Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 22:38, реферат
Самооценка – важнейшая характеристика личности. Недаром французскому писателю Франсуа Рабле принадлежат слова: «Человек стоит столько, во сколько он сам себя оценивает». Действительно, именно самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, его коммуникации с другими людьми. Другими словами, она во многом обусловливает динамику и направленность развития личности. Таким образом, становится понятно, что для гармоничного развития человека, его самосовершенствования, работы над собой, познания своих возможностей и максимального использования их в своей деятельности ему необходимо адекватно оценивать свой образ.
Введение стр.3
Самооценка, параметры и виды самооценки стр.4
Характеристика индивидов с завышенным и заниженным
уровнями самооценки стр.6
Уровень притязаний личности стр.9
Этапы становления самооценки стр.10
4. Возрастная динамика самооценки стр.12
Заключение стр.13
Список использованной литературы стр.14
3. Младший школьный возраст. Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Это возраст самого активного формирования самооценки (у младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные).
4. Подростковый возраст. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка— это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников.
Отрочество — время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию «Я-концепции».
Стоит также учитывать, что на всех вышеописанных стадиях достаточно важную роль в формировании самооценки играют внешние данные человека. Высмеивание сверстниками какого-либо физического недостатка ребенка или подроста может привести к психологической травме и критически низкой самооценке.
Более того, стоит отметить, что на данных этапах основной удельный вес в формировании самооценки играет «эхо-самооценка» или когнитивная самооценка, т.е. оценивание себя через призму других людей.
В конце подросткового этапа самооценка уже сформирована и для дальнейших этапов будет существовать ориентир, базис, фундамент, преобразовать который коренным образом будет крайне сложно, а, по мнению некоторых исследователей, невозможно.
На сегодняшний день в существующих исследованиях преобладают две точки зрения. Согласно первой, самооценка личности формируется примерно до возраста ранней взрослости и далее в течение всей жизни уже не изменяется ( устойчивость и преемственность индивидуально-личностных черт на всех стадиях развития выражены сильнее, чем изменчивость качеств; через всю жизнь мы проносим устойчивое ядро своего Я).
В других
исследованиях факт возрастной динамики
самооценки на протяжении взрослых лет
жизни не подвергается сомнению. Однако
надо заметить, что приводимые в работах
сведения нередко противоречивы. Согласно
одной точке зрения, в достаточно молодом
возрасте, люди склонны более оптимистично
оценивать свои качества и перспективы
и с возрастом, а именно с ростом количества
упущенных возможностей, их самооценка
занижается (этого мнения придерживалась
американский психолог Р.Уайли).
По мнению других исследователей (например,
Д.Майерса), ситуация противоположная
(с ростом социального статуса растет
и самооценка индивида).
Однако, недавно проведенное исследование12 по изучению динамики самооценки в течение жизни позволило авторам получить данные в возрастном диапазоне от 9 до 90 лет и сформировать новую гипотезу: высота самооценки с высокого уровня в детстве существенно снижается в подростковом возрасте, затем постепенно поднимается в период взрослости и, наконец, стремительно падает в старости. Эта траектория сохраняет свой характер независимо от половых, этнических различий и инвариантна относительно социально-экономического статуса. Однако даже такое обширное исследование оставляет открытым вопрос динамики самооценки на протяжении всего жизненного пути индивида.
Заключение
Таким образом, я пришла к выводу, что самооценка, как важнейшая составляющая «Я-концепции», оказывает огромное влияние на весь жизненный цикл человека.
Ключевой составляющей самооценки является уровень притязаний личности, который обуславливает поставленные цели и степень удовлетворенности их достижением.
Оптимальное и гармоничное существование человека в социуме может обеспечить только адекватная самооценка, а завышенный и заниженный уровни самооценки являются отклонениями, которые необходимо хотя бы пытаться устранять.
Кроме того, я выяснила, что основными этапами формирования самооценки являются младший школьный возраст (когда формируется когнитивная самооценка) и подростковый возраст, (когда в полной мере укрепляется аффективная самооценка). Что же касается возрастных тенденций изменения самооценки, то исследователи не пришли к единому мнению в этом вопросе, однако, точно известно то, что любое изменение самооценки в послеподростковом периоде, как правило, незначительно.
Используемые материалы
Словари
Большой психологический словарь - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. - 2003
Оксфордский толковый словарь по психологии / А. Ребер. — 2-ое изд. 2002
Однотомные издания
«Развитие Я-концепции и воспитание» - Бернс Р.– М., 1986
«Элементы практической психологии».- Грановская Р.М., Издательство Ленинградского университета. 1988.
Учебники и учебные пособия:
«Социальная психология» Д.Майерс 7-е издание –СПб 2001
«Социальная психология» - Т.Шибутани -«Феникс» - 2002
Электронные ресурсы:
Социологический опрос: Режим доступа: http://robinsrespond.ru
(дата обращения: 20.11.13)
Электронный портал: Психология
Режим доступа: http://edu./psy-metodiks.ru (дата обращения: 23.11.13)
Электронный портал: Психология
Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/
(дата обращения: 23.11.13)
1 Большой психологический словарь - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. - 2003
2 «Социальная психология» - Шибутани Т.-«Феникс» - 2002
3 «Развитие Я-концепции и воспитание» - Бернс Р.– М., 1986
4-5 «Социальная психология» Д.Майерс 7-е издание –СПб 2007
6 Методика самооценки личности по Будасси С.А.
7
http://www.psychologos.ru/
9 http://edu./psy-metodiks.ru
10 Оксфордский толковый словарь по психологии / А. Ребер. — 2-ое изд. — 2002
11 Грановская Р.М., Элементы практической психологии. - 2-е изд. - Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
12 Robins company respond. USA, 2012