Учет особенностей темпирамента младшего школьника в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
рассмотреть общую характеристику четырех темпераментов;
выявить возрастные особенности темперамента;
проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно – воспитательной работе.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Темперамент как психологическая категория. 5
1. Общее представление о темпераменте. 5
1.1 Типы темпераментов. 5
1.1.1 Холерик. 6
1.1.2 Сангвиник. 7
1.1.3 Флегматик. 9
1.1.4 Меланхолик. 10
1.2 Какой темперамент лучше? 11
2. Концепции и теории темперамента. 12
2.1 Ранние теории темперамента. 12
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента. 14
2.3 Теория И.П.Павлова. 15
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину. 20
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова. 24
Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника. 31
1. Возрастные изменения темперамента. 31
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников. 36
2.1 Сангвиник 36
2.2 Холерик 37
2.3 Флегматик 38
2.4 Меланхолик 39
3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе. 40
3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками. 40
3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками. 41
3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками. 43
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами. 45
4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников. 47
Список использованной литературы. 52

Файлы: 1 файл

Tемперам младших школь.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)
  1. Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  2. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.
  3. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи М., 1988.
  4. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  5. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста - М., 1988.
  6. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.
  7. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.
  8. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  9. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.
  10. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.
  11. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.
  12. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.
  14. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  15. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.
  16. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.
  17. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5.
  18. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  19. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  20. Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя. М.: «Просвещение», 1970.

1 Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5. С. 38-47.

2 Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии» - М., 1982. С. 163.

3 Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.343-351.

4 Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

5 Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.

6 Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.179-193.

7 Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1, С. 19-32.

8 Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

9 Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии» - М., 1982.


Информация о работе Учет особенностей темпирамента младшего школьника в процессе обучения