Уровни психодиагностического исследования и их методическое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Психодиагностика - это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека.

Файлы: 1 файл

на печать психодиагностика.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с предложенной схемой психодиагностический метод предстает в виде иерархии выше- и нижележащих по отношению к психодиагностическому подходу уровней, знание о которых входит в знание о нем самом. При этом формируется системное представление о психодиагностическом методе. Конкретные измерительные психодиагностические методики выступают в качестве основы для диагностического подхода, а диагностический подход — для психодиагностического метода. Однако влияние вышестоящих уровней на нижестоящие не односторонне — существует и обратное влияние: конкретных методик на диагностические подходы, а диагностических подходов — на психодиагностический метод в целом; это влияние «сверху вниз» и «снизу вверх». Таким образом, можно говорить о «лестнице оснований». Итак, подсистемами психодиагностического метода являются три диагностических подхода, которые в качестве своих элементов включают конкретные психодиагностические методики. Представленная система психодиагностического метода одновременно выполняет и классификационную функцию.

Теория измеренной индивидуальности занимает промежуточное положение между глобальными психологическими теориями, по сути теоретическими моделями (психоанализ, теория деятельности и пр.) и рабочими «микротеориями», конкретизируемыми применительно к задачам исследования. Тем самым теория измеренной индивидуальности заполняет определенный теоретический вакуум в системе психологического познания. При этом между теориями разного уровня существуют взаимовлияния: на формирование и развитие каждой из теорий накладывают отпечаток как выше-, так и нижерасполагающиеся теории.

Рассматриваемая система результатов психологического познания обладает связями с системой средств психологического познания. Так, устанавливаются горизонтальные соответствия между уровневыми подсистемами обеих систем, на основании наличия тесной связи между средствами и результатами познания: между принципами исследования и его методологией, между исследовательскими методами и теоретическими моделями, между подходами и теориями среднего уровня, между конкретными методиками и описанием конкретных явлений.

Обсуждаемая теория измеренной индивидуальности в рассматриваемой схеме относится к теориям среднего уровня, которые могут быть определены как своеобразные мосты между эмпирическим материалом и общей теорией. Теория измеренной индивидуальности имеет собственную область применения, не совпадающую с областями применения других психологических теорий. Теоретические модели и конституируемую теорию можно «примирить» как теорию высшего и более низкого (т. е. среднего) уровня соответственно. Теоретические модели представляют собой  опосредствованное знание, тогда как теория измеренной индивидуальности «вырастает» из непосредственно наблюдаемых результатов психодиагностического исследования.

К глобальным теоретическим моделям применимо понятие метатеории. Это знание, опосредствованное теориями более низкого уровня, в том числе теорией измеренной индивидуальности. Глобальные теоретические модели, как и методология, оказывают влияние на представления об измеренной индивидуальности лишь опосредствованно (косвенно). Измеренная индивидуальность представляется как результат описания конкретного психологического явления с помощью конкретных психодиагностических методик (результат реализации рабочей «микротеории»), на которое оказывает (вернее, должна оказывать) непосредственное влияние теория измеренной индивидуальности как теория среднего уровня, конкретизирующаяся теорией личности в том или ином диагностическом подходе.

Известно, что в процессе взаимодействия «теория — факт» теория выполняет как ориентирующую функцию, так и функцию создания понятийной схемы систематизации и классификации фактов. Для реализации системного метода описания в психодиагностике, в отличие от комплексного, характерно выделение обобщенных показателей. С позиций системы средств познания первоначально выделяется система основных показателей, затем изучается структура каждого из них, после чего конструируются методики. С позиций системы результатов познания использование данного метода применительно к задаче разработки теории измеренной индивидуальности может в качестве одного из результатов привести к выделению системы основных показателей, на основании которых должно проводиться конкретное описание данных, получаемых с помощью той или иной психодиагностическойметодики.

Так, при проективном диагностическом подходе относительно способа интерпретации данных среди исследователей существуют значительные разногласия. В настоящее время сформировались две основные тенденции, заключающиеся в стремлении: 1) разнообразить, дифференцировать и усложнить используемые показатели, во многом носящие произвольный характер, и 2) осуществить интеграцию психоаналитических положений (фактически также произвольно используемых) применительно к анализу результатов, полученных с помощью проективных методик. Например, в качестве теории предлагается использовать эго-психологию: данные исследования рекомендуется рассматривать как результат функционирования эго, сопоставляя особенности эго-функционирования в проективном диагностическом процессе (апперцепция, моторные реакции, гештальт-функции, процесс выбора) с проявлениями эго в сновидениях, гипнотическом состоянии, фантазиях, мечтах, свободных ассоциациях, художественном, творческом процессе. Наиболее эффективной системой основных показателей для проективного диагностического подхода будут являться измеряемые особенности перцептивной (перцептивно-моторной) деятельности, в которой проявляются как личностный смысл, так и отношения, установки.

