Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:48, реферат
Таким образом, все вышеперечисленные субъекты управления при взаимодействии с объектами управления обязаны подчинять свою деятельность основным правилам - принципам управления педагогическим системами.
Актуальность данной работы обусловлена значимостью принципов управления для педагогической системы в целом и отдельных ее элементов.
Цель данной работы: рассмотреть Государственно-общественную систему управления образованием, а также определить общие принципы управления образовательными системами.
Введение
Будущему учителю, вступающему
в самостоятельную
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Таким образом, все вышеперечисленные субъекты управления при взаимодействии с объектами управления обязаны подчинять свою деятельность основным правилам - принципам управления педагогическим системами.
Актуальность данной работы
обусловлена значимостью
Цель данной работы: рассмотреть Государственно-общественную систему управления образованием, а также определить общие принципы управления образовательными системами.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть основные признаки государственного управления образовательными системами, определить системность и целостность в управлении, выделить единство единоначалия и коллегиальности в управлении и определить роль объективности и полноты информации в управлении образовательными системами.
При выполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как учебное пособие "Общая педагогика" под редакцией Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Шиянова Е.Н., "Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики под редакцией Т.И. Шамовой; "Менеджмент в образовании: Теория и практика" под редакцией Сантуровой С.М. и др.
§ 1. Государственно-общественная система управления образованием
Управление и педагогический менеджмент.
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.
Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы.
Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Общеобразовательная школа
как сложная динамическая социальная
система выступает объектом внутришкольного
управления. Следовательно, мы можем
говорить об управлении школой и ее
отдельными компонентами или частями,
выступающими подсистемами более общей
системы общеобразовательной
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций:
Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как:
Однако, с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с внедрением гуманистических идей в педагогический процесс потребовалась серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Теория управления школой существенно дополняется теорией педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления.
Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента.
Основные признаки государственного управления образовательными системами.
Одной из отличительных особенностей
развития современной системы
Основная идея государственно-общественного
управления образованием состоит в
том, чтобы объединить усилия государства
и общества в решении проблем
образования, предоставить учителям, учащимся,
родителям больше прав и свобод в
выборе содержания, форм и методов
организации учебного процесса, в
выборе различных типов
Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании", в редакции, введенной в действие в 1996 г. В соответствии с Законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования.
Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования [11], принимаемая высшим органом законодательной власти России - Федеральным Собранием на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования.
Поэтому программа содержит три основных раздела:
Государственный характер управления
системой образования закреплен
следующей совокупностью
Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан России на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.
Органы управления образованием
на местах проводят государственную
политику путем соблюдения государственных
образовательных стандартов, включающих
федеральный и национально-
Задача органов управления
образованием состоит не только в
формальном обеспечении гарантий на
образование, но и в создании условий
для самоопределения и
Для последовательного проведения
государственной политики в сфере
образования в стране создаются
соответствующие
Государственные органы управления - министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как:
Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.