Умственная отсталость. Понятие умственной отсталости в отечественной и зарубежной науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-гр. ὀλίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом»Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин
Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Файлы: 1 файл

семинар2.docx

— 52.77 Кб (Скачать файл)

В качестве наиболее характерных  для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.

Снижение способности  распределять и концентрировать  внимание особенно проявляется в  условиях, когда выполнение задания  осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание.

Недостатки организации  внимания обуславливаются слабым развитием  интеллектуальной активности детей, несовершенством  навыков и умений самоконтроля, недостаточным  развитием чувства ответственности  и интереса к учению. У детей  с ЗПР отмечается неравномерность  и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий  в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование  сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий  работы ведёт к значительному  замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается  мало.

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у  детей данной категории имеют  индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность  обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются  по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода  деятельности, то есть этим детям необходим  дополнительный период времени для  включения в деятельность; у третьей  группы детей отмечаются периодические  колебания внимания и неравномерная  работоспособность на протяжении всего  выполнения задания.

Ещё одним характерным  признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим. Среди нарушений кратковременной памяти — повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга); быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

Выраженное отставание и  своеобразие обнаруживается и в  развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут  успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как  цвет и форма, однако с большим  трудом выделяют в качестве общих  признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировани одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически  не задают вопросов о предметах и  явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной  речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств  окружающих предметов. Обычно они несколько  расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется  по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого  взрослым.

У детей данной категории  нарушен и необходимый поэтапный  контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого  проверить выполненную работу. Эти  дети очень редко могут адекватно  оценить свою работу и правильно  мотивировать свою оценку, которая  часто завышена.

Ещё у детей с задержкой  психического развития снижена потребность  в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах  деятельности, агрессивность поведения  и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к  взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания  своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц  и вещей, ярко выраженные трудности  в различении важнейших черт межличностных  отношений. Всё это свидетельствует  о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Одним из диагностических  признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

Отдельно остановимся  на особенностях речи детей с ЗПР. Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставание в  становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность  динамической организации речи. У  этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции  действий. Наблюдается отставание в  развитии контекстной речи; существенно  запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный  запас. При использовании даже имеющихся  в словаре слов дети часто допускают  ошибки, связанные с неточным, а  иногда и неправильным пониманием их смысла. Одним словом дети часто  обозначают не только сходные, но и  относящиеся к разным смысловым  группам понятия. Недостаточность  словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей  об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь  определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.

Ряд нарушений наблюдается  и в процессе формирования чувства  языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже  и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться  «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной  грамматической категории может  быть использован один и тот же образовательный аффикс (“мост —  мостик“ “гроза — грозик“ “соль — солик“).

Как известно, готовность ребёнка  к школьному обучению определяется не только уровнем развития спонтанной речи, но и умением опознавать речевой  материал и подчинять его определённой цели, то есть оперировать речью. Дети с задержкой психического развития дошкольного возраста отстают в  формировании способности осознавать речевую действительность как нечто  отличное от предметного мира.

 
9. Особенности развития познавательных  процессов у детей с ЗПР


Информация о работе Умственная отсталость. Понятие умственной отсталости в отечественной и зарубежной науке