Ученик в системе личных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

В условиях преобразования и дальнейшего развития общества возрастает роль и ответственность семьи и школы в осуществлении всестороннего развития личности учащегося.
Отдельные аспекты личных взаимоотношений между школьниками подвергнуты изучению в работах И.В. Страхова. Есть все основания предполагать, что личные взаимоотношения между учениками в классе имеют важное значение в формировании личности ученика и воспитании в классе сплоченного коллектива.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………... 3
Основная часть…………………………………………………………..4-15
1. Потребность в общении…………………………………………….….4-7
2. Основные системы отношений в школьных классах………….……8-10
3. Положение ученика в системе личных взаимоотношений………..11-12
4. Взаимность выборов и удовлетворенность в общении…………….….13
5. Как переживает ученик свои взаимоотношения с другими членами
группы…....................................................................................................14-15
Заключение …………………………………………………..……………..16
Список используемой литературы…………………………………….…

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Очень близко к правильному решению проблемы подошел Л. А. Шнирман в работе «Внутриколлективные отношения как условие развития личности школьника».  Оказывается, речь идет о зависимости поведения индивида от возложенной на него ответственности внутри коллектива. Таким образом, под местом в коллективе автор понимает, попросту говоря, то общественное поручение, которое имеет ученик.

Психологу и педагогу не составит труда выявить детей, наиболее предпочитаемых сверстниками, с одной стороны, и ребят, которые находятся в своеобразной психологической изоляции — с другой. Индивидуально-психологическое изучение этих детей поможет выяснить факторы, обеспечивающие ученику и дошкольнику то или иное место в системе личных взаимоотношений, и наметить такие педагогические мероприятия, которые обеспечили бы каждому ребенку благоприятное место в этой системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             4. Взаимность выборов и удовлетворенность в общении

Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе  личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизируют ему, изъявляют желание с ним общаться, но и от того, насколько эти симпатии и это стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, кто именно предпочел его другим: тот, кого он выбрал бы сам, или, напротив, некто, не вызывающий симпатии. Результаты изучения взаимных выборов, взаимных связей между учениками имеют существенное значение и для педагога, и для психолога. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками, которая может обусловить его эмоциональное самочувствие в классе.

Представим себе школьника, которому симпатизируют некоторые одноклассники, но все они ему более или менее безразличны, а те, к кому он тянется сам, его «не принимают». Это положение, конечно, неприятно для ученика, его потребность в общении остается неудовлетворенной. Возможна и такая ситуация, когда два или три одноклассника взаимно симпатизируют друг другу и больше ни в ком не нуждаются. Эти ребята удовлетворяют свою потребность в общении.

Наблюдения и специальные  исследования показывают, что, если у  ребенка есть хотя бы одна взаимная привязанность, он не очень переживает свое объективно плохое положение в .системе личных взаимоотношений, а затем и вовсе перестает его осознавать.

Таким образом, удовлетворенность  ученика в общении, как и его  место в системе личных взаимоотношений, зависит не только от личности самого школьника, но и от множества других факторов, главный из которых — общественное мнение класса, в котором он учится.

 

5. Как переживает  ученик свои взаимоотношения  с другими членами группы

Положение ребенка в  системе личных взаимоотношений не только зависит от целого ряда факторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности. Ведь качества личности и особенности поведения, обусловливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно, как результат воздействия на личность того статуса, который она приобретает в коллективе. Например, эффективность, почти всегда понижающая положение ребенка в среде сверстников, как показала Л. С. Славина, сама является следствием неудовлетворенности ребенка своим положением.

Чтобы понять психологические  механизмы взаимодействия между  формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об. этом положении, но и представлять внутреннюю позицию ребенка, т. е. знать, как сам ребенок переживает это свое положение, как он к нему относится. Отношение человека к своему положению в группе включает в себя два основных психологических компонента: переживание и осознание. Переживание и осознание теснейшим образом связаны между собой, но это разные психологические характеристики отношения к окружающему. Человек может что-то осознавать, но это оставляет его более или менее спокойным, эмоционально не затрагивает. И, наоборот, у него могут быть переживания, чьих истинных причин он не осознает.

Наблюдения и некоторые  исследования показывают, что школьник аффективно, эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает на различные, иногда и антиобщественные, поступки. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем, прежде всего — проблема изолированного ребенка, ученика, которого в классе никто не выбирает, никто не любит. У такого школьника не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей — потребность в общении, что является причиной формирования целого ряда отрицательных черт личности и особенностей поведения. Особую тревогу вызывает тот факт, что именно дети-одиночки, дети, не понятые в своей группе, часто становятся правонарушителями.

Особенно остро взаимоотношения  с товарищами переживаются в подростковом и юношеском возрасте. Любое нарушение в этой сфере, действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается человеком как трагедия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение

Итак, в основе развития взаимоотношений в группе лежит  потребность в общении, которая  сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает в ней особое положение.

Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе  личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизируют ему, изъявляют желание с ним общаться, но и от того, насколько эти симпатии и это стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, кто именно предпочел его другим: тот, кого он выбрал бы сам, или, напротив, некто, не вызывающий симпатии.

Таким образом, удовлетворенность  ученика в общении зависит не только от личности самого школьника, но и от множества других факторов, главный из которых — общественное мнение класса, в котором он учится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология —СПб.: Издательство «Питер», 2000. —416 с

2. http://flogiston.ru/library/lisina

3. http://studentu.poleznoe.com.ua/?p=553

4.  ru.wikipedia.org›Общение

 




Информация о работе Ученик в системе личных взаимоотношений