Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:48, реферат
Таким образом, все вышеперечисленные субъекты управления при взаимодействии с объектами управления обязаны подчинять свою деятельность основным правилам - принципам управления педагогическим системами.
Актуальность данной работы обусловлена значимостью принципов управления для педагогической системы в целом и отдельных ее элементов.
Цель данной работы: рассмотреть Государственно-общественную систему управления образованием, а также определить общие принципы управления образовательными системами.
Основные признаки общественного управления.
Общественный характер управления
системой образования проявляется
в том, что наряду с органами государственной
власти создаются общественные органы,
в которые входят представители
учительского и ученического коллективов,
родителей и общественности. Их участие
в управлении создает реальные предпосылки
для создания творческой атмосферы
и положительного психологического
климата в коллективе школы. Реальным
воплощением общественного
Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:
• организует выполнение решений конференций;
• наряду с родителями
(лицами, их заменяющими) обеспечивает
социальную защиту учащихся
Совет школы, как правило,
возглавляемый одним из представителей
общественности или родителей, работает
в тесном контакте с администрацией
школы и общественными
Педагогический совет
создается в соответствии с «Временным
положением о государственных
Деятельность педагогического совета направлена на решение таких задач, как:
Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год.
Конференция имеет широкие
полномочия, на общешкольной конференции
избираются совет школы, его председатель,
определяется срок их деятельности. Каждое
учебное заведение принимает
на конференции Устав учебного заведения,
учитывающий реальное состояние, цели,
задачи, перспективы своего развития.
Таким образом, Устав одной
В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения). Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:
Совет школы, как правило,
возглавляемый одним из представителей
общественности или родителей, работает
в тесном контакте с администрацией
школы и общественными
Одним из важнейших показателей
усиления общественного характера
управления образованием является разгосударствление
системы образования и
Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата. Педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.
Диверсификация (лат. - разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений гимназий, лицеев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов - как государственных, так и негосударственных.
Руководство негосударственным
образовательным учреждением
§ 2. Общие принципы управления образовательными системами
Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций.
В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планирования, организации, контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу.
Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу основных закономерностей специалисты внутришкольного управления и менеджмента относят такие закономерности, как:
Ю.А. Конаржевский в числе
ведущих закономерностей
Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности.
В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся:
Демократизация и гуманизация управления образовательными системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает, прежде всего, развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - одно из проявлений демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни, направлены на утверждение демократизации в школе.
Утверждение гуманистических
ценностей в современном
Технократическая парадигма образовательного процесса уступает место гуманистической направленности в его управлении. Управление образовательными системами имеет ту непреложную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление. Отсюда возникает проблема гуманизации управления школой, заключающаяся в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в образовании это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.
Системность и целостность в управлении.
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках.
Понятие "система" дает представление о целостности, о возможности выделения ее отдельных частей, или компонентов, что и является ее первым признаком.
Однако в управлении школой
важно видеть не только ее основные
части, но и те связи и отношения,
которые возникают, складываются или
разрушаются между этими