился у известного психолога Г. Эббингауза. гауза. После получения докторской степени его приглашают в 1897 году в университет в городе Бреслау, где он проработал в должности профессора психологии до 1916 года. Оставаясь профессором этого университета, Штерн основывает в 1906 году в Берлине институт прикладной психологии и одновременно начинает издание 'Журнала прикладной психологии', в которых он, вслед за Мюнстербергом развивает концепцию психотехники. Однако наибольший интерес у него вызывают исследования психического развития детей. |
47.Бехтерев, Владимир Михайлович Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января (1 февраля) 1857, Сорали (ныне Бехтерево, Елабужский район) — 24 декабря 1927, Москва) — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог.. Бехтерев, Владимир Михайлович русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы |
48.Гроф Станислав Санислав Гроф (Stanislav Grof, род. 1 июля 1931 в Праге, Чехословакия) — американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, основатель трансперсональной психологии,учёный, отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста, один из основателей и виднейших представителей трансперсональной психологии. По мнению многих экспертов, наряду с Фрейдом и Юнгом, крупнейший реформатор психологии и психиатрии ХХ века, заложивший основы психологии будущего. |
49.Дильтей, Вильгельм Дильтей, Вильгельм (Dilthey, Wilhelm) (1833-1911) - немецкий философ и историк культуры. Дильтея, наряду с Ницше, считают родоначальником так называемой 'философии жизни', а также, наряду с Шлейермахером, - герменевтики. |
50.Леви-Стросс Клод Леви-Стросс Клод (р. 1908), известный французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля. |
51...Маслоу Абрахам Харольд Маслоу (Maslow) Абрахам Харольд (1908-1970) - американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии. |
52.Юнг, Карл Густав проводил исследования в области истории культуры и религии, а так же имел богатейшую психотерапевтическую практику. Карл Густав Юнг родился в Швейцарии 26 июля 1875 года. До 9 лет, т. е. до рождения его сестры, Юнг приобрел опыт детства отчасти изолированного, которое он заполнял уединенной игрой и богатым внутренним миром: 'Я не хотел, чтобы меня беспокоили (во время игры). Я был глубоко поглощен игрой и терпеть не мог, когда на меня смотрели'. Его отец был пастором Швейцарской реформатской церкви и знатоком азиатских языков. Уже в детстве Юнг живо интересовался религиозными и духовными проблемами. |
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
|