Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:01, контрольная работа
У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-гр. ὀλίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом»Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин
Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
5. Деменция. Отличия олигофрении от деменции
Деме́нция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости (олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, наиболее часто — в старости (сенильная деменция; от лат. senilis — старческий, стариковский). В народе сенильная деменция носит название старческий мара́зм. По данным ВОЗ во всём мире насчитывается около 35,6 миллиона людей с деменцией. Ожидается, что это число удвоится к 2030 году до 65,7 миллиона и более чем утроится к 2050 году до 115,4 миллиона
По локализации выделяют:
Степени тяжести деменции
Классический и наиболее часто встречающийся вариант — атеросклероз сосудов головного мозга. На разных стадиях развития заболевания симптоматика различается.
Начальная стадия. Преобладают неврозоподобные расстройства (слабость, вялость, утомляемость, раздражительность), головные боли, нарушения сна. Появляется рассеянность, дефекты внимания. Появляются аффективные нарушения в виде депрессивных переживаний, недержание аффекта, «слабодушие», эмоциональная лабильность. Заострение черт личности.
На следующих этапах более отчётливыми становятся нарушения памяти (на текущие события, имена, даты), которые могут приобрести более грубые формы: прогрессирующая и фиксационная амнезии, парамнезии, нарушения в ориентировке (синдром Корсакова). Мышление теряет гибкость, становится ригидным, снижается мотивационный компонент мышления.
Таким образом, формируется частичная атеросклеротическая деменция по дисмнестическому типу, то есть с преобладанием расстройств памяти.
Относительно редко при
Это первичная дегенеративная деменция, сопровождающаяся неуклонным прогрессированием нарушения памяти, интеллектуальной деятельности и др. высших корковых функций и приводящая к тотальному слабоумию. Начинается после 65 лет. Стадии:
Встречается реже болезни Альцгеймера, и среди заболевших больше женщин, чем мужчин. Патологический субстрат — изолированная атрофия коры в лобных, реже в лобно-височных отделах мозга. Основные характеристики:
6. Понятие о ЗПР как
одном из видов нарушений
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
У дошкольников с задержкой психического развития неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты [2; 4].
Общение со сверстниками у детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии носит эпизодический характер. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают их в свои игры. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребёнок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер [1]. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается редко.
На занятиях дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом.
Можно говорить о значительном отставании в формировании навыков общения в процессе беседы у дошкольников со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии. Это отставание обусловлено как недоразвитием всех психических процессов, так и динамическими нарушениями всех видов речевой деятельности, выражающимися в неумении полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор [3].
Дети с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают [4]. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.
7. Причины ЗПР
Причины возникновения
Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.
Причины ЗПР выделяют следующие:
8. Классификайия детей с ЗПР.
Остановимся на классификации детей с
задержкой психического развития. Нашими
клиницистами выделяется среди них (классификация
К.С.Лебединской) четыре группы.
Первая группа — задержка психического
развития конституционального происхождения.
Это гармонический психический и психофизический
инфантилизм. Такие дети отличаются уже
внешне. Они более субтильны, часто рост
у них меньше среднего и личико сохраняет
черты более раннего возраста, даже когда
они уже становятся школьниками. У этих
детей особенно сильно выражено отставание
в развитии эмоциональной сферы. Они находятся
как бы на более ранней стадии развития
по сравнению с хронологическим возрастом.
У них наблюдается большая выраженность
эмоциональных проявлений, яркость эмоций
и вместе с тем их неустойчивость и лабильность,
для них очень характерны легкие переходы
от смеха к слезам и наоборот. У детей этой
группы очень выражены игровые интересы,
которые преобладают даже в школьном возрасте.
Гармонический инфантилизм — это равномерное
проявление инфантилизма во всех сферах.
Эмоции отстают в развитии, задержано
и речевое развитие, и развитие интеллектуальной
и волевой сферы. В некоторых случаях может
быть не выражено отставание физическое
— наблюдается только психическое, а иногда
имеется и психофизическое отставание
в целом. Все эти формы объединяются в
одну группу. Психофизический инфантилизм
иногда имеет наследственную природу.
В некоторых семьях отмечается, что и родители
в детстве имели соответствующие черты.
