Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:29, научная работа
Существует множество ошибочных концепций среди населения, политиков и даже профессионалов, отстаивающих понятие ментального здоровья. Фактически, ментальное здоровье остается недооцененным по многим направлениям в нашем обществе. Понятие ментального здоровья ставится в тупик жесткими ментальными нарушениями, ассоциируется с социальным предубеждением и негативным отношением к нему. Это также происходит, когда лечебная медицина, фокусируясь на проблемах здоровья, больше привлекает внимания к ним, чем к вопросам предупреждения и укрепления публичного здоровья. Позитивная ценность ментального здоровья, необходимых вкладов в оптимальные условия нашего существования, качества жизни и творчества, как социального капитала, не всегда является осмысленной.
Важная ценность ментального здоровья
Введение.
Ментальное здоровье и оптимальные условия существования являются важными источниками повседневной жизни во многих сферах: в семьях, в школах, на улице и на рабочих местах. Кроме того, должен существовать интерес к ментальному здоровью у каждого гражданина, каждого политика, каждого работодателя, представляющих различные общественные секторы. Общественные секторы также состоят из образования, трудовой занятости, условий окружающей среды, обеспечения жильем и транспортом, как показателей социального благополучия. Многие социальные организации играют активную роль в области ментального здоровья. Ментальное здоровье, социальная интеграция и продуктивность связаны через оптимально функционирующие группы, общества, организации и рабочие места, которые выглядят не только здоровыми, но более эффективными и продуктивными. Кроме того, основной причиной укрепления ментального здоровья выступает сама по себе важная ценность ментального здоровья.
Существует множество ошибочных концепций среди населения, политиков и даже профессионалов, отстаивающих понятие ментального здоровья. Фактически, ментальное здоровье остается недооцененным по многим направлениям в нашем обществе. Понятие ментального здоровья ставится в тупик жесткими ментальными нарушениями, ассоциируется с социальным предубеждением и негативным отношением к нему. Это также происходит, когда лечебная медицина, фокусируясь на проблемах здоровья, больше привлекает внимания к ним, чем к вопросам предупреждения и укрепления публичного здоровья. Позитивная ценность ментального здоровья, необходимых вкладов в оптимальные условия нашего существования, качества жизни и творчества, как социального капитала, не всегда является осмысленной.
Ментальное здоровье является неделимой частью общего здоровья и оптимальных условий существования. В принципе, ментальное здоровье ссылается на характеристики людей, но мы также можем говорить о ментальном здоровье семей, групп, сообществ и общества в целом. Ментальное здоровье, как понятие, отражает баланс между человеком и окружающей средой в широком смысле. Существует структурная модель ментального здоровья. В данной модели причины ментального здоровья группируются в четыре категории: индивидуальные факторы и опыт переживаний; социальная поддержка и другие социальные взаимодействия; социальные структуры и ресурсы; культурные ценности (Lahtinen et al., 1999). Влияния между ментальным здоровьем и перечисленными группами причин являются обоюдными. Таким образом, можно говорить о системной модели ментального здоровья. Более того, физическое и ментальное здоровье очень близко связано.
Духовные и религиозные
Ментальное здоровье может описываться в двух направлениях:
Позитивное ментальное здоровье рассматривает ментальное здоровье как ресурс. Ментальное здоровье неотъемлемо от оптимальных условий существования и нашей способности воспринимать, осмысливать, интерпретировать происходящие события, чтобы адаптироваться к ним или изменять их, если необходимо, общаться с другими и быть успешными в социальных взаимодействиях. Здоровые человеческие способности и функции дают нам возможность переживать свою жизнь как значимую; думать о других, быть творческими и продуктивными членами общества.
Ментальное заболевание – это ментальные нарушения, симптомы и проблемы. Ментальные нарушения определяются в текущей диагностике, в основном, через существующие симптомы. Ментальные симптомы и проблемы существуют также вне критериев клинических заболеваний. Эти субклинические условия выступают следствиями устойчивых или временных дистрессов. Ментальные нарушения также могут обозначать определенный груз для человека, семьи, общества (Lavikainen et al., 2001).
Теоретически, целью укрепления ментального здоровья выступает повышение и укрепление позитивного ментального здоровья, предупреждение ментальных заболеваний для защиты индивидов от проблем их ментального здоровья. На практике также многие действия имеют укрепляющий и предупреждающий эффекты.
Концептуализация и измерение ценностей.
Уже утверждалось, что ментальное здоровье выступает важной ценностью. Важная ценность различных качеств предмета может быть абстрактной категорией среди социальных, культурных, философских или религиозных сообществ. Определение ценностей и действия, производимые над ними, подвержены влиянию культурных учреждений и часто отражают нормы культуры. Философы и теологи часто утверждают, что некоторые ценности существуют отдельно от социальных норм и определяют то, как мы живем.
