Учет индивидуальных психологических особенностей различных субъектов уголовного процесса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 12:46, контрольная работа
Описание работы
Изучение индивидуальных психологических особенностей различных субъектов уголовного процесса непосредственно вытекает из закона и является обязательным. К числу институтов Общей части уголовного закона, выражающих личностный подход в уголовно-правовом регулировании и требующих анализа психологических свойств и состояний личности виновного (и потерпевшего) относятся общие начала назначения наказания и детализирующие их институты обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание (ст.ст.60-63 УК). Они обеспечивают переход правоприменителя от установления факта вины и пределов ответственности за нее к мере ответственности, воплощенной в наказании (заменяющих его мерах).
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………. 3 1. Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности…………………………………………………………………………. 4 2. Характер, его свойства и черты………………………………………………….. 11 3. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессов…………………………………………… 20 Заключение…………………………………………………………………………… 26 Список литературы…………………………………………
Помимо того, что термин «мотивация»
употребляется как синоним понятия мотивационной
сферы, он также может означать и собственно
процесс формирования мотива, приведения
его в действие, процесс непрерывного
взаимного влияния субъекта действия
и ситуации, в результате чего формируется
то или иное поведение человека.
Таким образом, мотивация - это
своего рода повторяющийся процесс выбора
и принятия решений человеком на основе
оценки им различных поведенческих альтернатив,
в основе которых лежат разные мотивы,
различные побуждения. И с этой точки зрения
понятие мотивации, безусловно, шире понятия
мотива.
Говоря о процессе мотивации,
следует подчеркнуть, что он может протекать
как на сознательном, так и подсознательном
уровне, т.е. не осознаваться субъектом
действия в момент его совершения. Это
особенно важно иметь в виду, когда приходится
исследовать субъективную сторону совершенного
преступления и решать вопрос о форме
вины.
В психологии представителями
разных научных школ и направлений создано
около десятка различных теорий, в которых
в основу процесса мотивации положены
разнообразные факторы, начиная от врожденных
инстинктов, органических потребностей
и кончая исключительно сознанием, разумом,
волей человека. Поскольку жизнь современного
человека настолько сложна, а его поступки
бывают столь противоречивы, оказывается,
что каждая из этих теорий в отдельности
далеко не всегда позволяет объяснить
все многообразие различных феноменов
мотивации. И только взаимная интеграция
этих теорий с глубоким анализом накопленного
материала и выделением всего положительного,
что в нем имеется применительно к каждому
конкретному случаю, может объяснить причины
поведения человека.
Для юристов с профессиональной
точки зрения одним из интересных подходов
к проблеме мотивации является когнитивный
подход, в котором особое значение придается
сознанию, знаниям человека. В данном подходе
особенно часто используются понятия
когнитивного диссонанса, мотивации достижения
успеха либо мотивации боязни, избегания
неуспеха, а также уровня притязаний. Все
эти составляющие процесс мотивации категории
тесно связаны между собой, особенно в
ходе принятия решений человеком. Изучив
их, можно прогнозировать его поведение,
что бывает особенно важно, например при
отборе в правоохранительные органы.
Таким образом, изучение мотивов
поведения людей, процессов мотивации
деятельности имеет исключительно важное
значение. С одной стороны, установление
мотивов, которыми руководствовался виновный,
помогает правильно квалифицировать его
действия, устанавливать причины и условия,
способствовавшие совершению преступления,
объективно оценивать полученные при
расследовании доказательства, определять
виновному то или иное, даже более мягкое
наказание, чем оно предусмотрено в Уголовном
кодексе (см. ч. 1 ст. 64 УК РФ). С другой стороны,
процессы мотивации играют исключительно
важную роль в профессиональной деятельности
юристов, оказывают существенное влияние
на результативность их труда.
Заключение.
