Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:14, лекция
В настоящее время из 35 млн. детей Российской Федерации более 2 %, т.е. около 800 тыс., относятся к категории детей с умственной отсталостью.
Проблема:
В категории 10-14 лет умственной отсталостью страдают около 5 % детей и подростков.
Проблема:
3% рождающихся детей не достигают уровня развития 12-летнего ребенка;
0,4% - остаются на уровне лиц, нуждающихся в социальной опеке.
Проблема:
Умственная отсталость
Лекция 6
Проблема:
В настоящее время из 35 млн. детей Российской Федерации более 2 %, т.е. около 800 тыс., относятся к категории детей с умственной отсталостью.
Проблема:
В категории 10-14 лет умственной отсталостью страдают около 5 % детей и подростков.
Проблема:
3% рождающихся детей не
0,4% - остаются на уровне лиц, нуждающихся в социальной опеке.
Проблема:
Соотношение полов (муж. : жен.):
Проблема:
Умственная отсталость –
врожденное или приобретенное недоразвитие когнитивных функций, количественные и качественные характеристики которого могут очень различаться.
Умственная отсталость
Наиболее распространенная
Критерии олигофрении:
Критерии олигофрении:
Причины умственной отсталости
Биологические факторы умственной отсталости
Биологические факторы умственной отсталости
Биологические факторы умственной отсталости
Биологические факторы умственной отсталости
Наследственные факторы умственной отсталости
Среди хромосомно-
Ее распространенность
Синдром Ландау-Дауна
Характерны: короткий череп, косой разрез глаз, тонкие редкие волосы, маленький приплюснутый нос, чрезмерно большой язык, часто изборожденный трещинами и едва умещающийся в полости рта.
Пальцы короткие (культеобразные),
конечная фаланга мизинца
Слизистые очень восприимчивы к инфекциям, связочный аппарат слабый, поэтому пациенты склонны к разного рода переломам.
Их суставы часто чрезмерно подвижны.
Нередко имеют место также
болезненные изменения со
Синдром Ландау-Дауна
Дети и подростки с синдромом Дауна значительно отстают как в физическом, так и в психическом развитии.
У них выявляется
Психическое состояние
Они удивительно способны к
подражанию, интуитивно воспринимают
наиболее характерные жесты и
воспроизводят их, несмотря на
то, что не в состоянии
В семье, в медицинском учреждении
или в интернате дети с
Формы умственной отсталости, обусловленные трисомиями по аутосомам
В обоих случаях умственная отсталость сочетается с множественными аномалиями развития – дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Синдром Кляйнфельтера (XXY)
Характерны:
евнухоидный вид, высокий рост,
женоподобная грудь, нарушение полового
развития и интеллектуальная
недостаточность разной
Бывает, что мальчики с синдромом
Кляйнфельтера имеют
Часто этим детям и подросткам
приписывали склонность к
Синдром Тернера (ХО)
Эта патология встречается
Типичны крыловидные складки, идущие
с обеих сторон от шеи к
плечам, нарушенное половое созревание
и в большинстве случаев —
интеллектуальное недоразвитие.
Метаболически-генетические
и эндокринные формы
Известны более 70 метаболически-генетических форм олигофрении.
Причины: энзимные дефекты, обусловленные генной мутацией.
Последняя приводит к
Метаболически-генетические олигофрении в зависимости от вида обменного расстройства :
Классификация умственной
отсталости в зависимости от
уровня интеллектуального
этих детей отличают
Классификация умственной
отсталости в зависимости от
уровня интеллектуального
Обучение в вспомогательной
школе. Практический интеллект чаще
выше, чем теоретический. Детям доступны
конкретные мыслительные
Некоторым дебилам свойственна частичная одаренность (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.).
Классификация умственной
отсталости в зависимости от
уровня интеллектуального
В отличие от предыдущей
Классификация умственной
отсталости в зависимости от
уровня интеллектуального
Эмоции имбецилов более
Мышление имбецилов примитивно, они лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.
Классификация умственной
отсталости в зависимости от
уровня интеллектуального
Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. Они склонны к двигательным стереотипиям и примитивным реакциям, произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних.
Они не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережевывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Им недоступен более экономный путь обучения с помощью речи.
Различия легких и тяжелых степеней УО
Различия
Легкая степень УО
Тяжелая степень УО
Уровень интеллекта
IQ более 50
IQ менее 50
Различия легких и тяжелых степеней УО
Различия
Легкая степень УО
Тяжелая степень УО
Обозначение по степени тяжести
Пограничная умственная
Имбецильность идиотия, тяжелая умственная отсталость
Различия легких и тяжелых степеней УО
Различия
Легкая степень УО
Тяжелая степень УО
Названия
Семейная, малодиффе-рецированная,
Семейно-культурная,
Семейная УО
Биологическая, патологическая
Клиническая УО
Различия легких и тяжелых степеней УО
Различия
Легкая степень УО
Тяжелая степень УО
Распределе-ние по полу
Равномерное или слабое
Преобладание мужского пола
Различия легких и тяжелых степеней УО
Различия
Легкая
степень УО
Тяжелая степень УО
Сопутствуют
Наруше-ния
Поведе-ния
Двигательная расторможенность, соматические и неврологические нарушения, эписиндром.
Различия легких и тяжелых степеней УО
Различия
Легкая степень УО
Тяжелая степень УО
Плодовитость
Нормальная или повышенная
Отсутствует или резко
Различия легких и тяжелых степеней УО
Различия
Легкая степень УО
Тяжелая степень УО
Психопатоло-гия в семье
Родители и сибсы часто
Родители интеллектуально
Различия легких и тяжелых степеней УО
Различия
Легкая степень УО
Тяжелая степень УО
Причины
Мультифакторное наследо-вание, экзогенные факторы (реже), генные (совсем редко)