Ученик в системе личных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

В условиях преобразования и дальнейшего развития общества возрастает роль и ответственность семьи и школы в осуществлении всестороннего развития личности учащегося.
Отдельные аспекты личных взаимоотношений между школьниками подвергнуты изучению в работах И.В. Страхова. Есть все основания предполагать, что личные взаимоотношения между учениками в классе имеют важное значение в формировании личности ученика и воспитании в классе сплоченного коллектива.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………... 3
Основная часть…………………………………………………………..4-15
1. Потребность в общении…………………………………………….….4-7
2. Основные системы отношений в школьных классах………….……8-10
3. Положение ученика в системе личных взаимоотношений………..11-12
4. Взаимность выборов и удовлетворенность в общении…………….….13
5. Как переживает ученик свои взаимоотношения с другими членами
группы…....................................................................................................14-15
Заключение …………………………………………………..……………..16
Список используемой литературы…………………………………….…

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему «Ученик в  системе личных взаимоотношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………... 3

Основная часть…………………………………………………………..4-15

1. Потребность в общении…………………………………………….….4-7

2. Основные системы  отношений в школьных классах………….……8-10

3. Положение ученика  в системе личных взаимоотношений………..11-12

4. Взаимность выборов  и удовлетворенность в общении…………….….13

5. Как переживает ученик  свои взаимоотношения с другими членами

группы…....................................................................................................14-15

Заключение …………………………………………………..……………..16

Список используемой литературы…………………………………….…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

В условиях преобразования и дальнейшего развития общества возрастает роль и ответственность семьи и школы в осуществлении всестороннего развития личности учащегося.  
Отдельные аспекты личных взаимоотношений между школьниками подвергнуты изучению в работах И.В. Страхова. Есть все основания предполагать, что личные взаимоотношения между учениками в классе имеют важное значение в формировании личности ученика  и воспитании в классе сплоченного коллектива. Ученики по-разному относятся к своим одноклассникам. Это эмоциональное отношение «проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях — неприязни, вражды, антипатии».

Взаимные симпатии, возникающие  между учениками, могут обусловить возникновение внутри классного коллектива отдельных нигде формально не зафиксированных группировок. Не исключено, что именно такая группировка субъективно для школьника может оказаться более значимой, чем официальные органы коллектива. В данном случае воспитание через коллектив чрезвычайно затрудняется, поскольку требования коллектива внутренне могут не приниматься школьником. Это подводит к необходимости изучения личных взаимоотношений между школьниками как особой психологической действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      1. Потребность в общении

Потребность в общении  — вот внутренняя основа личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает на самых ранних этапах человеческой жизни.

Потребность в общении возникает и проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка. Почвой для ее развития, как отмечал Л. С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Первоначально это потребность во взрослом человеке. Очень важно отметить, что уже на ранних этапах детства потребность в общении становится избирательной: пройдет еще 2-3 месяца — и ребенок будет радоваться только при виде «своих» взрослых. При встрече с незнакомыми людьми он либо улыбается, либо отворачивается и плачет. Так возникают первые предпочтения, первый выбор.

Постепенно потребность  в общении заставляет ребенка  искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми.

По наблюдению Р. Я. Сандлера, уже на втором году жизни между детьми возникают разнообразные контакты, которые включают как положительные, так и отрицательные взаимоотношения.

С возрастом потребность  в общении расширяется и углубляется  как по форме, так и по содержанию. Дети начинают ее осознавать. При этом особенно остро проявляется потребность в общении со сверстниками, потребность в детском коллективе. И если трех-, четырехлетний ребенок еще удовлетворяется обществом кукол и игрушек, то пятилетний нуждается в товарищах. Эту потребность в общении именно с детьми ярко выразил один шестилетний мальчик. Возражая матери, которая, чтобы утешить сына, предложила заменить собой отсутствующего товарища, он сказал: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок». Недаром уже с 4-5 лет изоляция ребенка от других детей  — одно из самых тяжелых наказаний.

Приход ребенка в  детский сад — очень важный момент в его жизни: меняется «социальная ситуация» его психического развития. С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.

Дошкольная группа —  эта генетически ранняя ступень  социальной организации людей, которая затем сменяется школьным классом.

Новый этап развития потребности  в общении, а значит, и самих  взаимоотношений начинается с поступления ребенка в школу. Особый интерес представляют взаимоотношения первоклассников. По сравнению с подготовительной группой детского сада у учеников первого класса много особенностей. Как это ни странно на первый взгляд, но наблюдения показывают, что старшая группа детского сада представляет собой более развитую социально-психологическую единицу, чем первый класс школы. Это можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего, старшая группа детского сада — это группа детей, которые знают друг друга несколько лет, а первоклассникам еще нужно время, чтобы познакомиться. Далее, жизнь в детском саду способствует развитию личных взаимоотношений. В школе возможности для этого ограничены: ученики могут свободно общаться в основном лишь на переменах.

Вообще в школе происходит глубокая перестройка всей структуры  взаимоотношений между детьми. Здесь у ребенка впервые появляется обязательная общественно значимая деятельность — учеба, способствующая формированию системы деловых отношений. Структура этих отношений во многом задается педагогом извне. В детском саду деловые отношения также существуют, но они еще не представляют собой организованной системы.

И личные, и деловые  отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка  в школе. Когда учительница начинает знакомить первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, она тем самым создает базу и для отношений «ответственной зависимости», и для личных отношений между одноклассниками.

