Упражнения арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

Всем известно, что арт-терапия является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основное отличие арт-терапии от прочих форм психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.
Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны – индивидуальная и групповая терапия.

Файлы: 1 файл

арт-терапия.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

Игротерапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоциональными нарушениями. Цель игры — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки. 

Средствами игротерапии  может выступать игра ребенка  с куклами, лепка, рисование и даже размазывание красок пальцем, дающее освобождающий «выход в мир красок и форм». Применяются и игры с песком, в процессе которых детский душевный конфликт может не только раскрываться, но в той или иной мере разрешаться в фантастическом виде, отражающем динамику бессознательных процессов. 
М.Левенфельд (1939) предложил так называемую методику миросозидания. В распоряжение ребенка предоставляется набор различных предметов - фигурки людей и животных, игрушечные домики, автомашины, деревья, а также плоский ящик, наполовину наполненный песком. Из этого материала ребенок строит свой «мир» — город, крепость, сцены повседневной жизни - и тем самым обнаруживает свои эмоциональные отношения к людям и предметам. Представляя определенную диагностическую ценность, такая игра способствует также терапевтической переработке душевного конфликта у ребенка. 
Применение игры в отечественной психотерапевтической практике обосновывается теорией игровой деятельности, наиболее полно разработанной в трудах Д.Б.Эльконина. Развитие и изменение всех психических процессов происходит прежде всего в деятельности. Поэтому игра является ведущим средством психотерапии данного возраста. А.И.Захаров разработал методику игротерапии, которая является частью целого комплекса воздействий на ребенка. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией. Предлагаются последовательные воздействия через беседу, спонтанную игру, направленную игру, внушение. Игротерапия выполняет три функции — диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой и реализуются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре, обычно представляющей собой импровизацию какого-либо сюжета. А.И.Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым. Выбор игровых тем отражает их значимость для терапевта и интерес для ребенка; руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей; спонтанные и направленные игры - две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное - возможность импровизации; игра не комментируется терапевтом; направленное воздействие на ребенка осуществляется посредством характера воспроизводимых им и терапевтом персонажей. Постепенно содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Первые ставят своей целью устранение эмоциональных препятствий в межличностных отношениях, вторые - достижение адекватной адаптации и социализации детей. 
 Анна Фрейд одной из первых применила на практике метод игровой терапии. 

Эффект игротерапии определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребенок в ролевой игре как со взрослым, так и со сверстниками. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту. 

Игротерапия также  применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений  в подростковом и юношеском возрасте. При этом в значительно большей мере, чем в дошкольном возрасте, привлекаются механизмы произвольной, сознательной регуляции собственного поведения. Эффективным методом признаны так называемые имитационные игры: в них исполняемая роль соответствует тому идеалу, к которому человек стремится, и лишена тех недостатков, от которых он желает избавиться. Разыгрываемый стиль поведения постепенно приобретает для человека привычный характер. 
Игротерапия оказывается также эффективной при коррекции семейных конфликтов, помогая супругам в игровой форме изжить межличностные противоречия.

 

Не секрет, что и дети порой нуждаются в психологической  помощи. Они так же, как и взрослые сталкиваются с душевными проблемами, страдают от стрессов, мучаются от страхов. Но терапевту с детьми работать сложнее. Ведь к ним нужен особый подход.

Все большее распространение  в работе с маленькими взрослыми  приобретает игровая терапия. Игра помогает детям выплеснуть всю агрессию, которая из «разъедает» изнутри, отобразить страхи, ревность к младшим братьям или сестрам, чувство незащищенности или неуверенности. Наблюдая за игрой, взрослый может определить, какие трудности, невыраженные словесно жалобы, испытывает ребенок.

Методы игровой  терапии

В современных центрах психологии, специалисты пользуются в своей работе с детьми методами игровой терапии. Можно смело сказать, что девиз этого метода «Не управлять, а понимать». Ее целью является не изменение ребенка, а утверждение его собственного «я».

Виды игровой терапии

В настоящее время игровая терапия классифицируется как:

  1. Эго-аналитическая терапия (терапевты во время игры предлагают ребенку различные интерпретации для того, чтобы помочь ему осознать и принять эмоциональные конфликты, которые были им вытеснены или отрицались).
  2. Терапия, ориентирующаяся на теорию социального научения (психолог сосредотачивается на обучении чада играть с другими, а не на аффективности содержания детских игр).
  3. Недирективная игровая терапия (в большинстве, терапевт пассивен и ребенка поддерживает при помощи рефлексивных суждений, помогая этим ему выразить свои личностные конфликты, найдя их решение. Детально об этом методе написано в книге Г. Л. Лэндретта «Игровая терапия: искусство отношений»).

Игровая терапия - упражнения

Для проведения игровой терапии  в домашних условиях, вы можете использовать такие игры:

  1. «Знакомство». Устройте малышам забавное знакомство. Разбейте их на пары, помогите назвать им себя и также пусть они спросят имя своего соседа.
  2. «День рождения». Благодаря этой игре, каждый ребенок будет чувствовать себя в центре внимания. Поочередно назначьте именинников. Помогите произнести поздравления и пожелания. Следует учесть, что детям с агрессией необходимы игры, которые помогают выплеснуть отрицательные эмоции, а также те игры, которые учат правильно выражать свои эмоции и чувства.
  3. «Игрушка». Дайте одной из пар красивую игрушку, а затем помогите второму ребенку правильно ее попросить, при этом, в случае необходимости, ему необходимо предложить обмен.

Не стоит забывать, что дети –  это особые личности и к ним нужен особый подход. Ведь жизненные привычки взрослого человека закладываются еще в детском возрасте.

 


Информация о работе Упражнения арт-терапии