Управление межличностными отношениями в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:19, дипломная работа

Описание работы

Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Важнейшая черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. Основа межличностных отношений - групповая деятельность.

Файлы: 1 файл

Upravlenie_mezhlichnostnymi_otnoshenijami_v_gruppe.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

Величины ограничения социометрических выборов

 

Число членов групп

Социометрическое ограничение d

Вероятность случайного выбора P(A)

5-7

1

0,20-0,14

8-11

2

0,25-0,18

12-16

3

0,23-0,19

17-21

4

0,22-0,19

22-26

5

0,22-0,19

27-31

6

0,22-0,19

31-36

7

0,21-0,19


 

Когда социометрические карточки заполнены  и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами  количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь. Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

 

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Иванов

 

+1

   

+2

   

+3

 

-1

2

Петров

+1

   

+3

+2

         

3

Сидоров

-1

+1

 

+2

+3

         

4

Данилова

 

+2

   

+1

     

+3

 

5

Александрова

+2

+1

 

+3

   

-3

   

-2

6

Адаменко

                   

7

Петренко

+1

   

+3

           

8

Козаченко

+1

 

+3

+2

           

9

Яковлева

 

+2

   

+1

 

+3

   

-1

10

Шумская

 

+2

+1

 

+3

     

-1

 
 

Кол-во выборов

                   
 

Кол-во баллов

                   
 

Общая сумма

                   

 
         Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому  критерию дает достаточно наглядную  картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским5.

 

 

——> позитивный односторонний выбор, <——> позитивный обоюдный выбор,  

------> негативный односторонний выбор, <------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу  в анализе социометрического  материала, ибо она дает возможность  более глубокого качественного  описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы заключается в  отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

3. Подходы к изучению лидерства. Стиль лидерства и его влияние на эффективность групповой деятельности.

 

Лидером становится человек, обладающий определенными врожденными чертами личности. По современным данным лидерство формируется в процессе социализации, и не врожденно. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Существуют 3 основные теории лидерства6:

1. «Теория черт» («харизматическая теория»). Исходит из немецкой психологии конца XIX – начала ХХ вв. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных черт. В 1940 г. Берд составил список из 79 черт. Впоследствии создавались др. списки, ни одна «черта лидера» не занимала постоянного места. В 1948 г. американский исследователь Р. Стогдилл сравнил между собой более 120 исследований «черт лидера» и пришел к выводу об отсутствии серьезных научных данных, позволяющих считать, что лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера или специфическим набором этих черт. Дженнингс – теория черт в большей мере отражает черты экспериментатора, нежели черты лидера. В противовес возникла теория «лидера без черт», но она не давала ответ на вопрос, каково происхождение черт феномена лидера.

2. «Ситуационная теория лидерства». Лидер – продукт определенной ситуации (какое-либо одно качество необходимо именно в данный момент), отрицается врожденность лидерских черт.

3. «Системная теория лидерства». Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом («Вероятностная модель эффективности руководства» Ф. Фидлер). Человек, чтобы быть лидером, должен быть наделен определенными личностными чертами, а с другой стороны учитываются ситуации, задачи.

Лидерство – личностный обмен между  руководством и группой. Многие социальные психологи справедливо критикуют  психологические теории лидерства за неправомерные попытки перенести результаты лабораторного эксперимента в область явлений общественной жизни (действуют многообразные социально-экономические факторы, влияние которых не способно учесть исследование).

В последнее время используется деятельностный подход к исследованию межличностных отношений в группе. В его рамках получает новую интерпретацию и «теория черт лидера». Смешав всевозможные типы групповой Д, представленные к тому же в группах разного (по признаку деятельностного опосредствования) уровня развития, сторонники «теории черт» не смогли выделить какие-либо инвариантные черты «лидера вообще». Иного результата и не следовало ожидать7.

Правы, когда говорят о бесперспективности усилий выделить черты «лидера вообще», а тем более объяснить их какой-то природной предрасположенностью лидерству. Не правы, когда не видят, что в огромном материале по «чертам лидера» представлены группы разного уровня развития, где в одном случае может быть жестко зафиксирован конечный набор качеств лидера, соответствующий узкому содержанию Деятельности данной группы, а в другом – широкая вариативность положительных личностных характеристик, которые не могут быть сведены к конечному множеству, к каким бы способам анализа ни прибегал исследователь (группировка, факторизация и т.д.).

Но основной порок «теории черт лидера» лежит в иной плоскости. Черты лидера не являются исходными и тем более единственными детерминантами лидерства, потому что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает, выбирает, приемлет, культивирует и т.п. определенный тип лидера. Лидерство как социально-психологический феномен возникает в результате взаимодействия человека и конкретных общественно обусловленных обстоятельств предметной Деятельности, субъектом которой он является как член группы определенного уровня развития. Социально-психологический облик группы первичен, черты в ней лидерства вторичны. Все сказанное не имеет своей целью как-то дискредитировать проблему «черт лидерства», но позволяет выявить ее подлинное место в строе социально-психологического знания.

Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета, президент ассоциации. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико.

Лидеры во многом определяют моральный  климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность  его работы.

Д. Морено выделяет три основные роли лидера в группе8:

1. Лидер по способности к руководству (характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, активный, надежный).

2. Лидер по популярности (общительный,  веселый, увлекательный, сердечный).

3. «Черная овца» - человек для  остальных членов группы непривлекательный,  равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

По мере количественного роста  группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает  решающее значение в деятельности группы.

Вся жизнь человека протекает в  социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой.

Личность лидера и стиль его  поведения как доминирующего  лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей, мы можем понять динамику лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп.

Сколь разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение. Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе, даже среди случайных соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей.

В частности, очевидно, что невозможно получить более или менее полное представление о коллективе и вообще о любой малой группе, исследуя лишь структуру межличностных отношений; изучение малых групп должно включать исследование групповых норм и ценностей, социально-демографических и других характеристик группы, а также связей между различными классами характеристик.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение. – М.: 2002.
  2. Смирнов С.В., Мурашова Е.П. Организационное поведение (управление поведением человека в организации). – М.: 2003.
  3. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – Спб.: 2002.
  4. Шадура А. Группа в динамике. – М.: 2002.
  5. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 2000.
  6. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2002.
  7. Кордонский М.Б. Неформальные группы и организации / Рукопись. – Одесса, 2003.
  8. Кроник А. А. Межличностное оценивание в малых группах. –  К.: 2003.
  9. Морено Дж. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.:

Информация о работе Управление межличностными отношениями в группе