Учет индивидуальных психологических особенностей различных субъектов уголовного процесса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 12:46, контрольная работа
Описание работы
Изучение индивидуальных психологических особенностей различных субъектов уголовного процесса непосредственно вытекает из закона и является обязательным. К числу институтов Общей части уголовного закона, выражающих личностный подход в уголовно-правовом регулировании и требующих анализа психологических свойств и состояний личности виновного (и потерпевшего) относятся общие начала назначения наказания и детализирующие их институты обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание (ст.ст.60-63 УК). Они обеспечивают переход правоприменителя от установления факта вины и пределов ответственности за нее к мере ответственности, воплощенной в наказании (заменяющих его мерах).
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………. 3 1. Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности…………………………………………………………………………. 4 2. Характер, его свойства и черты………………………………………………….. 11 3. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессов…………………………………………… 20 Заключение…………………………………………………………………………… 26 Список литературы…………………………………………
Таким образом, мы рассмотрели
основные, наиболее распространенные
типы акцентуированных свойств характера,
которые могут вызывать профессиональный
интерес у юристов. Некоторые из названных
типов характера могут быть смешанными.
Воля в структуре характера
личности. Одним из первых, кто ввел понятие
воли в «науку о душе», был древнегреческий
философ Аристотель, обративший внимание
на то, что благодаря ей человек изменяет
свое поведение. Воля, эмоционально-волевая
устойчивость личности являются составной
частью характера человека. В повседневной
жизни по тому, насколько у субъекта выражены
волевые качества, о нем говорят как о
человеке с «сильным» или, напротив, со
«слабым» характером, хотя очевидно, что
далеко не только воля свидетельствует
о своеобразии характера.
Воля - это сознательная психическая
активность, регулирующая поведение, деятельность
человека и направляющая его на преодоление
каких-либо препятствий на пути к достижению
поставленных щелей при совершении целенаправленных
действий и поступков.
Воля - составной элемент сложных
целенаправленных умышленных актов поведения.
Она является мощной побудительной силой,
входящей в мотивационную сферу поведения
человека, в том числе и противоправного.
В то же время некоторые преступления
совершаются только потому, что субъект
не может мобилизовать свою волю, чтобы
справиться со своими сиюминутными желаниями
и влечениями. Подмечено, что гораздо труднее
преодолеть самого себя, чем какие-либо
препятствия, возникающие на пути к достижению
цели.
Поведение человека становится
волевым благодаря мотиву, который определяет
его направленность и активность. Кроме
того, волевой акт всегда связан с приложением
усилий, принятием решения и его практической
реализацией. Волевым, целеустремленным
действиям обычно сопутствует продуманный
план их осуществления. Данное обстоятельство
весьма характерно проявляется в деятельности
следователя, работающего по одному или
по группе уголовных дел. Поэтому обычно
расследование начинается с планирования.
Наличие воли, волевой регуляции
поведения в структуре целенаправленной
деятельности человека свидетельствует
о его умысле на совершение им тех или
иных действий, а в случае противоправного
их характера - об умышленной вине содеянного.
Однако в юридической литературе
в отличие от психологической можно встретить
выражение «порок воли». В психологии
такое понятие отсутствует. Поэтому, признавая
некоторый условный характер данного
термина, вместе с тем следует отметить,
что он употребляется юристами, когда
говорят о каких-то эмоционально-волевых
личностных нарушениях, о некоторой интеллектуально-волевой
неполноценности регуляции субъектом
своего значимого с правовой точки зрения
и собственных интересов поведения.
Объективно это может иметь
место при заключении сделок и проявляется
в несоответствии воли субъекта его волеизъявлению,
неадекватности самого акта волеизъявления
подлинным интересам данной личности.
Таким образом, понятие «порок
воли» означает неполноценность волевой
регуляции субъектом принимаемых им решений,
своего поведения при отстаивании собственных
интересов (интересов своих близких) во
время заключения гражданско-правовых
сделок.
К объективным критериям, подтверждающим
сниженные способности субъекта к волевой
регуляции своего поведения («порок воли»),
могут быть отнесены любые фактические
данные о поведении субъекта, его высказываниях,
которые устанавливаются в ходе судебного
заседания путем его допроса, а также иных
свидетелей, хорошо знающих данное лицо
и способных охарактеризовать его поведение
в повседневной жизни, то есть в процессе
доказывания по делу.
Воля определяет многие положительные
качества юриста: его исполнительность,
дисциплинированность, самоотверженность,
мужество, смелость.
Изучение характера свидетелей,
потерпевших, особенно обвиняемых (подсудимых)
и т.д. является необходимой предпосылкой
полного, объективного исследования обстоятельств
уголовного дела, разрешения гражданско-правового
спора.
Изучение характера участников
процесса проводится:
1. В целях более глубокого
изучения механизма преступления,
причин его совершения. Так сведения
о характере обвиняемых (подсудимых)
могут быть использованы при оценке
объективной стороны преступления, умысла
виновного, мотивов совершенного преступления.
