Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:46, реферат
Многие свои опрометчивые поступки люди, как правило, объясняют влиянием на них эмоций. Смущение может расстроить человека настолько, что он совершает поступки, благодаря которым теряет представляющиеся ему возможности; в порыве гнева мать может ударить своего ребенка, а потом все время чувствует себя виноватой за такую вспышку своих эмоций. Из-за переживаний нарушаются сон и аппетит, появляются более серьезные нарушения здоровья.
Социальные нормы поведения во многих культурах включают многочисленные запреты на проявления эмоций. Например, всеобщему осуждению подвергаются улыбки и смех на похоронах, или скорбь и слезы на свадьбах. Из этого можно сделать вывод, что эмоции сопровождают человека на протяжении всей его жизни.
Введение 2
1. Общая характеристика эмоций 2
2. Эмоции и развитие личности 4
3. Функции эмоций 5
4.Теории эмоций 8
5.Структура эмоций 9
6. Классификация эмоций. Виды эмоций 10
7.Управление эмоциями 11
Заключение 16
Список использованной литературы 27
2)Филогенетически наиболее древней является гомеостатическая функция эмоций, которая связана с необходимостью поддержания постоянства внутренней среды организма. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются эмоциогенными подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных витальных эмоций, например - голод или жажда. Витальные эмоции тесно связаны с инстинктами и являются разновидностью "низших" элементарных эмоций, которые сопровождают ощущения. Это переживания типа удовольствия при ощущении сладкого или недовольства при ощущении горечи во рту. В процессе эволюции постепенно происходило формирование и закрепление наиболее целесообразных, способствующих выживанию регуляторных взаимосвязей определенных эмоций с теми или иными адаптивными физиологическими сдвигами в организме. Например, при угрозе жизни возникает страх с активной одновременной подготовкой организма к борьбе или к бегству. Каждое эмоциональное состояние имеет свое телесное (вегетативное) "сопровождение". Все особенности функционирования внутренних органов организма и болезненные различные изменения в них влияют на психоэмоциональное состояние человека, составляя важный компонент его так называемого общего чувственного тона, эмоциональной своеобразной окраски любой психической деятельности - ощущений, восприятия или мышления.
Эмоциональная регуляция поведения (по Леонтьеву) совершается как через эмоциональное отражение и оценку текущих событий, так и через актуализацию прошлого индивидуального опыта. Эмоции, благодаря обобщенности оценки, позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Они являются тем языком, той системой сигналов, посредством которых субъект узнает о значимости происходящего. Из этой оценки вытекает побуждение к действию. Эмоции также могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание человека на определенный предмет. Закон Йоркса - Додсона констатирует наличие криволинейной, "колокообразной" связи между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности человека. Наиболее продуктивная деятельность бывает при умеренном, оптимальном уровне возбуждения. Дезорганизация деятельности может наступить при чрезмерном эмоциональном возбуждении за счет переключения на так называемое "аварийное поведение" (бегство, агрессия, оцепенение). Регулирующая функция эмоций заключается также в том, что соответствующее эмоциональное подкрепление способствует закреплению нужных реакций, что играет важную роль в процессах научения.
3)Коммуникативная функция - это сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоционально - выразительных движений (специфические изменения в пантомиме, мимике, тоне голоса) и внешних проявлений эмоций (побледнение, покраснение и др.). В эволюции эта функция развивалась и закреплялась и как средства оповещения во внутривидовом и межвидовом общении. (Ч.Дарвин, 1953). У человека эта сигнально-экспрессивная функция эмоций не потеряла своего значения и обеспечивает ему невербальную коммуникацию. Эмоционально-выразительные движения указывают на внутреннее состояние говорящего и его отношения к тому, что в данный момент происходит. Они могут также оказывать определенное воздействие и на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Но не все проявления чувств одинаково легко распознаются. Легче всего узнается ужас, затем отвращение и удивление. Наибольшую информативность о переживаемых человеком чувствах несет выражение его рта.
4)Переключательная функция обнаруживается при столкновении мотивов, обуславливает выбор доминирующего мотива. Возникновение противоречий между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме реализуется между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Это способствует направлению деятельности человека в ту или иную сторону.
5)Подкрепляющая функция эмоций заключается в том, что значимые, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти человека.
Представления и эмоциональные явления
Между человеческими представлениями, установками и убеждениями, с одной стороны, и человеческими переживаниями, настроениями и чувствами - с другой, существует вполне определенная связь. Ужасающая человека информация об актах террора меняет модальность взглядов и формирует более жесткие установки к представителям определенных групп и к средствам повышенной безопасности.
Эмоциональные явления и принятие решений
Вредные привычки оправдываются гедоническими
мотивами (получение удовольствия),
ошибки объясняются потерей контроля
за ситуацией прежде всего через
прямое «гедонистическое» влияние
и изменение относительной
Эмоции и память
Чем более воспоминания соответствуют достижению отмеченных целей, тем более позитивно окрашены эти воспоминания. Эмоция радости облегчает запоминание понятий, имеющих позитивную эмоциональную окраску, печаль и гнев затрудняют запоминание этих понятий. Эмоция гнева способствует запоминанию негативно окрашенных событий.
Эмоции и мышление
Проведенные исследования показали,
что минимализация
Эмоции сужают зону поиска, фиксируют
найденные успешные действия, показывая
более благоприятные
Эмоции и цели
Связь эмоциональных явлений с
целями людей очевидна. Эмоциональные
явления рассматриваются как
главный индикатор или механизм
«приближения к» или «отдаления от»
желаемых целей. Эмоции считаются главным
механизмом организации и поддержания
целенаправленного поведения, обеспечивая
индивиду обратную связь о статусе
его целей, то есть эмоциональные
явления являются функцией статуса
достижения собственных целей. Стремление
к избеганию нежелательных
Дифференциация целей и планов их достижения, стратегии их достижения связаны с их эмоциональной реактивностью. Индивиды, которые обладали более дифференцированной системой целей, испытывали более экстремальные эмоциональные состояния.
Контагиозность эмоций
Индивиды иногда схватывают эмоциональное
состояние другого человека совершенно
неосознанно, что объясняется наличием
некоей формы эмпатии. Иногда люди улавливают
эмоциональное состояние
Дезорганизующая роль эмоций
По мнению исследователя агрессии
Леонарда Берковица, негативные эмоции
являются опосредующим звеном продуцирования
агрессивных тенденций
Эмоциональные явления и социальный статус
Эмоции выполняют функции
Если обобщить написанное выше, то можно сделать следующие выводы:
1) Эмоциональные явления (в
2) Наиболее типичные и значимые
виды таких ситуативных
3) Эмоциональные явления
4) Эмоциональные явления могут
выступать и как механизм
4. Теории эмоций
1)Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.
2)Концепция выразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это — теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п.
3)Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким образом, периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов.
4)Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.
5)Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f [П, (Ин–Ис), ...], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.
6)Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение , которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.
7)Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.
5. Структура эмоций
Эмоции включают:
1)Пусковой образ (что увидел, услышал или ощутил)
2)Собственно переживание, чувство.
3)Личностную базу, настрой, предрасположенность к данной эмоции. Смотри Эмоции и настрой
Например, когда говорят об обиде, имеют в виду три разные вещи:
1. Обидное (то, что видится и
понимается как рождающее
2. Чувство обиды - собственно
переживание обиды, то что
3. Обидчивость (
6. Классификация эмоций. Виды эмоций
У человека имеются основные виды эмоций:
1. Настроение - относительно слабое,
но долгое время, существующее
эмоциональное переживание,