Уровень притязаний и виды самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 22:38, реферат

Описание работы

Самооценка – важнейшая характеристика личности. Недаром французскому писателю Франсуа Рабле принадлежат слова: «Человек стоит столько, во сколько он сам себя оценивает». Действительно, именно самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, его коммуникации с другими людьми. Другими словами, она во многом обусловливает динамику и направленность развития личности. Таким образом, становится понятно, что для гармоничного развития человека, его самосовершенствования, работы над собой, познания своих возможностей и максимального использования их в своей деятельности ему необходимо адекватно оценивать свой образ.

Содержание работы

Введение стр.3
Самооценка, параметры и виды самооценки стр.4
Характеристика индивидов с завышенным и заниженным
уровнями самооценки стр.6
Уровень притязаний личности стр.9
Этапы становления самооценки стр.10
4. Возрастная динамика самооценки стр.12
Заключение стр.13
Список использованной литературы стр.14

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение                                                                                                       стр.3

  1. Самооценка, параметры и виды самооценки                                       стр.4
    1. Характеристика  индивидов с завышенным и заниженным

уровнями самооценки                                                                  стр.6                        

  1. Уровень притязаний личности                                                              стр.9
  2. Этапы становления самооценки                                                           стр.10

4.  Возрастная динамика самооценки                                                         стр.12

Заключение                                                                                                   стр.13

Список использованной литературы                                                         стр.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение 

 

Человек – существо, себя познающее и склонное к самосовершенствованию. Изучение личностью собственных психологических и физических особенностей или, иначе говоря, самопознание является неотъемлемым элементом как первого, так и второго процессов. В свою очередь, самопознание базируется на эмоциональном отношении личности к собственному образу, то есть, на самооценке.

Самооценка – важнейшая характеристика личности. Недаром французскому писателю Франсуа Рабле принадлежат слова: «Человек стоит столько, во сколько он сам себя оценивает». Действительно, именно самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, его коммуникации с другими людьми. Другими словами, она во многом обусловливает динамику и направленность развития личности. Таким образом, становится понятно, что для гармоничного развития человека,  его самосовершенствования, работы над собой, познания своих возможностей и максимального использования их в своей деятельности ему необходимо адекватно оценивать свой образ. 
 Таким образом, целью моей работы стало изучение такого важного психологического явления, как самооценка, его структуры видов и путей формирования. Кроме того, важным аспектом моей работы стало выявление динамики изменения самооценки с возрастом .

 

 
 

 

  1. Самооценка, параметры и виды самооценки

 

Самооценка - это нравственная оценка личностью своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности1. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими.

 Благодаря  способности к самооценке человек  обретает возможность в значительной  мере самостоятельно направлять  и контролировать свои действия  и даже воспитывать себя. Таким образом, самооценка является системообразующим компонентом «Я - концепции».

«Я - концепция» - относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное восприятие человеком самого себя.2 По теории психолога Р.Бернса3 «Я-концепция» состоит их трех элементов (когнитивного, эмоционального и поведенческого):

1. Образ  «Я» - представление индивида о  самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной  интенсивностью, поскольку конкретные  черты образа «Я» могут вызывать  более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или  осуждением. Образ «Я» возникает на основе осознания человеком оценок себя как личности другими и на основе соотнесения оценок других о себе с оценками самого себя.

3. Потенциальная  поведенческая реакция, т. е. те конкретные  действия, которые могут быть  вызваны образом «Я» и самооценкой.

Однако, самооценка является не только одним из уровней «Я-концепции», но и основополагающим компонентом самовоспитания. Именно глубокий самоанализ (самоисповедь или рефлексия), непосредственно базирующийся на самооценке, помогает человеку выявить, какие качества следует воспитывать у себя.

Но не стоить считать, самооценку стихийным явлением. Это особая психологическая категория, имеющая четко определенную структуру, в которой выделяют два компонента:4

- когнитивный, отражающий все то, что индивид  узнал о себе из различных  источников информации;

- эмоциональный (аффективный), выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Однако, важно учесть, что самооценка не представляет собой исключительно оценочные данные; она обладает рядом практических функций, и, исходя, из этого, делится на три вида5:

- прогностическую - оценка своих возможностей, своё отношение к ним;

-актуальную - оценка и основанная на ней коррекций действий;

 -ретроспективная - оценка достигнутых уровней развития, итогов деятельности.

На основе интенсивности выполнения этих трех ключевых функций (адекватная оценка, переоценка, недооценка), самооценка личности может подразделяться на адекватную, завышенную и заниженную соответственно. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность Стоит отметить, что обладатели как завышенной, так и заниженной самооценки обладают рядом специфических свойств, которые будут рассмотрены далее.