2. В тактических целях
при проведении следственных (судебных)
действий, особенно допроса. В зависимости
от характера допрашиваемого
применяются различные приемы
допроса: от постановки нейтральных
вопросов до вопросов с предъявлением
доказательств, изобличающих обвиняемого,
свидетеля и других лиц во
лжи.
3. При проведении юристами
воспитательной, предупредительной
работы с гражданами. Выявление
лиц, наделенных крайне отрицательными
чертами характера (особенно по эпилептоидному,
гипертимно-не-устойчивому, паранойяльному
типу), позволяет своевременно наметить
индивидуальный подход к ним, систему
воспитательных мер, особенно в местах
отбывания наказания.
3. Направленность,
мотивационная сфера в структуре
личности субъектов уголовного
и гражданского процессов
Одной из основных социально
обусловленных подструктур личности является
ее направленность.
Направленность - это система
устойчивых побуждений человека, определяющая
его социальную активность, избирательность
отношений к различным явлениям, к той
или иной социально полезной либо, напротив,
антиобщественной деятельности. Изучая
направленность личности, можно заранее
предвидеть, к чему будет стремиться субъект,
чего от него следует ожидать. Зная элементы,
составляющие направленность, легче воздействовать
на поведение человека.
Основными составляющими ее
элементами являются потребности. Они
отражают зависимость человека от окружающих
его условий бытия и служат источником
его активности. Потребность - это испытываемая
человеком нужда в чем-либо необходимом.
Она может проявляться не только в состоянии,
когда человеку не хватает чего-то важного
для его жизнедеятельности, но и в стремлении
избавиться от всего того, что ему мешает.
Такие потребности в отличие от первых
(позитивных) называют негативными.
Переживание человеком своей
зависимости от потребности, ее актуальности
и важности для него формирует потребностное
состояние, которое постепенно переходит
в побуждение.
Осознанные субъектом потребности
принимают форму желаний, которые при
достаточно сильном волевом начале перерастают
в стремления.
Основное свойство любой потребности
- ее предметность. Потребность всегда
конкретна. Она соотносится с теми объективно
существующими предметами реального мира,
с помощью которых может быть удовлетворена.
Другим важным свойством потребности
является ее динамичность, т.е. способность
изменять свою напряженность, угасать
или возникать вновь.
Различают потребности чисто
физиологического характера, материальные,
интеллектуальные (познавательные), духовные
и социальные (общественные) потребности.
Под воздействием внешних факторов,
мировоззрения потребности претерпевают
внутреннюю перестройку, некоторые из
них деформируются от позитивно-нейтрального
до отрицательного качественного состояния.
Составным элементом направленности
личности являются интересы. Интерес -
это сосредоточенность человека на определенном
объекте в силу его личностной значимости,
привлекательности для него. Интерес побуждает
субъекта лучше ознакомиться с объектом,
глубже познать его, включить тот или иной
предмет в сферу своих отношений с окружающей
действительностью. Интерес порождает
любознательность, стимулирует внимание,
позволяет сосредоточить мысли на определенном
объекте. Благодаря проявленному интересу
к предмету последний приобретает эмоциональную
привлекательность.
В деятельности юриста большое
значение имеют профессиональные интересы,
которые побуждают его овладевать необходимыми
знаниями, приобретать опыт, успешно применять
их на практике. Особое место среди профессиональных
интересов следователя, судьи, прокурора,
адвоката занимают познавательные интересы,
столь необходимые для качественного
расследования (рассмотрения) уголовных
дел, разрешения гражданско-правовых споров.
Познавательные интересы являются одним
из факторов профессиональной активности
юриста, постоянных поисков им истины
в работе.
Основополагающим, связующим
звеном в общей структуре направленности
личности является мировоззрение. Мировоззрение
представляет собой систему взглядов,
убеждений человека, определяющих его
моральный, идейно-нравственный облик.
В структуру мировоззренческой основы
личности входят ее философские, социально-экономические,
нравственные, правовые, эстетические
и другие взгляды. Зная мировоззренческую
основу личности, легче предвидеть, как
поступит человек в той или иной ситуации.
Исключительно важное значение
в современных условиях построения правового
государства приобретает задача формирования
у будущих юристов правосознания, высоконравственной
гуманистической ориентации, идейной
убежденности, политической зрелости,
социальной активности - именно тех качеств,
которые должны составлять основу мировоззрения
юриста.
Неосознаваемые побуждения
в структуре направленности личности.
В психике человека, в структуре направленности
его личности наряду с процессами и явлениями
осознаваемыми, сознательно регулируемыми
имеют место и неосознаваемые (полностью
или частично) психические процессы, различным
образом влияющие на его перцептивную,
мыслительную деятельность, на проявление
эмоций. В научной литературе эти явления
психики относят к неосознаваемой, бессознательной
психической деятельности, о которой в
свое время писал известный австрийский
психолог, создатель психоанализа 3. Фрейд.
