Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:59, доклад
Ведущая роль в психологической подготовке будущих учителей к сознательному пониманию выбранной профессии принадлежит вузу. Центральным элементом всей вузовской профориентационной работы является профессиональная информация, под которой мы понимаем систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение студентами необходимого круга знаний о социально-экономических условиях правильного понимания перспективы профессии.
Ведущая роль в психологической подготовке будущих учителей к сознательному пониманию выбранной профессии принадлежит вузу. Центральным элементом всей вузовской профориентационной работы является профессиональная информация, под которой мы понимаем систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение студентами необходимого круга знаний о социально-экономических условиях правильного понимания перспективы профессии. Последний понимается как выбор на основе таких осознанных мотивов, которые отражают в нём как общественные, так и индивидуальные интересы и потребности. Профессиональная информация неразрывно связана со всей системой учебно-воспитательной работы в вузе. Главной ее целью является подготовка студентов к правильному пониманию достижения профессии, вступлению в самостоятельную профессиональную деятельность, которая обеспечит дальнейшее всестороннее и гармоническое развитие личности.
В настоящее время в вузах педагогического направления ведётся профинформационная работа, которая даёт в общем положительные результаты: будущие учители знакомятся с различными видами перспективы профессиональной деятельности, у них формируется положительное отношение к выбранным профессиям сферы материального производства, обслуживания и. т. д., в некоторой степени ослабляется тенденция выбора профессии по мотивам традиционной социальной престижности. Однако в целом работа по профессиональной информации не реализует в достаточной мере заложенные в ней возможности. По нашему мнению, тормозом здесь является теоретическая и методическая безоружность педагогов, которые зачастую не имеют достаточно четкого представления о сущности профинформационной работы, ее задачах, формах и методах осуществления в условиях школы.
Анализ опыта работы пединститутов показал, что профинформация на уроках до сих пор не получила широкого распространения. Информация о профессиях, как правило, даётся поверхностно, не полно. А чтобы оказать положительное влияние на студентов, она должна быть по своему содержанию профессиографической и опираться на их познавательные потребности. Будущим учителям следует рассказывать не только о социально-экономическом значении выбранной ими профессии, но и ее краткую психофизиологическую характеристику, раскрыть содержание тех требований, которые она предъявляет личности педагога.
Во многих случаях даваемая информация раскрывает лишь привлекательные стороны профессии, ее материальные льготы, допускаются некомпетентные суждения, дезориентирующие будущих учителей. Дело в том, что творческие элементы большинства профессий, особенно педагогических, как бы замаскированы невозможностью непосредственно увидеть творческий процесс. Но ведь творчество – это не качество или свойство, присущее самому объекту или предмету труда, а особенность деятельности, и ее необходимо суметь показать будущим педагогам. Главное, чтобы информация о профессиях активизировала и удовлетворяла познавательные потребности студентов, показывала творческие элементы деятельности даже в так называемых «нетворческих» профессиях.
Анализ публикаций и непосредственного опыта работы показывает, что в теории и практике профориентации до настоящего времени не уточнено содержание понятия «профессиональная информация» имеются произвольные его толкования, которые, в конечном счете, накладывают свой отпечаток на само ее проведение. Профинформация рассматривается в узкоутилитарном смысле, лишь как информативно-справочный аспект профориентационной работы. В связи с этим ее задачи сводятся к созданию справочных стендов о потребностях в кадрах, условиях труда по выбранным профессиям, путях овладения ими. При этом отсутствует дифференцированный подход к студентам с учетом их психологических особенностей и возможностей. Это в свою очередь приводит к отождествлению всей профинформационной работы с отдельными ее формами - профпропагандой и профагитацией.
В теоретическом и прикладном аспектах профинформационной работы в вузе можно выделить следующие основные задачи: формирование у студентов знаний о мире выбранной профессии и требованиях, которые они предъявляют к личности; информирование о путях и условиях достижения выбранной профессии; воспитание положительного отношения к выбранной профессии, и в особенности к тем, в которых народное хозяйство испытывает потребность; формирование устойчивого интереса и правильно мотивированного профессионального намерения, с учётом существующей потребности в кадрах и психофизиологических особенностей (возможностей) личности.
Надо сказать, что информативно-справочные и воспитательные функции профинформации в практике работы строгих разграничений не имеют. Например, целенаправленное формирование интересов к той или иной профессии предполагает вооружение будущих учителей справочной информацией, в то же время усвоение последней не может быть эффективным при нейтральном отношении к ней.
Профинформационная работа в вузе должна быть построена так, чтобы она служила основой формирования у студентов необходимых знаний не только о мире выбранной профессий, но и о себе как субъекте, с тем чтобы эти знания помогли принять обоснованное мнение о выбранной профессии. Эта работа будет наиболее эффективной, если в процессе ее проведения удастся реализовать следующие психологические требования; а) опора на познавательные потребности студентов, их активизация и развитие; б) формирование у студентов положительного отношения и психологической готовности к различным видам деятельности; в) развитие потребности студентов в самооценке и самопознании. При этом необходимо, чтобы профинформационный материал и по содержанию, и по форме отвечал возможностям его восприятия и анализа студентами. Не следует перенасыщать информацию о той или иной профессии специфической терминологией, для правильного понимания которой требуется специальные знания.
Формирование сознательного и устойчивого отношения будущих учителей к выбранной профессии не может быть осуществлено вне правильного построения информационного материала. Он должен быть доступным, объективным и всесторонним.
К формам организации профинформационной работы можно отнести специальные стенды, проведение профессиографических мероприятий (экскурсий, встреч), использование уроков по учебным предметам в профинформационных целях, акцентирование внимания студентов на отдельных элементах их работы на уроках.