Человеческая жизнь сама по себе выступает ценностью с огромным значением. Но даже такие базовые ценности имеют эталоны веса. Примером этому выступает взвешивание множества других ценностей против ценности качества жизни конкретного человека. Признается, что ценности важны для общества, так как в целом могут влиять на законодательство, правительство, выбор направлений исследования и сервиса, поддерживающего здоровье. Эпидемиологические исследования измеряли уровень смертности широким кругом критериев, но не выдвигали качество жизни и функциональный статус как показатели для своих измерений. Это отражает принятое решение, что именно является ценностью. Прошлые и настоящие утверждения религиозных деятелей и философов о том, что является ценностью, выступают руководствами, что может считаться ценностью, и могут отдалять людей от содержания результатов их коллективного подведения итогов собственной жизнедеятельности. Кто – то, анализируя различные действия, меры поощрения, структуру правительства или законодательства, может прагматично оценить, что общество или культура определяет как ценность.
Важная ценность также может оцениваться на персональном пути каждым человеком. Вопросы, связанные с этим, следующие: «Что для меня выступает очень важным?»; «Что делает мою жизнь значимой?». Множество шкал может быть сконструировано в социальных науках и психологии, чтобы измерить эти ценности. В экономике поведения ценность часто измеряется тем, что человек намерен выменять у другого, данное измерение происходит через опросные листы или выявленный опыт в экспериментальных учреждениях.
Инструмент измерения качества жизни WHO (WHOQOL Group, 1998) выступает отличным примером межкультурной оценки того, что является жизненными ценностями и, кроме того, он охватывает разные смыслы. Хотя большинство инструментов, оценивающих качество жизни, используются в области сервисов здоровья, они измеряют чисто физическое и ментальное функционирование, а WHOQOL измеряет оптимальные условия ментального существования, оптимальные условия социального существования и оптимальные условия духовного существования. WHOQOL тестирует вклады разных секторов в понимание качества жизни, например, мы можем анализировать вклады в снижение ментальных дистрессов, наши взаимоотношения и различные духовные переменные общего счастья и оптимальных условий существования. WHOQOL может рассматриваться как результат преследуемой цели – создать опросник для сервисов здоровья и организаций профилактики здоровья.
Ментальное здоровье как индивидуальные способности и опыт.
Как упоминалось ранее, WHO определяет ментальное здоровье как «Состояние оптимальных условий существования, в которых индивид реализует собственные способности, может совладать с нормальными жизненными стрессами, может продуктивно работать, и способен делать вклады в собственное общество» (WHO, 2004). Это определение полезно для защиты ментального здоровья, в основном, как ресурса индивида для получения различных способностей и навыков. Ментальное здоровье сравнимо с природными, восстанавливаемыми ресурсами (Lehtonen, 1978). Таким образом, ментальное здоровье и его восстановление должно пониматься как продолжительный процесс, предпринимаемый в течение жизни, состоящий из последовательных фаз, в котором ранние фазы влияют на последующие. При благоприятных обстоятельствах ментальное здоровье может улучшаться, но ресурсы ментального здоровья также могут растрачиваться на расстоянии от естественной способности для их восстановления, или могут быть разрушены несоответствующей активностью общества.
Индивидуальная ценность ментального здоровья реализуется через позитивные чувства, различные индивидуальные навыки и способности, которые могут рассматриваться как компоненты или следствия хорошего ментального здоровья (Korkeila, 2000). Ранние исследования рассматривали ментальное здоровье, в значительной степени, с точки зрения удовлетворенности жизнью. Признанно, что низкий уровень удовлетворенности жизнью ассоциируется с проблемами ментального здоровья. Удовлетворенность жизнью, в основном, сводится к персональной оценке имеющихся условий существования в сравнении с внешними стандартами или собственными намерениями. Во – вторых, удовлетворенность жизнью относится к эмоциональным реакциям на повседневный опыт и, в – третьих, отражает уровень психологического дистресса. Существует множество методов исследования «оптимальных психологических условий существования», «оптимальных субъективных условий существования» или «позитивного ментального здоровья» (McDowell, Newell, 1996).
Одним из аспектов ментального здоровья выступает значение персонального контроля над жизненными событиями. Rotter (1966) предложил понятие «локус – контроля» для оценки людей на предложенном континууме интернального – экстернального контроля. Люди, верящие в то, что они сами могут влиять на события своей жизни (люди с интернальным локус – контролем), лучше совладают с меняющимися жизненными событиями, чем те, кто объясняет события через такие понятия, как «удача» или «шанс», или тех, кто винит в событиях других людей (экстернальный локус – контроль). Другой аспект, соответствующий персональному контролю, определяется в понятии самоэффективности, этот аспект связан с верой в то, что человек с успехом реализует принятое им решение. Это показывает, что человек с высоким значением самоэффективности меньше демонстрирует психологическое и физиологическое напряжение в стрессовых ситуациях. Некоторые авторы используют понятие «восприятие власти» в своеобразном значении.
