В какой мере качества памяти предопределяют успехи деятельности. Провести изучение особенностей использования приемов воображения двух

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть качество памяти как психического процесса, её механизмов, её виды, можно ли усовершенствовать свою память, классификацию видов памяти: по участию воли в процессе запоминания; по психической активности, которая преобладает в деятельности; продолжительности сохранения информации и сути предмета и способа запоминания.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2
1. Общее понятие о памяти …………………………………………3
1.1 Особенности памяти как свойство личности ……………………5
1.2 Некоторые условия успешного запоминания ……………………9
2. Приёмы воображения двух людей ………………………………11
Заключение………………………………………………………………...13
Список используемой литературы ………………………………………14

Файлы: 1 файл

Нагиев Элчин Афлатунович(Познавательные процессы )2 семестр.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ »

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я    Р А Б О Т  А

 

По дисциплине:               «Познавательные процессы »

На тему: В какой мере качества памяти предопределяют успехи деятельности. Провести  изучение особенностей использования  приемов воображения  двух  людей  и сравнить полученные результаты

             Вариант № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент __1__ курса

______2_____ семестр

Нагиев Элчин  Афлатунович

 

 

 

 

 

 

Ташкент , 2011

Содержание

 

        Введение ……………………………………………………………………2

  1. Общее понятие о памяти  …………………………………………3

     1.1     Особенности памяти как свойство  личности ……………………5

     1.2    Некоторые условия успешного запоминания ……………………9

     2.      Приёмы воображения двух людей  ………………………………11

        Заключение………………………………………………………………...13

        Список используемой литературы  ………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Все предметы и явления, которые окружают нас, сохраняются в коре головного мозга, которые мы можем потом воспроизводить когда этих предметов уже нет. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом  опыте, называется памятью.

 Наша память включает следующие психические процессы: запоминание, сохранение усвоенного, узнавание, воспроизведение.

 Память лежит в  основе любого психического процесса. Без памяти идет распад личности, он будет реагировать на любые  стимулы в данный момент.

Задачей работы, проанализировать, как память влияет на успехи деятельности. Привести примеры исследования воображений двух людей

Цель: рассмотреть качество памяти как психического процесса, её механизмов, её виды, можно  ли усовершенствовать свою память, классификацию видов памяти: по участию воли в процессе запоминания; по психической активности, которая преобладает в деятельности; продолжительности сохранения информации и сути предмета и способа запоминания.

 

1. Общее понятие о памяти.

 

 

Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим  о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память –  это абсолютно необходимое условие для обучения и приобретения знаний.  Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти. С.Л.Рубинштейн как-то сказал: “Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво  для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом” [ 4 ] .

Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания[3]. Память является связующим между  настоящим и будущим человека и является основой развития и обучения.

Основными характеристиками памяти являются ее длительность, быстрота, точность, готовность и объем. От этого зависит то, насколько хорошо  мы умеем использовать свою память, то есть ее продуктивность.

 

  1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти  - 7 элементов (единиц) информации.
  2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.
  3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении
  4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
  5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

 

Таким образом о понятии  об общем представлении о памяти можно сказать, что это неотъемлемая составляющая нас самих, которая помогает нам видеть, воспринимать, осознавать, сохранять и в какой-то степени воспроизводить всю информацию которая окружает нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 1.1 Особенности памяти как свойство личности
  •  

     Особенности памяти как свойство личности влияют на развитие способностей, на деятельность человека. Люди с менее развитой памятью тратят больше времени и сил на усвоение учебного материала, чем те, кто легче запоминает. Для многих профессий нужна хорошая память [1]

    Различают следующие  виды памяти:

    Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией), которая сильно развита в детском возрасте но со временем ослабевает.

    Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Вы увидели что-то, представляете, что это вам потребуется в будущем, и говорите, это надо запомнить.

    Приемы заучивания:

      1. механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;
      2. логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;
      3. образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
      4. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для      облегчения запоминания).

    Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. КП – это сохранение какого-либо элемента ситуации на сам момент действия в этой ситуации. Как только ситуация исчезла, действие построено эти элементы ситуации как бы стесываются. Любая информация вначале попадает в КП, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память.

    Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1)  С сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2)  Закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

    Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

    Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

      Моторная память является эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.

    Эмоциональная память связана с фиксированием переживаний, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения.

    Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения. Если вы хотите лучше усвоить учебный материал, привлекайте резервы эмоциональной памяти: придумайте способы насытить информацию эмоциями, сделайте ее интересной для себя, например, нарисуйте комические иллюстрации к скучному тексту.

    Образная память имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности.[2 с.89 ]

     Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течении достаточно долгого времени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

     Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

    Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма. Например, мы помним запах газа, вкус острого перца, чувствуем горячие или холодные предметы и по зная, что они представляют опасность для нашего организма, стараемся их избегать.   

       Образная память  спонтанна, гибка и обеспечивает  длительное хранение следов воздействия.

    Логическая память и в филогенезе, и в онтогенезе возникает позже всех остальных видов памяти. Логическая память формируется только на базе второй сигнальной системы в процессе обучения. Вторая сигнальная система, по определению физиолога И.П. Павлова, — это человеческая речь. Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.

    Эйдетическая память — особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа события. Наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов.[7]

                  Таким образом память оказывает  прямое значение на развитие  личности в том, что от нее  зависит как человек воспримет окружающий его мир и  какую нишу он займет в жизни.

     

    1.2 . Некоторые условия успешного запоминания

     

     

    Данные факты были получены исследователями на основании  разных теорий памяти. Немецкий ученый Г.Эббингауз  [ 6 ] обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

    1. При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец (“эффект края”)
    2. Запоминание пройдет лучше если повторять материал несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней
      1. Любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем как было сказано, не механическое, а логическая обработка материала.
      1. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с  целью деятельности.
      2. Один из интересных эффектов памяти - это явление реминисценции  - улучшение со временем, воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на 2-3 день после выучивания материала.
      3. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
      4. Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго.
      5. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями.
      6. Память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти.
      7. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию":  при потере память первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот: сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания. А затем более сложные и недавние.

    Информация о работе В какой мере качества памяти предопределяют успехи деятельности. Провести изучение особенностей использования приемов воображения двух