К одним из таких бессознательных явлений
следует отнести психологическую установку
личности.
Психологическая установка
является целостным динамическим состоянием
субъекта, состоянием его готовности к
определенной активности, которое обусловливается
двумя факторами: потребностью субъекта
и соответствующей объективной ситуацией.
Одним из необходимых условий
формирования установки является предшествующая
ее появлению деятельность субъекта, нашедшая
отражение в его прошлом опыте. Условиями
возникновения и проявления установки
также являются: появившаяся у человека
потребность; восприятие им объектов,
с помощью которых может быть удовлетворена
эта потребность; наличие среды (ситуации),
благоприятной для удовлетворения возникшей
потребности. Причем сама потребность,
а также объект (предмет), с помощью которого
она может быть удовлетворена, иногда
полностью и не осознаются им в данный
момент.
Другим недостаточно осознаваемым
побуждением в структуре направленности
личности, ее мотивационной сферы являются
влечения, которые представляют собой
не всегда отчетливо осознаваемые потребности,
некие ожидания, сопровождаемые эмоциональными
переживаниями различной силы и направленности.
Если субъект утрачивает способность
управлять своими влечениями, оказывается
в их власти, они могут стать одной из предпосылок
его конфликтных отношений с обществом,
первопричиной совершения им некоторых
умышленных так называемых ситуативных,
а также неосторожных правонарушений.
Любой поступок может быть объективно
и правильно оценен лишь тогда, когда будут
полностью установлены и поняты его мотивы.
Только зная мотивы принятия решений человеком,
можно всесторонне оценивать его действия
и поступки, его личность в целом. Вот почему
в законе в числе обстоятельств, подлежащих
обязательному установлению по каждому
уголовному делу, указаны мотивы преступления.
Придавая важное значение установлению
мотивов преступления, законодатель дополнительно
ввел в целый ряд статей УК РФ в качестве
специальных квалифицирующих обстоятельств
различные мотивы (побуждения), которые
должны быть непременно доказаны по делу
при наличии к тому необходимых оснований.
Кроме того, некоторые побуждения
могут учитываться судом либо в качестве
обстоятельств, смягчающих наказание
виновному за содеяное, либо отягчающих
его вину.
Мотив - это побуждение, направленное
на удовлетворение значимой для субъекта
потребности. Мотив является внутренним
побуждением человека к тому или иному
поступку, способному удовлетворить личностно
значимые для него потребности, интересы.
Мотив обусловливает формирование намерений
человека принять решение совершить какие-либо
действия (либо, напротив, воздержаться
от них) во имя достижения поставленной
цели. Поэтому мотивы в качестве побудительных
сил лежат в основе различных, в том числе
и преступных, действий человека, объясняющих
их совершение. Поэтому некоторые авторы
определяют мотив «как объяснение причин
действия».
Основной побудительной мотивообразующей
силой человека являются потребности
(материальные, духовные и т.п.). В качестве
побудительной силы также могут быть интересы,
взгляды, убеждения, желания, влечения,
привычки, переживаемые чувства, эмоции,
психические состояния и установки. Большое
влияние на мотивацию оказывают характерологические
особенности личности виновного. Мощной
побудительной силой, лежащей в основе
мотивации, являются мировоззрение личности
ее ценностные ориентации, правосознание.
Человеческая деятельность,
как правило, полимотивированна, т.е. определяется
не одним, а несколькими мотивами, находящимися
в определенной иерархии и зависимости
между собой. Некоторые из них занимают
доминирующее положение, выполняя смыслообразующую
функцию, другие являются всего лишь мотивами-стимулами.
Эта многомерная, строго иерархизированная
система мотивов, находящихся в тесной
связи с психическими свойствами и состоянием
личности, образует ее мотивационную сферу,
или мотивацию, как высшую психическую,
социально детерминированную функцию.
Мотивационная сфера (мотивация) личности
находится в постоянном развитии под воздействием
внешней среды, сознания человека.
Процесс возникновения и формирования
мотивов поведения человека, его мотивационной
сферы тесно связан с развитием и удовлетворением
им своих потребностей, с формированием
в целом его личности. С одной стороны,
нельзя не заметить изменений характера
и направленности мотивов личности в ее
развитии, а с другой - мы отчетливо видим
изменения в структуре личности, в ее мотивационной
сфере, происходящие под влиянием различных
жизненных ситуаций. Следовательно, личность
с ее мотивационной сферой представлена
как бы в двух плоскостях: на протяжении
длительного периода ее развития и в постоянно
окружающем ее социальном пространстве.
В подобном пространственно-временном
развитии находятся и мотивы, мотивация
человеческой деятельности, в том числе
и те, которые толкают субъекта на противоправный
путь поведения.