В дальнейшем две системы  отношений — деловых и личных — развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно  строится педагогами, воспитателями. Они определяют структуру деловых отношений, намечают, кто какую общественную работу должен выполнять, когда и в какой форме отчитываться. Одним словом, система отношений «ответственной зависимости» между учениками в классе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может довольно быстро измениться по его желанию.

Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура  складывается изнутри, стихийно.

Проявляя свою потребность  в общении, ученики начальных  классов обнаруживают значительные индивидуальные особенности. Как показывает специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и родителей, не занимало большого места в их жизни. У других общение с товарищами уже занимало немалое место в жизни.      

В 5 классе происходит резкий перелом, обостряется желание участвовать  во всем происходящем в классе. Наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Конечно, уже в начальных классах ребенок стремится занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро.  Многие исследователи неоднократно подчеркивали, что в этом возрасте потребность в общении проявляется также и в активном поиске близкого друга.

Общение с близким  товарищем, отмечает Т. В. Драгунова, выделяется для подростка в совершенно особый вид деятельности, которая может быть названа деятельностью общения, чьим предметом является товарищ-сверстник как человек. С одной стороны, эта деятельность существует в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой — реализуется в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ним.

Как свидетельствуют  работы по психологии дружеских отношений, в юношеском возрасте потребность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 2. Основные системы отношений в школьных классах

В первые дни пребывания в школе  дети бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут ответить, с кем они сидели за одной партой. Задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы познакомить ребят друг с другом, помочь запомнить имена и т. д. Этот процесс длится весь первый месяц, а то и больше.

Характерно, что первоклассники поначалу даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществляется через педагога. Если, например, кто-нибудь забыл принести в класс ручку, а на уроке

нужно писать, то он не обращается к  товарищам с просьбой дать ему  лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого-нибудь лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не предлагает ее товарищу сам. Он отдает ручку учительнице, которая и передает ее ученику.

Этот пример, о котором рассказывал  профессор Н. Ф. Добрынин, свидетельствует о том, что первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознает, можно выразить так: «Я и моя учительница».

Постепенно педагог приучает детей  помогать товарищам, учит их вступать в непосредственные контакты. В следующий  раз она уже не берет нужный школьнику предмет, а предлагает ребятам самим поделиться друг с другом.

В начальных классах  дети овладевают и такими сложными формами отношений, как совместное выполнение группой одного задания. В этом случае школьники приобретают опыт распределения обязанностей, учатся действовать с учетом того, что и как делают их товарищи. Сначала действия членов такой группы согласовывает учитель. Потом, когда ученики сами овладевают навыками совместной организационной работы, из них выделяется наиболее ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно у детей вырабатывается умение руководить и подчиняться, привычка уважать других членов коллектива.

В связи с этим коллективные отношения детей усложняются: возникает  группа, выступающая как своеобразное ядро коллектива, — появляется актив. Выделение актива — очень сложный  и противоречивый процесс. Учителю надо постоянно помнить, что далеко не всегда активный ученик выполняет общественные поручения из коллективистских побуждений, из желания действительно принести пользу другим детям. Нередко мотивом бурной деятельности отдельных школьников служит стремление показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников. Когда таким ученикам приходится подчиняться другим членам коллектива, они обижаются, иногда отказываются от работы, упрямятся, капризничают.

Опасно, если в классе выделяется группа, так сказать, «профессиональных руководителей» других учеников. Вот у этих маленьких «профессионалов» и возникают нередко черты себялюбия, тщеславия, презрения к рядовым членам коллектива.

Дети, выдвинутые на различные  должности в классе — старосты, санитара и т.д., первоначально рассматривают это как некую меру поощрения за старательность и хорошую учебу и порой даже не связывают свое общественное поручение с необходимостью что-то делать для коллектива. Однако скоро наступает разочарование.

При отсутствии соответствующей воспитательной работы ответственность перед коллективом не возрастает и у более старших детей. Чтобы

повысить чувство ответственности, общественная работа в коллективе должна оцениваться не столько взрослыми, сколько самими детьми.

Часто классы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособные, становятся совершенно беспомощными, очутившись без руководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, дети настолько меняются, а, казалось бы, уже сформировавшиеся коллективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс становится трудно узнать. Педагоги учитывают эту опасность и специально вырабатывают у учеников умение самостоятельно действовать, самостоятельно решать неожиданные вопросы. Достигается это и всей системой воспитательной работы, и специальными тренировочными заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             3. Положение ученика в системе личных взаимоотношений

Положение человека характеризуется  прежде всего теми общественными  функциями, которые он выполняет. При  этом каждый из нас играет не одну, а несколько ролей, в зависимости от принятой системы отношений. Не всегда легко определить эту роль с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сравнительно просто, то в стихийно возникших системах социальное положение индивида плохо поддается определению.

В школьном классе действуют  две важнейшие системы отношений: деловые и личные. Школьник играет здесь множество ролей: он отличник или троечник, футболист, член редколлегии, филателист и т. д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, вследствие чего положение ученика может быть охарактеризовано по объективным критериям: успеваемость — по оценкам, спортивные успехи — по разрядам, положение филателиста — по качеству коллекции.

Совершенно иначе оценивается  положение человека в системе  личных отношений. И хотя оно всегда так или иначе проявляется при оценке личностных качеств школьника («душа общества», «любимец класса» и т.д.), точностью и стабильностью оно не отличается.

Информация о работе Ученик в системе личных взаимоотношений