Управление эмоциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

Многие свои опрометчивые поступки люди, как правило, объясняют влиянием на них эмоций. Смущение может расстроить человека настолько, что он совершает поступки, благодаря которым теряет представляющиеся ему возможности; в порыве гнева мать может ударить своего ребенка, а потом все время чувствует себя виноватой за такую вспышку своих эмоций. Из-за переживаний нарушаются сон и аппетит, появляются более серьезные нарушения здоровья.
Социальные нормы поведения во многих культурах включают многочисленные запреты на проявления эмоций. Например, всеобщему осуждению подвергаются улыбки и смех на похоронах, или скорбь и слезы на свадьбах. Из этого можно сделать вывод, что эмоции сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Содержание работы

Введение 2
1. Общая характеристика эмоций 2
2. Эмоции и развитие личности 4
3. Функции эмоций 5
4.Теории эмоций 8
5.Структура эмоций 9
6. Классификация эмоций. Виды эмоций 10
7.Управление эмоциями 11
Заключение 16
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 52.82 Кб (Скачать файл)

2. Простейшие биологические эмоции - это эмоциональные переживания,  которые человек как живой  организм испытывает в связи  с удовлетворением своих потребностей. Обычно это состояние типа  удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или неприятного. Простейшие  биологические эмоции порождают  сравнительно простые, однозначно  окрашенные эмоциональные переживания.  Такая эмоция может быть приятной  или неприятной, но одновременно  тем и другим быть не может.  Они связаны с удовлетворением  биологических потребностей, в пище, кислороде, сексуальная потребность  и ряд других. Эмоции бывают  как у человека, так и у животных. Часто имеют циклический характер.

3. Аффекты - сравнительно кратковременные,  но сильные эмоциональные переживания,  бурно протекающие и имеющие  узкое выражение (экспрессию). Это  могут быть радость, печаль, страх,  гнев. Аффект возникает внезапно  и развивается очень быстро. Аффекты  развиваются, когда деятельность  человека предполагает или имеет  неожиданный результат, или когда  на пути осуществления плана  возникает препятствие или неожиданно  исчезает. Аффективное состояние  выражается в заторможенности  сознательной деятельности. Аффективное  действие носит взрывной характер, " вырывается у человека" не  регулируется им. Аффективные взрывы  вызываются обычно конфликтом  противоположно направленных тенденций,  сверхтрудным торможением, задержкой  какой-либо навязчивой тенденции  или сверхсильным эмоциональным  возбуждением. Законченно аффективный  характер эмоциональная вспышка  приобретает тогда, когда прорывается  в действии.

4. Чувства - это сложный комплекс  разнообразных эмоциональных переживаний,  связанных у человека с людьми, предметами, событиями. Чувства почти  всегда можно анализировать, разделяя  на ряд простейших переживаний,  из которых они состоят. В  чувства могут входить определенные  ощущения, полученные в результате  восприятия предметов. Простейшие  эмоциональные переживания, входящие  в структуру чувств, могут быть  одинаковыми по признаку. Например, положительными или отрицательными, приятными и неприятными, разными  или противоречивыми. Чувства,  в состав которых входят одинаковые  по знаку эмоциональные переживания,  называют гармоничными, а чувства,  включающие разные эмоциональные  переживания называют амбивалентными. Чувства, испытываемые одним человеком,  могут быть возвышенными и  низменными одновременно.

Низменными называют чувства, которые  порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, культурном, цивилизованном обществе. Ним относятся ненависть, зависть, вражда.

Возвышенные чувства, напротив, исходят  из стремления делать людям добро, и  основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали: любовь, доброта, сопереживание, сочувствие.

Чувства делятся на группы в соответствии предметами, к которым они относятся. Так выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, правовые чувства.

Эстетические - связаны с восприятием  и переживаниями прекрасного, например, произведений искусства, культуры.

Интеллектуальные - связаны с переживанием идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых  решений сложных задач.

Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали, чувство стыда, чувство  справедливости.

5. Страсти - сильные, стойкие,  длительные чувства человека, явно  преобладающие над его остальными  чувствами, настолько сильными, что  не человек управляет ими, а  они управляют человеком. Страсти  играют ту же роль, что и  акцентируемые черты характера.  В страсти ярко выражен волевой  элемент стремления, она представляет  собой единство эмоциональных  и волевых мотивов. Характерно  сочетание элементов активности  и пассивности. Для Христианской  концепции всякая страсть - фатальная,  темная сила, ослепляющая человека. В ней сказывается роковая  страсть низшей телесной природы  человека над высшими духовными  проявлениями. В противоположность  Христианской концепции, для Рене  Декарта разум и страсть перестают  быть взаимоисключающими категориями.  Его идеал - страстный человек.  Страсть и любовь у Декарта  не могут быть слишком большой,  в великом человеке все велико. Как и всякие чувства, страсти  могут быть положительными и  отрицательными, возвышенными и  низменными. Положительные - побуждающие  человека к достижению высоких  целей, приносящим пользу ему  и людям.

Отрицательные (низменные) - те, в результате которых человек наносит вред себе и окружающим.