В качестве организационно-методической основы системного проведения профинформационной работы в вузе может выступать сегодня факультативный курс «Основы выбора профессии», хотя он отнюдь не подменяет собой всего многообразия ее форм и методов: профориентации в учебном и общественно полезном, производительном труде; специальной профконсультационной работы, проводимой с использованием психодиагностических методов (например, в отдельных профцентрах и в профориентационных лабораториях промышленных предприятий) и др.
В задачу курса входит ознакомление студентов с определенным объемом систематизированных профориентационных знаний, активизирующих ответственное отношение их к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения. В ходе изучения курса студенты знакомятся с классификацией профессий, психологическими особенностями личности и их значениям для правильного выбора профессии, получают представление об анализе профессиональной деятельности в плане сопоставления ее требований с возможностями личности и др.
По нашему мнению, имеющиеся формы и методы профинформационной работы необходимо наполнить психологическим содержанием, исходя из особенностей выбранной профессии и уровня их общего развития. Студентам следует рассказывать не только о социально-экономическом значении своей профессии, о технологическом процессе, но и о факторах, обусловливающих успешность или неуспешность ее осуществления, удовлетворение или неудовлетворение личности конкретной профессиональной деятельностью.
Например, во время бесед специалистов со студентами педагогических экскурсий следует освещать такие вопросы, как: почему представитель профессии, с которым происходит встреча, ее любит, успешно работает; почему есть люди, которым она не нравится, и они не достигают и не могут достигнуть в ней значительных успехов.
Усвоение такого материала даёт достаточные основания студентам для анализа своих психологических особенностей, «примеривания» себя к профессии. Студенты получают возможность анализировать выбранную профессию, о которой каждый из них мечтает. Кроме того они вооружаются критическим отношением к отрицательным оценкам той или иной профессиональной деятельности со стороны некомпетентных людей или тех, кто не удовлетворен своей профессией.
По нашему мнению, именно психологический аспект профинформационной работы может повысить ее эффективность и активизировать профессиональное самоопределение будущих учителей.
При подготовке и осуществлении профориентационных мероприятий, предусмотренных планом воспитательной работы в вузах, необходимо учитывать психологические условия развития познавательной активности студентов. Одним из них является создание возможностей для того, чтобы они самостоятельно находили новую информацию о профессиях.
Большие возможности для этого предоставляют экскурсии в передовые школы. При их подготовке необходимо определить, почему из многих школ данная школа заслуживает особого внимания с точки зрения педагогической деятельности и возможности раскрытия требований, предъявляемых ею к психологической сфере личности. С помощью администрации школы можно выделить группу (2-4 человека) представителей данной профессии, которые работают в одинаковых условиях, но отличаются особенностями выполнения педагогических действий и результатами труда. Перед экскурсией целесообразно рассказать студентам о содержании секретов профессии и предложить им провести наблюдение за тем, как действуют учителя: кто из них работает лучше, интереснее; какие методики использует один, а какие - другой; какие органы чувств несут в работе активную нагрузку и т. п. Задача при этом заключается в том, чтобы подготовить студентов к восприятию психологической структуры профессии, ее пониманию и усвоению.
Во время такой экскурсии студенты приобретают умение самостоятельно анализировать профессии и соотносить личные качества с требованиями, предъявляемыми той или иной из них. Обрабатываемая ими информация ложится в основу знаний о структурных особенностях профессий, а последние, в свою очередь, пополняют жизненный опыт студентов, преобразуют его, вызывают интерес и помогают найти ответ на вопрос о профессиональном будущем. Формируемые при этом умения анализа трудовой деятельности наделяются «мотивообразующей функцией»: побуждают студентов к серьёзным размышлениям над вопросом углубления профессиональных знаний и содействуют формированию у них установки на самостоятельное принятие решения.
Целенаправленно организованная профинформация влияет на формирование личностных образований будущих учителей (его интересов, потребностей, мотивов, отношений) и способствует сознательной деятельности. Другими словами, его профессиональное самоопределение основывается на возможно более полном и точном знании мира выбранной профессии, их общественной значимости и тех требований, которые она предъявляет к будущим учителям.
План
1. История психодиагностики.
2. Предмет. Цели и задачи курса.
3. Связи психодиагностики с другими науками.
4. Методологические основы психодиагностики.
5. Этапы психодиагностики.
6. Основные
пути исследования психики
7. Основные
методы исследования и
Опорные слова:
1. Беседа –
метод психологического
2. Тесты – Краткие испытания, предназначенные для оценки уровня тех или иных психологических качеств.
3. Эксперимент
– активное вмешательство
4. Наблюдение – научно целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Психодиагностика - это раздел психологии, изучающий принципы, методологические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значения некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.
Диагностическая работа не является для практического психолога самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы и обследуемым с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий. Главное назначение диагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека.
Термин «психодиагностика» стал широко применяться с 20-х годов нашего столетия, после выхода работы швейцарского психиатра Г. Роршаха «Психодиагностика» /1921/. Термин состоит из приставки «психо» и медицинского термина «диагностика»- т.е. способность распознать. В этом выступает связь психодиагностики с медициной, точнее с психиатрией, где необходимость изучения психических явлений существовала давно. Этот термин первоначально часто понимался лишь как обнаружение и установление психических расстройств или такого рода психического состояния, которое можно определить как отличающееся от нормального.
В этом смысле целью психодиагностики является психодиагноз, т.е. определение отклонения какой-нибудь психической особенности по отношению к какому-нибудь эталону.
Информация о работе Важность профинформационной работы для будущих учителей