Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:00, реферат
Всем известно, что арт-терапия является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основное отличие арт-терапии от прочих форм психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.
Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны – индивидуальная и групповая терапия.
Игротерапия применяется для
воздействия на детей с невротическими
расстройствами, эмоциональными нарушениями.
Цель игры — помочь ребенку осознать самого
себя, свои достоинства и недостатки.
Средствами игротерапии
может выступать игра ребенка
с куклами, лепка, рисование и даже размазывание
красок пальцем, дающее освобождающий
«выход в мир красок и форм». Применяются
и игры с песком, в процессе которых детский
душевный конфликт может не только раскрываться,
но в той или иной мере разрешаться в фантастическом
виде, отражающем динамику бессознательных
процессов.
М.Левенфельд (1939) предложил так называемую
методику миросозидания. В распоряжение
ребенка предоставляется набор различных
предметов - фигурки людей и животных,
игрушечные домики, автомашины, деревья,
а также плоский ящик, наполовину наполненный
песком. Из этого материала ребенок строит
свой «мир» — город, крепость, сцены повседневной
жизни - и тем самым обнаруживает свои
эмоциональные отношения к людям и предметам.
Представляя определенную диагностическую
ценность, такая игра способствует также
терапевтической переработке душевного
конфликта у ребенка.
Применение игры в отечественной психотерапевтической
практике обосновывается теорией игровой
деятельности, наиболее полно разработанной
в трудах Д.Б.Эльконина. Развитие и изменение
всех психических процессов происходит
прежде всего в деятельности. Поэтому
игра является ведущим средством психотерапии
данного возраста. А.И.Захаров разработал
методику игротерапии, которая является
частью целого комплекса воздействий
на ребенка. Игра рассматривается им и
как самостоятельный метод, и как составная
часть, сочетающаяся с рациональной и
суггестивной психотерапией. Предлагаются
последовательные воздействия через беседу,
спонтанную игру, направленную игру, внушение.
Игротерапия выполняет три функции —
диагностическую, терапевтическую и обучающую,
которые связаны между собой и реализуются
как на начальном этапе (в спонтанной игре),
так и в направленной игре, обычно представляющей
собой импровизацию какого-либо сюжета.
А.И.Захаров выделяет ряд правил, соблюдение
которых является необходимым. Выбор игровых
тем отражает их значимость для терапевта
и интерес для ребенка; руководство игрой
способствует развитию самостоятельной
инициативы детей; спонтанные и направленные
игры - две взаимодополняющие фазы единого
игрового процесса, в котором главное
- возможность импровизации; игра не комментируется
терапевтом; направленное воздействие
на ребенка осуществляется посредством
характера воспроизводимых им и терапевтом
персонажей. Постепенно содержание ролевых
игр меняется от терапевтически направленных
до обучающих. Первые ставят своей целью
устранение эмоциональных препятствий
в межличностных отношениях, вторые - достижение
адекватной адаптации и социализации
детей.
Анна Фрейд одной из первых применила
на практике метод игровой терапии.
Эффект игротерапии определяется
практикой новых межличностных отношений,
которую приобретает ребенок в ролевой
игре как со взрослым, так и со сверстниками.
Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся
взамен отношений принуждения и агрессии,
приводят в конце концов к терапевтическому
эффекту.
Игротерапия также
применяется с целью устранения
социальной и психической дезадаптации,
эмоциональных и личностных нарушений
в подростковом и юношеском возрасте. При этом в значительно
большей мере, чем в дошкольном возрасте,
привлекаются механизмы произвольной,
сознательной регуляции собственного
поведения. Эффективным методом признаны
так называемые имитационные игры: в них
исполняемая роль соответствует тому
идеалу, к которому человек стремится,
и лишена тех недостатков, от которых он
желает избавиться. Разыгрываемый стиль
поведения постепенно приобретает для
человека привычный характер.
Игротерапия оказывается также эффективной
при коррекции семейных конфликтов, помогая
супругам в игровой форме изжить межличностные
противоречия.
Не секрет, что и дети
порой нуждаются в
Все большее распространение в работе с маленькими взрослыми приобретает игровая терапия. Игра помогает детям выплеснуть всю агрессию, которая из «разъедает» изнутри, отобразить страхи, ревность к младшим братьям или сестрам, чувство незащищенности или неуверенности. Наблюдая за игрой, взрослый может определить, какие трудности, невыраженные словесно жалобы, испытывает ребенок.
В современных центрах
Виды игровой терапии
В настоящее время игровая терапия классифицируется как:
Для проведения игровой терапии в домашних условиях, вы можете использовать такие игры:
Не стоит забывать, что дети – это особые личности и к ним нужен особый подход. Ведь жизненные привычки взрослого человека закладываются еще в детском возрасте.