6. Стресс - это очень стойкое,  чрезмерно сильное отрицательное  эмоциональное состояние, которое  возникает у человека в результате  сильной и невыносимой физической  или психологической нагрузки. Стресс - это особое психофизиологическое  состояние организма, при котором  нарушаются происходящие в нем  процессы, резко снижается работоспособность,  происходят нарушения в социальном  поведении. Стресс - единственное  из всех эмоциональных состояний  человека, играющее исключительно  отрицательную роль в управлении  психикой и поведением человека.

7. Управление эмоциями

Некоторые из эмоций могут действовать  крайне деструктивно на поведение человека в обществе, поэтому каждому человеку необходимо научиться управлять  эмоциями, не позволять им разрушать  межличностные отношения человека в социуме. В юридической практике состояние аффекта признается смягчающим обстоятельством. Однако, аффект - сложное  эмоционально-психическое состояние, вызванное конфликтом противоположно направленных тенденций мысли, способно спровоцировать неадекватное поведение  человека. По мнению А.Р. Лурия, исследовавшего аффект, наиболее резкое аффектное  состояние, где ближе к моторной сфере он разыгрывается; в этом состоянии  нарушаются высшие автоматизмы, утрачиваются обобщенные схемы действий. По мере того, как конфликт переносится в  интеллектуальную сферу, его патогенное влияние обычно ослабляется. Преодолев аффект в интеллектуальной сфере можно не допустить социально-значимых последствий.

Мотивация настроений, ее характер и  глубина у разных людей весьма различна. "Обобщение" эмоционального впечатления в настроении приобретает  различный, и даже противоположный  характер, в зависимости от строения личности. По мере того, как складываются и оформляются отношения личности с окружающим миром и в связи  с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости, и в связи с  этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Не всякое впечатление  оказывается властным изменить общее  настроение личности, оно для этого  должно иметь отношение к особо  значимой для личности сфере. Проникая в личность, впечатления подвергаются определенной фильтровке, область в  которой происходит формирование настроения, т. о. ограничивается, человек становится менее зависимым от случайных  впечатлений, настроение его становится более устойчивым. К. Изард выделил следующие основные, "фундаменальные эмоции" :

Интерес - одна из врожденных базовых эмоций и доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека, способствующее развитию навыков и умений, приобретению навыков. Чаще всего перцептивно-когнитивная деятельность и поведение направляются эмоцией интереса. На уровне сознания главными активаторами интереса являются изменения в стимуляции и новизна стимуляции. Фактор новизны может быть связан как с внешней стимуляцией, так и с внутренней - с процессами воображения, памяти, мышления. Эмоция интереса характеризуется определенными поведенческими проявлениями: заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий его объект. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения.

Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была неопределенна или невелика. Радость сопровождается самоудовлетворенностью или удовлетворенностью окружающим миром. С эволюционной точки зрения, эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает социализацию человека. Эмоция радости взаимодействует с другими эмоциями и поведением. Она может замедлять деятельность человека, но она же может пробуждать его интуицию, творческие способности.

Удивление - порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной удивления служит внезапное, неожиданное событие. Удивление - кратковременное состояние, не может длительно мотивировать поведение человека. В каком-то смысле удивление не является эмоцией, т.к. во многом отлично от базовых эмоций. Основная функция удивления состоит в том, что бы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и помешает адаптации.

Горе (страдание) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние. Доминирующей в эмоции горе является печаль, но она взаимодействует с другими эмоциями. Степень взаимодействия печали с эмоциями страха, гнева, вины и стыда зависит от прошлого опыта человека и ситуации, сложившейся в момент утраты. Переживание горе объединяет и сплачивает людей, которые по природе своей являются общественными существами. Горе может стать причиной болезни или смерти скорбящего. Процесс горя может приобретать патологический характер. В основе всех психологических причин горя лежит общий фактор - ощущение потери ценного и любимого, того к чему имелась сильная аффективная привязанность.

Гнев - одна из важнейших эмоций. Человек по мере своей эволюции и движения к высшим формам цивилизованной жизни сталкивался с самыми разнообразными препятствиями и опасностями. Эмоция гнева играла важную роль в преодолении их, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Гнев - это часть человеческой натуры, но он зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Но, сдерживая, его мы и не подозреваем, что это может привести к негативным последствиям: повышение активности вегетативной нервной системы, что выражается в повышении давления, учащения сердечного ритма и в других физиологических нарушениях. Причины гнева: первая и непосредственная причина - боль; ограничение физической свободы также служит активатором гнева, т.к. вызывает дискомфорт или боль; психологическое ограничение; гнев может быть вызван неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих, а также определенным эмоциональным состоянием.

Отвращение - очевидная функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Выражение отвращения опосредуется самой древней в филогенетическом плане частью центральной нервной системы - стволом мозга. Оно наблюдается даже у людей страдающих дисфункцией больших полушарий мозга. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях, связано с чувством превосходства. В эволюционном периоде, скорее всего, выступала своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Возможно, презрение является адекватным чувством тогда, когда оно направлено против уродливых социальных явлений. Негативные аспекты эмоции презрения: эмоции отвращения зачастую активируют гнев.

Страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Страх вызывает эффект "туннельного восприятия" и существенно сужает выбор стратегий поведения. Однако страх несет в себе адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления "Я", может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающее в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только в ожидании окружающих, но и собственным представлениям о поведении внешнем облике. Выполняет двоякую функцию, которая и определила его роль в эволюции человека. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства, окружающих его людей, таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия.

Информация о работе Управление эмоциями