Концепция восприятия причинно – следственных связей, развитая Antonovsky (1979), многими исследователями и авторами ассоциируется с ментальным здоровьем. В модели принятия решений Antonovsky позитивные аспекты стрессов и ресурсы ментального здоровья считаются лучшими понятиями, чем симптомы или нарушения. Три основных компонента концепции восприятия причинно – следственных связей следующие: осмысленность (способность находить структуру в событиях), управление (контроль над окружающей социальной средой), значимость (важность и ценность, присущие событиям и жизни человека). Личность с высоким уровнем восприятия причинно – следственных связей, вероятно, способна выбирать между различными потенциальными ресурсами. Низкий уровень восприятия причинно – следственных связей повторно ассоциируется с ментальными заболеваниями, суицидальным поведением и психосоматическими нарушениями.
Ментальное здоровье и социальные взаимодействия.
Другим аспектом хорошего ментального здоровья выступает взаимно удовлетворительные и устойчивые межличностные отношения. Социальные отношения и учреждения могут действовать как защитные факторы против натиска или повторного проявления ментальных заболеваний или усиления вернувшихся ментальных нарушений. Взаимодействие с другими людьми выступает жизненно необходимой предпосылкой человеческого развития. Без социального взаимодействия потенциал развития ребенка раннего возраста остается не полностью востребованным, как было показано на детях, которые жили вне контактов с людьми, так называемые дети - Маугли. Некоторые авторы рассматривают возможность социальной поддержки, как прямой вклад в повышение ментального здоровья, хотя другие авторы рассматривают роль социальной поддержки в качестве буфера от неблагоприятных условий или стрессовых жизненных событий.
Для большинства людей их родительский дом выступает важной развивающей средой. Также для многих взрослых семья выступает центральной сферой их близких взаимоотношений. Исследователи семьи развили концепцию о «семейном гомеостазе» (Jackson, 1957), с помощью которой они описали факт, что в семье существует определенный тип баланса между взаимоотношениями различных членов семьи. Этот баланс связан с потребностями различных членов семьи и их позициями в семейной иерархии. Гомеостаз может быть не только здоровым, ведущим к гибкости, толерантности в меняющихся условиях, но может быть ригидным и приводить к патологии. Исследователи семьи показали, что тип семейного гомеостаза четко связан с состоянием ментального здоровья членов семьи, которое опять же влияет на целостное функционирование семьи.
Ментальное здоровье влияет на наше участие в общественной жизни и уровень приспособления в ней. Люди, страдающие от ментальных нарушений, с легкостью маргинализованы и исключены из общества. Начиная с работы Faris и Dunham (1939), повторно показывается, что социальная дезинтеграция связана с повышением числа ментальных нарушений в обществе. Дезинтеграция в обществе характеризуется высоким уровнем одиноких людей, разводов, брошенных детей, потерей социальной поддержки, насилием, криминальностью, проблемами наркотиков и алкоголя, а также аномией. Существует несколько социальных воздействий, основные цели которых - создание условий для социальной поддержки и взаимной ответственности. Одним из примеров выступает «социальный диагноз», относительно усиления социальных взаимодействий в социально дезинтегрированной городской среде (Dalgard, Tambs, 1997).
Одной из очень важных сфер участия в социальной жизни является трудовая деятельность. Отношения между ментальным здоровьем и трудовой деятельностью являются комплексными. Прежде всего, для того, чтобы полностью участвовать в трудовой деятельности, необходим особый уровень ментального здоровья и психологических способностей. В этом смысле ценность индивидуального уровня ментального здоровья отражается в социальном обслуживании. Одним из результатов социального обслуживания выступает продуктивность членов общества. Работа также выступает ценным помощником нашего ментального здоровья. Работа придает структуру и ритм нашей повседневной жизни, она дает возможность для самореализации, повышает нашу самооценку, обеспечивает чувство безопасности и удовлетворенности в межличностных отношениях. С другой стороны, работа все больше и больше становится источником дистресса и ментальных заболеваний вследствие стрессовых условий труда, перегрузок, растущих требований и плохих отношений на рабочем месте с руководителями и коллегами. Во многих исследованиях безработица ассоциируется с растущим количеством ментальных нарушений, в некоторых случаях ментальные нарушения возникают от невыносимых условий труда.