Уровень притязаний и виды самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 22:38, реферат

Описание работы

Самооценка – важнейшая характеристика личности. Недаром французскому писателю Франсуа Рабле принадлежат слова: «Человек стоит столько, во сколько он сам себя оценивает». Действительно, именно самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, его коммуникации с другими людьми. Другими словами, она во многом обусловливает динамику и направленность развития личности. Таким образом, становится понятно, что для гармоничного развития человека, его самосовершенствования, работы над собой, познания своих возможностей и максимального использования их в своей деятельности ему необходимо адекватно оценивать свой образ.

Содержание работы

Введение стр.3
Самооценка, параметры и виды самооценки стр.4
Характеристика индивидов с завышенным и заниженным
уровнями самооценки стр.6
Уровень притязаний личности стр.9
Этапы становления самооценки стр.10
4. Возрастная динамика самооценки стр.12
Заключение стр.13
Список использованной литературы стр.14

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

3. Младший школьный возраст. Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Это возраст самого активного формирования самооценки (у младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные).

4. Подростковый возраст. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка— это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников.

 Отрочество  — время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию «Я-концепции».

Стоит также учитывать, что на всех вышеописанных стадиях достаточно важную роль в формировании самооценки играют внешние данные человека. Высмеивание сверстниками какого-либо физического недостатка ребенка или подроста может привести к психологической травме и критически низкой самооценке.

Более того, стоит отметить, что на данных этапах основной удельный вес в формировании самооценки играет «эхо-самооценка» или когнитивная самооценка, т.е. оценивание себя через призму других людей.

В конце подросткового этапа самооценка уже сформирована и для дальнейших этапов будет существовать ориентир, базис, фундамент, преобразовать который коренным образом будет крайне сложно, а, по мнению некоторых исследователей, невозможно.

 

 

  1. Возрастная динамика самооценки

 

На сегодняшний день  в существующих исследованиях преобладают две точки зрения. Согласно первой, самооценка личности формируется примерно до возраста ранней взрослости и далее в течение всей жизни уже не изменяется ( устойчивость и преемственность индивидуально-личностных черт на всех стадиях развития выражены сильнее, чем изменчивость качеств; через всю жизнь мы проносим устойчивое ядро своего Я).

 В других исследованиях факт возрастной динамики самооценки на протяжении взрослых лет жизни не подвергается сомнению. Однако надо заметить, что приводимые в работах сведения нередко противоречивы. Согласно одной точке зрения, в достаточно молодом возрасте, люди склонны более оптимистично оценивать свои качества и перспективы и с возрастом, а именно с ростом количества упущенных возможностей, их самооценка занижается (этого мнения придерживалась американский психолог Р.Уайли). 
 По мнению других исследователей (например, Д.Майерса), ситуация противоположная (с ростом социального статуса растет и самооценка индивида).

Однако, недавно проведенное исследование12 по изучению динамики самооценки в течение жизни позволило авторам получить данные в возрастном диапазоне от 9 до 90 лет и сформировать новую гипотезу: высота самооценки с высокого уровня в детстве существенно снижается в подростковом возрасте, затем постепенно поднимается в период взрослости и, наконец, стремительно падает в старости. Эта траектория сохраняет свой характер независимо от половых, этнических различий и инвариантна относительно социально-экономического статуса. Однако даже такое обширное исследование оставляет открытым вопрос динамики самооценки на протяжении всего жизненного пути индивида.

Заключение

 

Таким образом, я пришла к выводу, что самооценка, как важнейшая составляющая «Я-концепции», оказывает огромное влияние на весь жизненный цикл человека.

Ключевой составляющей самооценки является уровень притязаний личности, который обуславливает поставленные цели и степень удовлетворенности их достижением.

Оптимальное и гармоничное существование человека в социуме может обеспечить только адекватная самооценка, а завышенный и заниженный уровни самооценки являются отклонениями, которые необходимо хотя бы пытаться устранять.

Кроме того, я выяснила, что основными этапами формирования самооценки являются младший школьный возраст (когда формируется когнитивная самооценка) и подростковый возраст, (когда в полной мере укрепляется аффективная самооценка). Что же касается возрастных тенденций изменения самооценки, то исследователи не пришли к единому мнению в этом вопросе, однако, точно известно то, что любое изменение самооценки в послеподростковом периоде, как правило, незначительно.

 

 

 

 

Используемые материалы

 

Словари

Большой психологический словарь - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. - 2003

Оксфордский толковый словарь по психологии / А. Ребер. — 2-ое изд. 2002

 

Однотомные издания

«Развитие Я-концепции и воспитание» - Бернс Р.– М., 1986

 «Элементы практической психологии».- Грановская Р.М., Издательство Ленинградского университета. 1988.

 

Учебники и учебные пособия:

«Социальная психология» Д.Майерс 7-е издание –СПб 2001

 «Социальная психология» - Т.Шибутани -«Феникс» - 2002

 

Электронные ресурсы:

Социологический опрос: Режим доступа: http://robinsrespond.ru

(дата обращения: 20.11.13)

 

Электронный портал: Психология

Режим доступа: http://edu./psy-metodiks.ru (дата обращения: 23.11.13)

 

Электронный портал: Психология

Режим доступа:

http://www.psychologos.ru/articles/view/samoocenka_po_u._dzheymsu

(дата обращения: 23.11.13)

1 Большой психологический словарь - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. - 2003

2 «Социальная психология» - Шибутани Т.-«Феникс» - 2002

3 «Развитие Я-концепции и воспитание» - Бернс Р.– М., 1986

4-5 «Социальная психология» Д.Майерс 7-е издание –СПб 2007

 

6 Методика самооценки личности по Будасси С.А.

7 http://www.psychologos.ru/articles/view/samoocenka_po_u._dzheymsu

 

9 http://edu./psy-metodiks.ru

10 Оксфордский толковый словарь по психологии / А. Ребер. — 2-ое изд. — 2002

11 Грановская Р.М., Элементы практической психологии. - 2-е изд. - Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.

12 Robins company respond. USA, 2012

 

 


Информация о работе Уровень притязаний и виды самооценки