С учетом изложенного, в содержание
принципа равенства перед уголовным законом
входит не только право-на применение
к лицу единого и равного для всех основания
уголовной ответственности, но и при решении
вопроса о мере ответственности (виде
и размере наказания) - на учет индивидуальных
особенностей деятеля (его целей, мотивов,
состояний и т.д.)-
К сожалению, в методической
литературе для следователей и судей психологические
аспекты индивидуализации ответственности
практически игнорируются. Говорится
о значимости для индивидуализации уголовной
ответственности совокупности социальных,
социально-демографических, криминологических,
уголовно-правовых признаков личности,
а о том, что личность характеризуется
прежде всего психологическими свойствами
и состояниями обычно не упоминается.
Психологические особенности
личности могут быть по-разному связаны
с совершенным преступлением. Одни из
них могут играть ведущую роль в выборе
преступного способа удовлетворения потребностей
или разрешения конфликта (эгоистическая,
корыстная направленность личности, неуважение
человеческому достоинству, сексуальная
распущенность, агрессивность и пр.).
Другие психологические особенности
чаще только способствуют совершению
преступления при наличии внешней неблагоприятной
ситуации (слабоволие, подчиняемость,
легкомыслие, низкий уровень интеллектуального
развития, болезненное самолюбие, эмоциональная
возбудимость, трусость и пр.).
Наконец, многие психологические
особенности обвиняемого остаются нейтральными
по отношению к факту преступления (например,
увлечения, интересы лица, совершившего
преступление в состоянии аффекта или
неосторожное преступление и пр.).
Подлинно личностный подход
с позиций справедливости в идеале требует
изучения достаточно большого объема
свойств обвиняемого по большинству уголовных
дел и включает в себя исследование его
внутреннего мира: потребностей, побуждений,
лежащих в основе поступков (мотивов поведения),
общей структуры и отдельных черт характера,
эмоционально-волевой сферы, способностей,
индивидуальных особенностей интеллектуальной
деятельности (восприятия, мышления, памяти
и других познавательных процессов). Разумеется,
в рамках уголовного процесса могут и
должны изучаться не все психологические
особенности обвиняемого, но только имеющие
значение для уголовного дела. В большинстве
случаев бывает необходимо и достаточно
исследовать те свойства личности обвиняемого,
которые:
указывают на закономерность
или случайность принятия и реализации
решения о преступлении;
влияют на способность управлять
поведением в конкретной ситуации;
значимы для прогноза опасности
рецидива и определения программы коррекционного
воздействия.
Очевидно, что исследование
этих особенностей требует обязательного
применения специальных психологических
знаний, усиления роли психолога в непосредственном
изучении личности. Эта перспектива может
показаться малореальной в нынешних условиях.
Однако представляется, что существуют
определенные предпосылки для ее решения
в ближайшем будущем.
Список использованной
литературы
1. Романов В.В. Юридическая
психология: Учебник. -- М.: Юристъ, 2009.
2. Чуфаровский Ю.В. Юридическая
психология. Учебное пособие. - М.: Право
и Закон, 2009
3. Немов PC. Психология. Учебник
в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии 2-е
изд М , 2011.
4. Павлов И.П. Полн. собр. соч.
М., Л , 2009. Т. III, кн. 2.
5. Небылицын В.Д. Психофизиологические
исследования индивидуальных различий.
М , 2009
6. Стреляу Я. Роль темперамента
в психическом развитии. М 2010
7. Гуревич КМ. Профессиональная
пригодность и свойства нервной системы.
М., 2010.
8. Найденов В.В. Советский
следователь. М, 2010.
9. Русалов В.М. Биологические
основы индивидуально-психологических
различий М, 2009.
10. Лейкина Н.С. Личность
преступника и уголовная ответственность.
М., 2009.
11. Леонгард К. Акцентуированные
личности. Киев, 2009
12. Березин Ф.Б., Мирошников
М.Л., Соколова Е.Д. Методика многостороннего
исследования личности (Структура,
основные интерпретации, некоторые
области применения). М., 2010.