 

 

    1. Характеристика  индивидов с завышенным и заниженным уровнем самооценки6

 

При явно завышенной самооценке человек:

- приобретает  комплекс превосходства («я самый  правильный»), или комплекс двухлетних  детей («я лучше всех»);

- имеет идеализированное  представление о себе, о своих  способностях и возможностях, о  своей значимости для дела  и для окружающих людей (стараясь  жить согласно этому идеальному  «Я», часто создает ничем неоправданные  трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко: «Нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других.»);

- игнорирует  личные неудачи ради поддержания  своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя  высокого самомнения; отталкивает  все, что мешает сложившемуся  представлению о себе;

- истолковывает  свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность  и упрямство за волю и решительность;

- становится  недосягаемым для других, «душевно  глухим», теряет обратную связь  с окружающими, не прислушивается  к чужому мнению;

- становится экстернальным, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

- к критической  оценке себя со стороны других  относится с явным недоверием, относя все это к придиркам  и зависти;

- как правило, ставит перед собой невыполнимые  цели;

- имеет уровень  притязаний, превышающий его реальные  возможности;

- легко приобретает  такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

- ведет себя  подчеркнуто независимо, что воспринимается  окружающими как высокомерие  и пренебрежительность (отсюда - скрытое или явное негативное отношение к нему);

- подвержен  преследованию невротических и  даже истерических проявлений («я  способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но  я самый несчастный и невезучий»);

- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего  поведения;

- имеет характерный  внешний вид: прямая осанка, высокое  положение головы, прямой и устойчивый  взгляд, командные нотки в голосе.

 

При явно заниженной самооценке человек:

- обладает  преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации  характера, что и составляет психологическую  базу такой самооценки;

- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

- остро нуждается  в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

- конформен, легко поддается влиянию других  людей, необдуманно идет у них  на поводу;

- страдая  комплексом неполноценности, стремится  самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его  к неразборчивости в средствах  достижения своих целей), лихорадочно  наверстать упущенное, доказать  всем и, прежде всего самому  себе, свою значимость, что он  чего-то стоит;

- ставит  перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

- нередко  «уходит» в свои неприятности  и неудачи, преувеличивая их роль  в своей жизни;

- слишком  требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит  нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и  даже жестокости;

- становится  часто занудой, раздражает окружающих  мелочами, вызывая конфликты как  в семье, так и на работе;

- имеет характерный  внешний вид: голова чуть втянута  в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре  глаза часто отводит в сторону.

 Адекватность  же самооценки, в свою очередь, определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

- познавательного, (изучение и объективная оценка личностью своих качеств, действий, возможностей);

- защитного, действующего в направлении, обратном  действительности (механизм, направленный на минимизацию отрицательных переживаний).

Однако, надо сказать, что самооценка человека не формируется сугубо исходя из его личных качеств или мнения окружающих. Это кропотливый процесс, обусловленный множеством факторов (именно поэтому появились как завышенная, так и заниженная самооценка), а главное, исключительно индивидуальный, но, несмотря на это, в формировании самооценки выделяются общие тенденции,  о которых будет сказано далее. 
 Кроме того, в свое время многие психологи пытались предложить практическую модель расчета самооценки. Наиболее популярная из них – формула американского психолога У. Джеймса. Он предложил вычислять самооценку через отношение успеха к уровню притязаний.7 И если успех, как положительный результат житейского опыта, категория достаточно понятная («он питает самоуважение»8, и, как следствие, прямо пропорционально влияет на уровень самооценки), хоть и субъективная, то, что такое – уровень притязаний, стоит уточнить

 

  1. Уровень притязаний личности

 

Термин «уровень притязаний» был введён в школе немецкого психолога К.Левина. Появление данного феномена было связано с опытами Т. Дембо9. Если поставленная цель была слишком сложной для обследуемого, то он ставил перед собой более лёгкую задачу, приближённую к исходной цели, которую хотел достигнуть по этапам. Вот эта промежуточная цепь и была названа уровнем притязаний.

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. д.), т.е. идеальная цель его будущих действий10. Успех в формуле У. Джеймса рассматривается как производная от уровня притязаний, т.е. как факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Вообще, на уровень притязаний оказывают влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний, как и самооценка, может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь) либо неадекватно завышенным, заниженным. Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели, более вероятен при низкой самооценке, а завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, свойственен людям с завышенной самооценкой. Однако он может приводить к частым неудачам и к разочарованию.

Таким образом, становится понятно, что уровень притязаний – масштаб деятельности человека, его «точка опоры», ключевой элемент в формировании самооценки.

 

  1. Этапы становления самооценки11 и способы ее корректирования      

 

1. Ранний возраст. Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу эмоционально. В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, причем в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, преднамеренно и выразительно демонстрируя свои достоинства. Однако даже такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте еще крайне редки.

2. К дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Кроме того, дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок сам добивается такой оценки, стремится получить похвалу. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

Информация о работе Уровень притязаний и виды самооценки