Учет индивидуальных психологических особенностей различных субъектов уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Изучение индивидуальных психологических особенностей различных субъектов уголовного процесса непосредственно вытекает из закона и является обязательным.
К числу институтов Общей части уголовного закона, выражающих личностный подход в уголовно-правовом регулировании и требующих анализа психологических свойств и состояний личности виновного (и потерпевшего) относятся общие начала назначения наказания и детализирующие их институты обстоятельств, смягчающих и отягчающих на­казание (ст.ст.60-63 УК). Они обеспечивают переход правоприменителя от установления факта вины и пределов ответственности за нее к мере ответственности, воплощенной в наказании (заменяющих его мерах).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………. 3
1. Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности…………………………………………………………………………. 4
2. Характер, его свойства и черты………………………………………………….. 11
3. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессов…………………………………………… 20
Заключение…………………………………………………………………………… 26
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Юридическая психология.docx

— 60.51 Кб (Скачать файл)

Помимо того, что термин «мотивация» употребляется как синоним понятия мотивационной сферы, он также может означать и собственно процесс формирования мотива, приведения его в действие, процесс непрерывного взаимного влияния субъекта действия и ситуации, в результате чего формируется то или иное поведение человека.

Таким образом, мотивация - это своего рода повторяющийся процесс выбора и принятия решений человеком на основе оценки им различных поведенческих альтернатив, в основе которых лежат разные мотивы, различные побуждения. И с этой точки зрения понятие мотивации, безусловно, шире понятия мотива.

Говоря о процессе мотивации, следует подчеркнуть, что он может протекать как на сознательном, так и подсознательном уровне, т.е. не осознаваться субъектом действия в момент его совершения. Это особенно важно иметь в виду, когда приходится исследовать субъективную сторону совершенного преступления и решать вопрос о форме вины.

В психологии представителями разных научных школ и направлений создано около десятка различных теорий, в которых в основу процесса мотивации положены разнообразные факторы, начиная от врожденных инстинктов, органических потребностей и кончая исключительно сознанием, разумом, волей человека. Поскольку жизнь современного человека настолько сложна, а его поступки бывают столь противоречивы, оказывается, что каждая из этих теорий в отдельности далеко не всегда позволяет объяснить все многообразие различных феноменов мотивации. И только взаимная интеграция этих теорий с глубоким анализом накопленного материала и выделением всего положительного, что в нем имеется применительно к каждому конкретному случаю, может объяснить причины поведения человека.

Для юристов с профессиональной точки зрения одним из интересных подходов к проблеме мотивации является когнитивный подход, в котором особое значение придается сознанию, знаниям человека. В данном подходе особенно часто используются понятия когнитивного диссонанса, мотивации достижения успеха либо мотивации боязни, избегания неуспеха, а также уровня притязаний. Все эти составляющие процесс мотивации категории тесно связаны между собой, особенно в ходе принятия решений человеком. Изучив их, можно прогнозировать его поведение, что бывает особенно важно, например при отборе в правоохранительные органы.

Таким образом, изучение мотивов поведения людей, процессов мотивации деятельности имеет исключительно важное значение. С одной стороны, установление мотивов, которыми руководствовался виновный, помогает правильно квалифицировать его действия, устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению преступления, объективно оценивать полученные при расследовании доказательства, определять виновному то или иное, даже более мягкое наказание, чем оно предусмотрено в Уголовном кодексе (см. ч. 1 ст. 64 УК РФ). С другой стороны, процессы мотивации играют исключительно важную роль в профессиональной деятельности юристов, оказывают существенное влияние на результативность их труда.

 

 

Заключение.

С учетом изложенного, в содержание принципа равенства перед уголовным законом входит не только право-на применение к лицу единого и равного для всех основания уголовной ответственности, но и при решении вопроса о мере ответственности (виде и размере наказания) - на учет индивидуальных особенностей деятеля (его целей, мотивов, состояний и т.д.)-

К сожалению, в методической литературе для следователей и судей психологические аспекты индивидуализации ответственности практи­чески игнорируются. Говорится о значимости для индивидуализации уголовной ответственности совокупности социальных, социально-демографических, криминологических, уголовно-правовых признаков личности, а о том, что личность характеризуется прежде всего психологическими свойствами и состояниями обычно не упоминается.

Психологические особенности личности могут быть по-разному связаны с совершенным преступлением. Одни из них могут играть ведущую роль в выборе преступного способа удовлетворения по­требностей или разрешения конфликта (эгоистическая, корыстная направленность личности, неуважение человеческому достоинству, сексуальная распущенность, агрессивность и пр.).

Другие психологические особенности чаще только способствуют со­вершению преступления при наличии внешней неблагоприятной ситуа­ции (слабоволие, подчиняемость, легкомыслие, низкий уровень интел­лектуального развития, болезненное самолюбие, эмоциональная возбу­димость, трусость и пр.).

Наконец, многие психологические особенности обвиняемого оста­ются нейтральными по отношению к факту преступления (например, увлечения, интересы лица, совершившего преступление в состоянии аффекта или неосторожное преступление и пр.).

Подлинно личностный подход с позиций справедливости в идеале требует изучения достаточно большого объема свойств обвиняемого по большинству уголовных дел и включает в себя исследование его внут­реннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особен­ностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Разумеется, в рамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологические особенно­сти обвиняемого, но только имеющие значение для уголовного дела. В большинстве случаев бывает необходимо и достаточно исследовать те свойства личности обвиняемого, которые:

указывают на закономерность или случайность принятия и реализации решения о преступлении;

влияют на способность управлять поведением в конкретной ситуации;

значимы для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционного воздействия.

Очевидно, что исследование этих особенностей требует обязательного применения специальных психологических знаний, усиле­ния роли психолога в непосредственном изучении личности. Эта перспектива может показаться малореальной в нынешних условиях. Однако представляется, что существуют определенные предпосылки для ее решения в ближайшем будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Романов В.В. Юридическая  психология: Учебник. -- М.: Юристъ, 2009.

2. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Право и Закон, 2009

3. Немов PC. Психология. Учебник в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии 2-е изд М , 2011.

4. Павлов И.П. Полн. собр. соч. М., Л , 2009. Т. III, кн. 2.

5. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М , 2009

6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М 2010

7. Гуревич КМ. Профессиональная пригодность и свойства нервной системы. М., 2010.

8. Найденов В.В. Советский следователь. М, 2010.

9. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий М, 2009.

10. Лейкина Н.С. Личность  преступника и уголовная ответственность. М., 2009.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 2009

12. Березин Ф.Б., Мирошников  М.Л., Соколова Е.Д. Методика многостороннего  исследования личности (Структура, основные интерпретации, некоторые области применения). М., 2010.

 

 


Информация о работе Учет индивидуальных психологических особенностей различных субъектов уголовного процесса