Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:00, реферат
Всем известно, что арт-терапия является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основное отличие арт-терапии от прочих форм психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.
Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны – индивидуальная и групповая терапия.
Упражнения арт-терапии
Всем известно, что арт-терапия является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основное отличие арт-терапии от прочих форм психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.
Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны – индивидуальная и групповая терапия.
Упражнения в арт-терапии
Если говорить о групповой арт-терапии, перед началом выполнения практических упражнений каждый из ее участников обязан ознакомиться с главными принципами работы, которым нужно следовать при любых обстоятельствах, иначе упражнения не дадут должного результата. Вот эти принципы:
1. Уважение к мнениям и точкам зрения других участников.
2. Каждое занятие по арт-терапии
носит конфиденциальный
3. Каждый участник должен
4. При отсутствии желания
5. Каждому из участников на
сеансе арт-терапии должно
6. Ни в коем случае не следует перебивать говорящего.
Сессия арт-терапии подразделяется на две основные части. Первая часть творческая, имеет невербальный характер, не содержит конкретной структуры проведения. Главным средством выражения пациентов в первой части сессии арт-терапии является изобразительная деятельность (лепка, рисование). Эта часть составляет основу арт-терапевтической сессии (от 60 до 65 % всего времени сеанса), применяются различные механизмы визуальной коммуникации и невербального самовыражения.
Вторая часть сессии вербальная и имеет свою, пусть и несколько формальную, структуру. Она следует сразу за первой, основной частью сессии и включает в себя словесное активное обсуждение результатов проделанной работы. Участники сессии делятся собственными впечатлениями и ощущениями, высказывают свое отношение к процессу работы (от 30 до 35 % всего времени сеанса).
Упражнения, выполняемые в группах:
1. Индивидуальное рисование.
Для проведения упражнения “Индивидуальное рисование” понадобится бумага, глина или краски и цветные карандаши. Время проведения упражнения – 60 минут.
Процесс: Каждому члену группы в достаточном для него количестве выдаются цветные карандаши и бумага. Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в эту секунду. При этом совершенно второстепенное значение имеет умение человека рисовать, важен сам процесс. Участники просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния.
Наибольшей ошибкой многих участников арт-терапевтической сессии является стремление нарисовать рисунки красиво, чтобы они по заслугам были оценены другими участниками группы и ведущим. Не следует делать этого. Импровизируйте, рисуйте первое, что приходит в голову. После того, как последний участник группы заканчивает свой рисунок, они сдаются ведущим для последующего анализа и обсуждения. Оценка рисунка участниками группы и ведущим не допускается.
Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый из участников группы может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать своих коллег по группе. Помимо цветных карандашей могут быть использованы другие предметы (глина, краски, цветные мелки).
2. Сотворение глиняного мира. Данное
упражнение великолепно
Обязательным для эффективного выполнения данного упражнения является наличие у руководителя / ведущего группы опыта в групповой динамике. Продолжительность упражнения – от 60 до 120 минут. Необходимые для упражнения материалы – пластилин и глина.
Процесс: Руководитель делит всех участников на группы по 6-8 человек в каждой. Каждому из участников выдается по одному большому кому глины. В целях создания раскрепощенной и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение (например, игра на флейте).
Далее каждый участник из глины начинает “создавать мир”. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, участники должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Когда скульптура будет создана, участник подгруппы ставит ее на стол рядом со скульптурами других участников его подгруппы. Когда все скульптуры готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности. Анализ сначала проводится между участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп.
3. Групповое рисование.
Обязательным условием является наличие у руководителя опыта работы в групповой динамике и терапии искусством. Необходимые для выполнения упражнения материалы – цветные карандаши, ручки и бумага. Продолжительность упражнения – 60 минут.
Процесс: Участники садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Каждому из участников раздаются ручки, цветные карандаши и бумага, после чего каждый участник должен на бумаге изобразить нечто, обладающее для него особенной важностью. По сигналу ведущего каждый из участников передает свой лист бумаги человеку, сидящему слева от него. Соответственно, каждый из участников получит рисунок от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача каждого участника – дополнить данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым. Далее по сигналу ведущего операция передачи рисунков повторяется. Упражнение заканчивается, когда к каждому участнику возвращается его первоначальный рисунок. Участники должны осознать чувства, испытываемые их коллегами при дополнении рисунков. В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе.
Следующие упражнения предназначены для индивидуальной формы арт-терапии:
1. Коллаж. Коллажирование
дает возможность арт-
Чаще всего тему выбирает арт-терапевт, опираясь на проблемы и потребности клиента. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко в коллаж включаются личные фотографии клиента и рисунки, выполненные им ранее.
Процесс: Клиент берет в руки ножницы, бумагу, клей, газеты, журналы и фоторгафии, и начинает создавать коллаж. Главным ограничением является… полное отсутствие ограничений. Абсолютный полет фантазии клиента. Не запрещено также добавление в коллаж комментариев и закрашивание свободных частей бумаги.
В конце упражнения производится анализ проделанной клиентом работы.
2. Создание
скульптур из глины. Благодаря
данному упражнению человек
3. Детская
игра. Клиенту предлагается
После выполнения рисунка арт-терапевт проводит с клиентом анализ работы, задавая вопросы вроде: “Что вы чувствуете, глядя на рисунок?”, “Почему вы выбрали именно эту игру?”, “Какие чувства завладели вами в процессе выполнения задания?” и т.д.
Отдельным столпом в арт-терапии стоят упражнения по работе с эффектами. Они способствуют достижению углубленного самопознания, способствуют освоению новых способов поведения в незнакомых и нестандартных ситуациях, помогают человеку легче освоить незнакомые ему ранее сферы деятельности. Данная техника работы относится к техникам анализа глубинного бессознательного, тематика работы выбирается по желанию клиента и арт-терапевта и не имеет ограничений. Основным достижением данных упражнений является их способность актуализировать сильные фантазии, переживания клиента, его страхи и чувства.
Далее вкратце
рассмотрим основные упражнения по работе
с эффектами, применяющиеся
1. Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Пациент наблюдает за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущает свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название. В конце происходит анализ рисунка совместно с арт-терапевтом.
2. Контрастный
рисунок. В одной композиции
клиент должен объединить
3. Упражнение “Отпечатки”.
4. Создание композиции на бумаге. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу клиент создает объемную композицию. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п.
5. Рисунок смешенными красками.
Вначале упражнения клиент
6. Монотипии. Клиент на стекле
при помощи густых красок
7. Техника раздувания краски. Клиент
наносит водорастворимую
8. Чернильные пятна. Клиент
Игротерапия
ИГРОТЕРАПИЯ (с. 250) - метод лечебного воздействия
на детей и взрослых, страдающих эмоциональными
нарушениями, страхами, неврозами и т.п.
В основе различных методик, определяемых
этим понятием, лежит признание игры важным
фактором развития личности. Одним из
первых игру в практике детской психотерапии
в качестве вспомогательного метода применил
З.Фрейд (1913). Он ставил своей задачей выявление
через цепь ассоциаций «истинного источника
символической игры». Позднее М.Кляйн
(1932) использовала игру как основной метод
психотерапии в детском возрасте. Целью
такой игры было доведение путем интерпретации
до сознания ребенка его собственных действий,
конфликтов, вызвавших болезненное состояние.
Терапевт рассматривался как пассивная
фигура. Игра ребенка являлась спонтанной.
Анна Фрейд (1946), наоборот, считала, что
терапевт должен занимать по отношению
к детям активную руководящую позицию.
Она отказалась от утверждения, что в игре
непременно происходит символизация вытесненных
конфликтов, допуская, что в ней могут
находить свое отражение реальные жизненные
отношения. В своей работе она использовала
миниатюрные куклы, представлявшие собой
изображения членов семьи. Анна Фрейд
также настаивала на обязательном привлечении
к игровой терапии родителей с целью коррекции
их отношения к воспитанию.
Игротерапия на основе психоаналитической
трактовки личности вызвала возражения
со стороны американского психолога Дж.Морено.
Он полагал, что ряд психических нарушений,
и прежде всего неврозы, являются следствием
неприспособленности человека к той малой
социальной группе, в которой протекает
его повседневная жизнь и работа. Задача
терапевта - создание в группе для всех
ее участников, в том числе и для больного,
наилучших психологических условий совместной
жизни. Морено предложил в качестве эффективного
способа перестройки взаимоотношений
в группе своеобразную импровизированную
инсценировку, так называемую психодраму,
воспроизводящую эти отношения.
Игротерапия приобрела широкое распространение
в 40-50-х гг. Использование игры в целях
психотерапии осуществляется в рамках
различных теоретических школ и направлений.
Игровые методики различаются по степени
директивности, по частоте игровых сеансов;
игра может применяться как способ индивидуального
воздействия и в целях групповой психотерапии.
Иногда проводится совместная игра детей
с родителями. По мнению разных авторов,
психотерапевту может отводиться пассивная
роль наблюдателя, роль партнера, соучастника
в игре либо руководителя.
Используются различные приемы: элементы
детской психодрамы, разыгрывание определенных
сюжетов и т.д. Один из примеров директивной
терапии - «облегчающая терапия» Д.Леви
(1933): заранее разработанный план игры,
четкое распределение ролей, выяснение
всех конфликтных ситуаций, ребенку предлагаются
в готовом виде несколько возможных вариантов
решения проблемы. В результате происходит
осознание ребенком своих внутренних
конфликтов.