 

 

 

 

2 Уровни психодиагностического исследования

        Психодиагностическое исследование индивидуально-личностных ведущих тенденций происходит в противоречивом, напряженном континууме двух научных координат – релевантности (сохранение и отражение индивидуальности) и редукции (объективируемости результатов исследования).

        Соотношение содержательной релевантности и объективируемости результатов позволяет выделить четыре уровня психодиагностического исследования : организм (A), индивид (B), субъект (C) и личность (D). Они соответствуют уровнями психической организации человека: темперамент, характер, интеллект, духовность (рис.1).

 

        Если по вертикали уровни исследования пронизывают разные аспекты личности – аффективность, адаптивность, интеллектуальность, рефлексивность, то по горизонтали включают в себя индивидуальный стиль личности, проявляющийся в мотивационной сфере (a), когнитивном стиле (b), креативности (c), эмоциях (d), коммуникативных свойствах. Коммуникация как смыслообразующий контакт лежит в основе всех названных характеристик личности.

        Коммуникация осуществляет сквозную межуровневую интеграцию душевной жизни человека (Кабрин В.И., 1992). Выделенным уровням психодиагностичекого исследования соответствуют и определенные формы общения: интра-, экстра-, интер- и транскоммуникация.

1. Интракоммуникация – спонтанное, импульсивное, закрытое общение.

2. Экстракоммуникация – контакт на основе восприятия, познания, понимания.

3. Интеркоммуникация – контакт на основе планов, проектов, программ, партнерское, ролевое общение.

4. Транскоммуникация – духовное, творческое, рефлексивное общение.

        По отношению к этим уровням общения психолог выступает одновременно и как исследователь, изучающий их, и как участник, реализующий их в психодиагностическом контакте: психолог- клиент.

        Каждому уровню диагностического исследования соответствует адекватная система методик. В перечень психологических методов, адекватных для исследования уровней “Темперамент”, можно отнести следующие: метод наблюдения, эксперимент, тесты на исследование типа высшей нервной деятельности, свойств нервной системы, опросники темперамента, эмоциональных состояний, аффективных способов реагирования. Уровню “Характер” соответствуют методики для изучения акцентуации личностных свойств и для изучения индивидуальных склонностей, способов адаптации в социальной среде. Уровень “Интеллект” предполагает использование тестов для изучения индивидуального стиля мышления, опросники интересов, личностных предпочтений, проективные методы, методы диагностики межличностных отношений. Адекватны задачам исследования на этом уровне биографический метод и метод интервью. Многофакторные личностные опросники являются методом, связывающим все три уровня в целостный психологический портрет. Психологические методы, направленные на раскрытие уровня “Духовность”, должны быть релевантны изучению предельных жизненных смыслов и ценностей, самосознания человека. Это -глубинный диалог, нарративное интервью, экзистенциальный анализ, герменевтическая реконструкция случая, описание “истории жизни” и др. Экзистенциальная, феноменологическая и трансперсональная психологические школы являются теоретическим основанием исследований данного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        В ходе своего исторического развития психодиагностика выделилась в самостоятельную область психологической науки, разрабатывающую пути, средства и приемы распознания, описания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Эта самостоятельность, пожалуй, наиболее ярко проявляется в том, что независимо от исходного концептуального аппарата различных методик существуют общие для них тестологические принципы (валидность, надежность, дискриминативность и т. д.).

        Психодиагностика имеет собственный предмет познания, отличный от предмета теоретической психологии, а тот и другой не тождественны личности в ее жизнедеятельности. Дело здесь не в уровне развития научного знания, как это может показаться на первый взгляд, а в тех конкретных процедурах познания, с помощью которых осуществляется отображение личности.

        Разработка концептуального аппарата психологической диагностики — это первый шаг на пути теоретической интеграции почти векового опыта измерения индивидуально-психологических особенностей, в стороне от которого долгое время находилась отечественная психология. Есть все основания полагать, что дальнейшая работа в этом направлении не только будет способствовать окончательному оформлению психологии измеренной индивидуальности в качестве самостоятельной области исследований, но и окажется плодотворной для практики изучения индивидуально-психологических различий, без учета которых невозможен прогресс ни в какой сфере человеческой деятельности.

 

 

Список использованных источников

1 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с:

2 Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.

3 Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. -  М., 1997. – 354 c.
4 Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. - М., 2001. – 541 с.
5 Смирнов, И.; Безносюк, Е.; Журавлев, А. Психотехнологии. -  М.: Прогресс, 2009. - 416 c.

6 Психодиагностика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://70-unit.ucoz.ru/index/psikhodiagnostika/0-42. - Загл. с экрана.

7 Уровни психодиагностического исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurs.ido.tpu.ru/courses/psych_diag/tema1.htm. - Загл. с экрана.

8 Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова,  К построению теории «Измеренной индивидуальности» в психодиагностике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107366143&archive=1120045935&start_from=&ucat=27&. - Загл. с экрана.

 

 

 

20

 



Информация о работе Уровни психодиагностического исследования и их методическое обеспечение