Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:19, дипломная работа
Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Важнейшая черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. Основа межличностных отношений - групповая деятельность.
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп |
Социометрическое ограничение d |
Вероятность случайного выбора P(A) |
5-7 |
1 |
0,20-0,14 |
8-11 |
2 |
0,25-0,18 |
12-16 |
3 |
0,23-0,19 |
17-21 |
4 |
0,22-0,19 |
22-26 |
5 |
0,22-0,19 |
27-31 |
6 |
0,22-0,19 |
31-36 |
7 |
0,21-0,19 |
Когда социометрические карточки заполнены
и собраны, начинается этап их математической
обработки. Простейшими способами
количественной обработки являются
табличный, графический и
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь. Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
№ |
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Иванов |
+1 |
+2 |
+3 |
-1 | ||||||
2 |
Петров |
+1 |
+3 |
+2 |
|||||||
3 |
Сидоров |
-1 |
+1 |
+2 |
+3 |
||||||
4 |
Данилова |
+2 |
+1 |
+3 |
|||||||
5 |
Александрова |
+2 |
+1 |
+3 |
-3 |
-2 | |||||
6 |
Адаменко |
||||||||||
7 |
Петренко |
+1 |
+3 |
||||||||
8 |
Козаченко |
+1 |
+3 |
+2 |
|||||||
9 |
Яковлева |
+2 |
+1 |
+3 |
-1 | ||||||
10 |
Шумская |
+2 |
+1 |
+3 |
-1 |
||||||
Кол-во выборов |
|||||||||||
Кол-во баллов |
|||||||||||
Общая сумма |
Примечание: + положительный выбор; - отрицательный
выбор.
Анализ социоматрицы по каждому
критерию дает достаточно наглядную
картину взаимоотношений в
——> позитивный односторонний выбор, <——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор, <------> негативный обоюдный выбор.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Лидером становится человек, обладающий определенными врожденными чертами личности. По современным данным лидерство формируется в процессе социализации, и не врожденно. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.
Существуют 3 основные теории лидерства6:
1. «Теория черт» («харизматическая теория»). Исходит из немецкой психологии конца XIX – начала ХХ вв. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных черт. В 1940 г. Берд составил список из 79 черт. Впоследствии создавались др. списки, ни одна «черта лидера» не занимала постоянного места. В 1948 г. американский исследователь Р. Стогдилл сравнил между собой более 120 исследований «черт лидера» и пришел к выводу об отсутствии серьезных научных данных, позволяющих считать, что лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера или специфическим набором этих черт. Дженнингс – теория черт в большей мере отражает черты экспериментатора, нежели черты лидера. В противовес возникла теория «лидера без черт», но она не давала ответ на вопрос, каково происхождение черт феномена лидера.
2. «Ситуационная теория
3. «Системная теория лидерства». Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом («Вероятностная модель эффективности руководства» Ф. Фидлер). Человек, чтобы быть лидером, должен быть наделен определенными личностными чертами, а с другой стороны учитываются ситуации, задачи.
Лидерство – личностный обмен между
руководством и группой. Многие социальные
психологи справедливо
В последнее время используется деятельностный подход к исследованию межличностных отношений в группе. В его рамках получает новую интерпретацию и «теория черт лидера». Смешав всевозможные типы групповой Д, представленные к тому же в группах разного (по признаку деятельностного опосредствования) уровня развития, сторонники «теории черт» не смогли выделить какие-либо инвариантные черты «лидера вообще». Иного результата и не следовало ожидать7.
Правы, когда говорят о бесперспективности усилий выделить черты «лидера вообще», а тем более объяснить их какой-то природной предрасположенностью лидерству. Не правы, когда не видят, что в огромном материале по «чертам лидера» представлены группы разного уровня развития, где в одном случае может быть жестко зафиксирован конечный набор качеств лидера, соответствующий узкому содержанию Деятельности данной группы, а в другом – широкая вариативность положительных личностных характеристик, которые не могут быть сведены к конечному множеству, к каким бы способам анализа ни прибегал исследователь (группировка, факторизация и т.д.).
Но основной порок «теории черт лидера» лежит в иной плоскости. Черты лидера не являются исходными и тем более единственными детерминантами лидерства, потому что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает, выбирает, приемлет, культивирует и т.п. определенный тип лидера. Лидерство как социально-психологический феномен возникает в результате взаимодействия человека и конкретных общественно обусловленных обстоятельств предметной Деятельности, субъектом которой он является как член группы определенного уровня развития. Социально-психологический облик группы первичен, черты в ней лидерства вторичны. Все сказанное не имеет своей целью как-то дискредитировать проблему «черт лидерства», но позволяет выявить ее подлинное место в строе социально-психологического знания.
Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета, президент ассоциации. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико.
Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность его работы.
Д. Морено выделяет три основные роли лидера в группе8:
1. Лидер по способности к руководству (характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, активный, надежный).
2. Лидер по популярности (общительный,
веселый, увлекательный,
3. «Черная овца» - человек для
остальных членов группы
По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.
Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой.
Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей, мы можем понять динамику лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп.
Сколь разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение. Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе, даже среди случайных соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей.
В частности, очевидно, что невозможно получить более или менее полное представление о коллективе и вообще о любой малой группе, исследуя лишь структуру межличностных отношений; изучение малых групп должно включать исследование групповых норм и ценностей, социально-демографических и других характеристик группы, а также связей между различными классами характеристик.
Информация о работе Управление межличностными отношениями в группе