Вторая группа — задержка психического
развития соматогенного происхождения,
которая связана с длительными тяжелыми
соматическими заболеваниями в раннем
возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические
заболевания (бронхиальная астма, например),
заболевания пищеварительной системы.
Длительная диспепсия на протяжении первого
года жизни неизбежно приводит к отставанию
в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность,
хроническое воспаление легких, заболевания
почек часто встречаются в анамнезе детей
с задержкой психического развития соматогенного
происхождения.
Ясно, что плохое соматическое состояние
не может не отразиться и на развитии центральной
нервной системы, задерживает ее созревание.
Такие дети месяцами находятся в больницах,
что, естественно, создает условия сенсорной
депривации и тоже не способствует их
развитию.
Третья группа — задержка психического
развития психогенного происхождения.
Надо сказать, что такие случаи фиксируются
довольно редко, так же как и задержка
психического развития соматогенного
происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные
условия соматические или микросоциальные,
чтобы возникла задержка психического
развития этих двух форм. Значительно
чаще мы наблюдаем сочетание органической
недостаточности центральной нервной
системы с соматической ос-лабленностью
или с влиянием неблагоприятных условий
семейного воспитания.
Задержка психического развития психогенного
происхождения связана с неблагоприятными
условиями воспитания, вызывающими нарушение
формирования личности ребенка. Эти условия
— безнадзорность, часто сочетающаяся
с жестокостью со стороны родителей, либо
гиперопека, что тоже является крайне
неблагоприятной ситуацией воспитания
в раннем детстве. Безнадзорность приводит
к психической неустойчивости, импульсивности,
взрывчатости и, конечно, безынициативности,
к отставанию в интеллектуальном развитии.
Гиперопека ведет к формированию иска-
женной, ослабленной личности, у таких
детей обычно проявляется эгоцентризм,
отсутствие самостоятельности в деятельности,
недостаточная целенаправленность, неспособность
к волевому усилию, эгоизм.
При отсутствии органической или выраженной
функциональной недостаточности центральной
нервной системы отставание в развитии
детей, относящихся к перечисленным трем
формам, во многих случаях может быть преодолено
в условиях обычной школы (особенно если
педагог осуществляет индивидуальный
подход к таким детям и оказывает им дифференцированную
помощь в соответствии с их особенностями
и потребностями).
Последняя, четвертая, группа — самая
многочисленная — это задержка психического
развития церебрально-органического генеза.
Причины — различные патологические ситуации
беременности и родов: родовые травмы,
асфиксии, инфекции во время беременности,
интоксикации, а также травмы и заболевания
центральной нервной системы в первые
месяцы и годы жизни. Особенно опасен период
до 2 лет.
Травмы и заболевания центральной нервной
системы могут привести к тому, что называется
органическим инфантилизмом, в отличие
от гармонического и психофизического
инфантилизма, причины которого не всегда
ясны.
Таким образом, органический инфантилизм
— это инфантилизм, связанный с органическим
повреждением центральной нервной системы,
головного мозга. (Надо сказать, что внутри
каждой из перечисленных групп детей с
задержкой психического развития имеются
варианты, различные как по степени выраженности,
так и по особенностям индивидуальных
проявлений психической деятельности.)
В дальнейшем изложении речь пойдет преимущественно
об этой форме задержки психического развития,
поскольку дети с органической или функциональной
недостаточностью мозга нуждаются в особых
условиях воспитания и обучения, и именно
они составляют основной контингент специальных
детских садов (групп), школ и классов для
детей с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическая характеристика основных групп детей с ЗПР.
Вследствие этих нарушений
у детей в продолжение довольно
длительного периода
Для детей этой группы характерна
значительная неоднородность нарушенных
и сохранных звеньев
У детей с задержкой
психического развития наблюдается
низкий (по сравнению с нормально
развивающимися сверстниками) уровень
развития восприятия. Это проявляется
в необходимости более
На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
У детей этой группы недостаточно
сформированы и пространственные представления:
ориентировка в направлениях пространства
в продолжение довольно длительного
периода осуществляется на уровне практических
действий; часто возникают трудности
при пространственном анализе и
синтезе ситуации. Поскольку развитие
пространственных представлений тесно
связано со становлением конструктивного
мышления, то и формирование представлений
данного вида у детей с ЗПР
также имеет свои особенности. Например,
при складывании сложных
Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет (петух, медведь, собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения.