Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, контрольная работа
Цель: рассмотреть качество памяти как психического процесса, её механизмов, её виды, можно ли усовершенствовать свою память, классификацию видов памяти: по участию воли в процессе запоминания; по психической активности, которая преобладает в деятельности; продолжительности сохранения информации и сути предмета и способа запоминания.
Введение ……………………………………………………………………2
1. Общее понятие о памяти …………………………………………3
1.1 Особенности памяти как свойство личности ……………………5
1.2 Некоторые условия успешного запоминания ……………………9
2. Приёмы воображения двух людей ………………………………11
Заключение………………………………………………………………...13
Список используемой литературы ………………………………………14
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнил:
Студент __1__ курса
______2_____ семестр
Нагиев Элчин Афлатунович
Ташкент , 2011
Содержание
Введение ……………………………………………………………………2
1.1
Особенности памяти как
1.2 Некоторые условия успешного запоминания ……………………9
2. Приёмы воображения двух людей ………………………………11
Заключение……………………………………………………
Список используемой
Введение
Все предметы и явления, которые окружают нас, сохраняются в коре головного мозга, которые мы можем потом воспроизводить когда этих предметов уже нет. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.
Наша память включает следующие психические процессы: запоминание, сохранение усвоенного, узнавание, воспроизведение.
Память лежит в
основе любого психического
Цель: рассмотреть качество памяти как психического процесса, её механизмов, её виды, можно ли усовершенствовать свою память, классификацию видов памяти: по участию воли в процессе запоминания; по психической активности, которая преобладает в деятельности; продолжительности сохранения информации и сути предмета и способа запоминания.
1. Общее понятие о памяти.
Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для обучения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти. С.Л.Рубинштейн как-то сказал: “Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом” [ 4 ] .
Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания[3]. Память является связующим между настоящим и будущим человека и является основой развития и обучения.
Основными характеристиками памяти являются ее длительность, быстрота, точность, готовность и объем. От этого зависит то, насколько хорошо мы умеем использовать свою память, то есть ее продуктивность.
Таким образом о понятии об общем представлении о памяти можно сказать, что это неотъемлемая составляющая нас самих, которая помогает нам видеть, воспринимать, осознавать, сохранять и в какой-то степени воспроизводить всю информацию которая окружает нас.
Особенности памяти как свойство личности влияют на развитие способностей, на деятельность человека. Люди с менее развитой памятью тратят больше времени и сил на усвоение учебного материала, чем те, кто легче запоминает. Для многих профессий нужна хорошая память [1]
Различают следующие виды памяти:
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией), которая сильно развита в детском возрасте но со временем ослабевает.
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Вы увидели что-то, представляете, что это вам потребуется в будущем, и говорите, это надо запомнить.
Приемы заучивания:
Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. КП – это сохранение какого-либо элемента ситуации на сам момент действия в этой ситуации. Как только ситуация исчезла, действие построено эти элементы ситуации как бы стесываются. Любая информация вначале попадает в КП, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) С сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) Закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Моторная память является эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.
Эмоциональная память связана с фиксированием переживаний, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения.
Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения. Если вы хотите лучше усвоить учебный материал, привлекайте резервы эмоциональной памяти: придумайте способы насытить информацию эмоциями, сделайте ее интересной для себя, например, нарисуйте комические иллюстрации к скучному тексту.
Образная память имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности.[2 с.89 ]
Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течении достаточно долгого времени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма. Например, мы помним запах газа, вкус острого перца, чувствуем горячие или холодные предметы и по зная, что они представляют опасность для нашего организма, стараемся их избегать.
Образная память
спонтанна, гибка и
Логическая память и в филогенезе, и в онтогенезе возникает позже всех остальных видов памяти. Логическая память формируется только на базе второй сигнальной системы в процессе обучения. Вторая сигнальная система, по определению физиолога И.П. Павлова, — это человеческая речь. Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.
Эйдетическая память — особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа события. Наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов.[7]
Таким образом память
1.2 . Некоторые условия успешного запоминания
Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г.Эббингауз [ 6 ] обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти: